Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 21:47, курс лекций
Экономическая и финансовая глобализация
Понятие и структура мировой финансовой системы
Мировая валютная система: устройство и эволюция
Мировые финансовые организации в МФС
Реформирование мировой финансовой системы
Валютная система РФ
Взаимодействие России с мировыми финансовыми институтами
Участие России в реформировании МФС
Сущность и эволюция мирового финансового рынка
Структура мирового финансового рынка
Современные тенденции развития мирового финансового рынка
Понятие и классификация валютных рынков
Понятие и классификация валюты.
Понятие и прогнозирование валютного курса
Инфраструктурное, информационное и программное обеспечение валютного рынка
Основные операции на валютном рынке
Тенденции развития мирового валютного рынка
Понятие и структура
Условия международного кредитования
Современные тенденции развития
Понятие и структура мирового фондового рынка
Основные операции на международном фондовом рынке
Особенности функционирования рынка акций и облигаций
Особенности функционирования рынка производных ценных бумаг
Основные тенденции развития мирового фондового рынка
Нефинансовые корпорации на международном финансовом рынке
Банки на международном финансовом рынке
Органы государственного управления на международном финансовом рынке Частные лица на мировом финансовом рынке
Валютная политика государств
Валютное регулирование государств
Регулирование мирового финансового рынка Международным валютным фондом
Основные направления интеграции российского фондового рынка в международный фондовый рынок
Российский валютный рынок
Россия на мировом кредитном рынке
Основные направления интеграции российского фондового рынка в мировой фондовый рынок
Интеграция России в международный финансовый рынок предполагает ее подключение к межгосударственным институциональным структурам, членство в ведущих финансовых международных организациях, в первую очередь в МВФ.
За 1992—1999 гг. МВФ одобрил семь договоренностей о предоставлении валютных кредитов России на общую сумму 36,6 млрд долл. Однако в связи с тем, что после 17августа 1998 г. предоставление средств в рамках договоренностей о расширенном кредите 1996 г. и кредитном пакете 1998 г. было прекращено, а сами эти договоренности утратили силу, фактически по сентябрь 1999 г. из этой суммы были использованы лишь 22,0 млрд долл. Кроме этого, Россия полностью израсходовала свою резервную позицию в МВФ в размере 1,4 млрд долл. В конце 1998 г. Россия была самым крупным заемщиком Фонда. Насколько велика роль МВФ в качестве кредитора России, видно из того, что на начало января 1999 г. его доля в объеме государственного внешнего долга России приближалась к половине величины этого долга. Использование внешних финансовых ресурсов было бы оправданно в том случае, если бы оно послужило толчком для запуска механизма экономического роста, технологической перестройки экономики. Но кредиты МВФ попросту «проедались», т.е. направлялись на финансирование бюджетного дефицита, обслуживание все возрастающего государственного долга, финансирование импорта предметов потребления. В 2005 г. российский долг МВФ был полностью погашен.
За последнее десятилетие, особенно после серии кризисов в странах с формирующимися рынками, Фонд был вынужден вносить коррективы в отношения со своими клиентами.
Другим важным международным финансовым институтом, связанным с кредитным рынком России, является Международный банк реконструкции и развития. В 1992 г. было заключено соглашение о предоставлении России первого восстановительного займа. Общая сумма этого займа составила 600 млн долл., из которых 60% пошли на оплату импорта и консультационных услуг иностранных специалистов. Кроме этого займа, в период 1995—1997 гг. России были предоставлены два нефтяных займа размером 610 и 500 млн долл. соответственно; заем на восстановление автодорог — 300 млн долл., жилищный заем — 400 млн долл., второй восстановительный заем — 600 млн долл., кредит на развитие городского общественного транспорта — 328,8 млн долл. и проч. В период 90-х гг. Россия входила в число крупнейших реципиентов кредитов МБРР. Во второй половине 1990-х гг. 34% стоимости кредитов МБРР России приходилось на займы, направляемые на структурные преобразования и поддержку экономических реформ, 26% — на развитие топливно-энергетического комплекса, 9,5% — на модернизацию городского хозяйства, 7,2% — на развитие транспортной системы, 5,7% — на развитие агропромышленного сектора, 5% — на охрану окружающей среды, 1,7% — на социальные нужды. После августа 1998 г. в связи с очевидным кризисом кредитных отношений России с МВФ МБРР с 1999 г. принял на себя функции кредитования структурной адаптации и финансовой стабилизации в России.
Основной проблемой во взаимодействии России с МБРР является недоиспользованность кредитов. Некоторые из выделенных и уже распределенных среди конечных получателей кредитов не использовались или направлялись не по целевому назначению.
При анализе перспектив взаимоотношений России с Бреттон-Вудскими кредиторами следует подчеркнуть, что решение сотрудничать с ними, принятое Россией в начале 90-х гг., не является чем-то экстраординарным. Экономические трудности перехода от централизованной к рыночной экономике логически разрешаются обращением страны к внешним источникам кредитования. В условиях финансовой глобализации это совершенно нормальное явление. Своеобразие позиции России в системе международного кредитного рынка состоит в том, что она является не только крупным должником, но и не менее крупным международным кредитором.
4. Основные направления интеграции российского
фондового рынка в мировой фондовый рынок
Специфика российского фондового рынка. Российский фондовый рынок, как и любой национальный рынок, имеет специфику, обусловленную особенностями его исторического развития, что так или иначе влияет на процессы его интеграции в международный фондовый рынок. Предельно кратко эта специфичность может быть охарактеризована следующими признаками: ограниченность, адекватность, зарегулированность.
Относительная ограниченность российского фондового рынка., Российскому фондовому рынку присущи количественные и качественные ограничения: по размерам, по функциям, по участникам, по объектам торговли и т.д.
Данная ограниченность коренится, прежде всего, в специфике российских акционерных обществ, созданных в процессе преобразования государственной собственности в частную собственность в ходе приватизации, начавшейся в 90-х гг. прошлого века и не завершившейся до сих пор.
Как
следствие данного
Незавершенность процессов приватизации государственной собственности и неокончательный состав ее новых, т.е. частных, владельцев приводит к тому, что российский фондовый рынок пока что служит не столько непосредственно делу торговли ценными бумагами как заместителями функционирующего капитала на рынке, сколько обслуживает процессы перемещения и оценки действительной собственности, или материальных капиталов, сосредоточенных в приватизированных организациях.
Неурегулированность отношений собственности в ранее созданных акционерных обществах выражается в постоянном переделе собственности, в том числе путем борьбы за контрольные пакеты акций. Именно поэтому российский фондовый рынок все еще выступает не столько как рынок инвестиционных ресурсов, сколько как рынок перераспределения собственности на акционерные общества.
Все это, конечно, не способствует формированию положительного общественного мнения относительно фондового рынка как надежного инструмента сохранения и приумножения частного капитала рядовых инвесторов, поскольку их интересы, естественно, отодвигаются на второй план по сравнению с проблемами установления контроля над акционерными обществами. Низкая вовлеченность сбережений населения в фондовые ценности говорит о том, что пока еще российский фондовый рынок отделен от самих россиян.
Ограниченность российского фондового рынка проявляется не только в относительной ограниченности его рыночных функций, но и как их следствие — в высочайшей степени его концентрации: на немногих (нескольких десятках) ценных бумагах, в нескольких биржах и брокерских компаниях, в одном-двух городах.
Пока лишь очень небольшой круг акционерных обществ формирует весь биржевой рынок российских акций. Поскольку инвестиционная составляющая такого фондового рынка минимальна, постольку на нем имеет место преобладание исключительно спекулятивных операций и спекулятивных участников, включая и высокую долю «иностранных» спекулянтов, что фактически означает уход от уплаты налогов в России со спекулятивной прибыли. Торговые операции, которые совершаются с акциями многих других акционерных обществ, есть в своей подавляющей массе операции по купле-продаже крупных пакетов акций, позволяющих получить больший или меньший владельческий контроль над конкретным акционерным обществом, и совершаются они вне какой-либо публичной фондовой торговли, а в ряде случаев и вообще без каких-либо объявлений (скрытно).
Поскольку указанная, фактически совершаемая торговля пакетами акций не нуждается в открытом рынке, постольку вся оставшаяся публичная торговля должна быть максимально сконцентрирована (иначе вообще торговать будет нечем). Территориально фондовая торговля сконцентрирована фактически только в Москве на двух биржевых площадках ММВБ и РТС. С общеэкономической точки зрения в этом нет ничего плохого, так как концентрация рынка обеспечивает наилучшие условия для формирования рыночных цен. Однако в условиях огромных территориальных масштабов нашей страны такая концентрация есть пока не следствие высокого уровня развития фондового рынка, а, наоборот, результат его чрезвычайно небольших размеров. Для многих потенциальных региональных инвесторов покупка российских ценных бумаг остается весьма затруднительной или даже порой невозможной в силу отсутствия каких-либо связей с фондовыми биржами и биржевыми посредниками.
Несмотря на максимальную концентрацию рынка, а значит, и на теоретически очень благоприятные возможности для формирования истинно рыночных цен на акции в силу высокой концентрации спроса и предложения на них в одном месте, существование небольшого числа участвующих на нем профессиональных торговцев делает актуальным и вопрос о справедливости (обоснованности) имеющихся рыночных цен на обращающиеся ценные бумаги. Практика российского фондового рынка показывает, что на нем совсем не исключается возможность манипулирования ценами, прежде всего на основе использования инсайдерской информации и по иным причинам.
Наконец, ограниченность инструментов российского фондового рынка проявляется и в незначительной роли государственных ценных бумаг, с одной стороны, как следствие дефолта 1998 г., а с другой — как следствие «избытка» денежных средств у государства в силу высоких поступлений от экспорта топливно-энергетических ресурсов и потому отсутствии экономической необходимости в заемных ресурсах для покрытия ежегодных дефицитов государственного бюджета.
Адекватность инфраструктуры. Данная особенность заключается в наличии развитой инфраструктуры и современной техники и инструментов торговли на российском фондовом рынке, в большой степени адекватных международному уровню, несмотря на описанную выше ограниченность отечественного рынка.
Все дело в том, что российский фондовый рынок, с одной стороны, сразу создавался на основе последних достижений в сфере обеспечения торговли ценными бумагами и связанными с ними финансовыми инструментами, а потому, несмотря на свою молодость, он находится на уровне технологий современного международного фондового рынка. С другой стороны, он создавался не стихийно и не на капиталы небольших частных структур и торговцев, а более-менее централизованно на крупные капиталы банковского сектора, включая особенно средства Центрального банка страны. Поэтому никакой нехватки требуемых средств для создания необходимой инфраструктуры рынка особенно не наблюдалось, а возможностей для выбора имеющихся на международном фондовом рынке технологий его организации и торговли было достаточно.
Российские фондовые биржи исходно создавались как мощнейшие электронные торговые системы, которые имеют большие возможности для расширения рынка за счет тех возможностей, которые привносит в современную торговлю Интернет и электронные системы связи.
Российские фондовые посредники в полной мере владеют современными технологиями торговли фондовыми ценностями от торговли самими ценными бумагами до торговли производными инструментами на них. Положительная черта российского фондового рынка состоит и в том, что на нем представлены все современные инструменты данного рынка, а его профессиональные участники в совершенстве владеют технологиями торговли и использования этих инструментов.
Можно сказать, что в нашей стране создана вся необходимая инфраструктура фондового рынка, которая обеспечивает небольшие сроки и высокую надежность всех денежных расчетов и поставок ценных бумаг, а также процессы перерегистрации прав собственности на них.
Такое положение, естественно, облегчает все процессы вхождения российского фондового рынка в международный рынок и позволяет российским эмитентам и инвесторам в данном контексте свободно перемещать свои капиталы с одного рынка на другой, а российским профессиональным торговцам проводить фондовые операции не только на отечественном, но и на международном фондовом рынке.
Зарегулированность российского фондового рынка. Российский фондовый рынок, как и любой другой национальный фондовый рынок, естественно, имеет и свои особенности государственного регулирования, сравнительный анализ которых позволяет охарактеризовать их прежде всего как «сверхрегулирование», или зарегулированность.
Дело в том, что модель государственного регулирования российского фондового рынка изначально создавалась по подобию того регулирования, которое характерно для стран с высокоразвитым фондовым рынком, прежде всего для фондового рынка США. В этом, естественно, легко усмотреть тесную связь российского рынка с международным, но проблема состоит в том, соответствует ли уровень развития первого второму. Очевидно, что имеющаяся форма регулирования рынка должна быть адекватной его текущему состоянию, а российский рынок все же еще существенно отстает по наиболее важным своим параметрам от международного рынка.