Государственный кредит. Платежи предприятий в бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 13:16, контрольная работа

Краткое описание

Новой для отечественной экономической и правовой науки является такая категория, как государственный кредит.
В экономически развитых государствах доля обязательных (налоговых) платежей в бюджетах составляет примерно 80-85%. Остальные 15-20% доходов покрываются за счет так называемых неналоговых поступлений, среди которых основное место занимают заемные средства, организуемые через государственный кредит

Оглавление

1. Государственный кредит …………………………………………………… 3
2. Платежи предприятий в бюджет, их место в доходах государственного бюджета Республики Беларусь ………………………………………………
16
Список использованных источников ………………………………………. 35

Файлы: 1 файл

Государственный кредит. Платежи предприятий в бюджет 2011.doc

— 1.20 Мб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2011-05-25 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

1. Государственный  кредит …………………………………………………… 3
2. Платежи  предприятий в бюджет, их место  в доходах государственного бюджета  Республики Беларусь ………………………………………………  
16
Список  использованных источников   ………………………………………. 35
   
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВОПРОС  1. Государственный кредит 

    Новой для отечественной экономической  и правовой науки является такая  категория, как государственный кредит.

    В экономически развитых государствах доля обязательных (налоговых) платежей в бюджетах составляет примерно 80-85%. Остальные 15-20% доходов покрываются за счет так называемых неналоговых поступлений, среди которых основное место занимают заемные средства, организуемые через государственный кредит [4, с.326].

    Как экономическая категория, государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита и отражает их особенности.

    Государственный кредит отличается от других видов  кредита, в частности, от банковского  кредита. Эти отличия проявляются в следующем [14, с.228].

  1. Банковский кредит используется обычно для кредитования хозяйствующих субъектов в целях покрытия их потребностей: на приобретение товарно-материальных ценностей, на капитальные вложения и капитальный ремонт и т.д. Банковский кредит могут получить и отдельные граждане, например, на строительство жилья. Государственный же кредит поступает не в распоряжение предприятий, а органам государственной власти и управления в качестве дополнительных финансовых ресурсов. Используется государственный кредит, как отмечалось выше, в основном на покрытие бюджетного дефицита.
  2. Банковский кредит предоставляется предприятиям с учетом наличия у них конкретного материального обеспечения, в качестве которого выступают товарно-материальные ценности, поручительства, гарантии и т.д. По государственному кредиту обеспечением является все имущество, находящееся в собственности государства.
  3. Источником погашения банковского кредита и процентов по ним является прибавочный продукт, созданный на хозяйствующих субъектах в результате производительного использования банковских ссуд. Источником же погашения государственного кредита и выплаты процентов по ним являются средства бюджета.
  4. Срок возврата банковских кредитов строго регламентирован соответствующими нормативными документами и нарушение этих сроков часто влечет экономические санкции, например, повышенные проценты за кредит или штрафы с виновной стороны. Государственный кредит обычно не предусматривает никаких санкций к государству.

    Существуют  и другие отличия между банковским и государственным кредитом (табл. 1.1).

    Таблица 1.1

Различия  государственного и банковского  кредита

Государственный кредит Банковский  кредит
1. Получают органы власти и управления

2. Используется  на покрытие бюджетного дефицита

3. Государственные  займы не имеют конкретного  целевого характера

4. Обеспечением  служит все имущество, находящееся у государства

5. Государственный  кредит не предусматривает экономических санкций государству

6. Интересы кредиторов  государства имеют иногда политические, экономические и другие обособленные цели

7. Всегда является  средством сокращения количества денег в обращении

1. Получают физические  и юридические лица

2. Используется, как правило, в процессе производства

3. Как правило,  имеет целевой характер

4. В качестве  обеспечения выступают конкретные  ценности

5. Срок возврата  банковской ссуды строго регламентирован  и его нарушение приводит к возникновению соответствующих санкций

6. Экономические  интересы участников совпадают

7. Может быть  причиной появления избыточной денежной массы

Источник: [15, с.138]. 

   С точки зрения финансового права  государственный кредит интересен  как один из основных неналоговых  поступлений в бюджетную систему  государства.

    Государственный кредит представляет собой совокупность денежных отношений, возникающих между государством, физическими и юридическими лицами, при которых государство выступает, как правило, в качестве заемщика, а иногда и в качестве гаранта. Чаще всего государство выступает как заемщик денежных средств и значительно реже — как кредитор. Это случается тогда, когда государство предоставляет ссуды другим государствам или юридическим и физическим лицам внутри страны.

    Привлечение временно свободных средств хозяйствующих  субъектов, населения, а также других государств, международных финансовых организаций и фондов осуществляется на условиях возвратности, срочности и платности.

    Источником  возвращения государственного кредита  и процентов по нему являются налоги. Именно поэтому К. Маркс назвал государственный кредит антиципированными (взятыми наперед) налогами [16, с.25].

    По  своей экономической природе  государственный кредит не является доходом государства, но служит той  же цели, что и доходы государства  — покрытию расходов государства  и прежде всего дефицита государственного бюджета. Основной формой государственных доходов, как известно, выступают налоги, а основной формой государственного кредита являются займы. В этой связи назовем основные отличия между налогами и займами [15, с.137].

  1. Налоги носят обязательный характер, а займы, как правило, добровольный.
  2. Налоги уплачиваются государству безвозвратно, если не считать получение гражданами от государства общественных благ, связанных, например, с образованием, лечением и т.п. Займы же подлежат обязательному возврату кредиторам.
  3. Для налогов характерно одностороннее движение стоимости. В случае предоставления займа государство выдает встречные финансовые обязательства, свободно обращающиеся на рынке.
  4. Налоги являются доходом для государства и в будущем они не требуют дополнительных расходов по возмещению. Займы же подлежат возврату, что ведет к образованию государственного долга.

    Государственный кредит может иметь две формы: сберегательное дело и государственные  займы.

    Сберегательное  дело принадлежит к государственному кредиту, если привлеченные средства направляются в доходы бюджета. Однако, как правило, сберегательные банки, независимо от формы собственности действуют на коммерческой основе и мобилизированные средства формируют их кредитные ресурсы. Часть этих ресурсов может направляться на приобретение государственных ценных бумаг и таким образом принадлежать к государственному кредиту.

    Государственные займы – это основная форма  государственного кредита, которая осуществляется в виде займов путем выпуска государственных долговых обязательств (казначейские обязательства), гарантированных Правительством.

    Государственные займы можно классифицировать по нескольким признакам:

  1. по виду эмитента — займы правительства и займы местных органов власти;
  2. по признаку держателей ценных бумаг — реализуемые среди населения, среди юридических лиц, универсальные, т.е. реализуемые как среди юридических, так и физических лиц;
  3. по месту размещения — внутренние и внешние;
  4. по способу выплаты (получения) дохода — процентные, выигрышные, процентно-выигрышные, беспроцентные, с купонным доходом;
  5. по способам обеспечения — закладные и беззакладные. Закладные обеспечиваются доходом, чем-то конкретным (доходом, имуществом). Эти займы свойственны местным органам власти. При беззакладных займах обеспечением служит все имущество государства или местного органа власти.
  6. по характеру обращения на рынке — рыночные и нерыночные. Рыночные заемные инструменты — это те, которые свободно продаются и покупаются. Они являются основой при погашении бюджетного дефицита. Нерыночные не могут свободно менять своего владельца, и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. В основном они используются для мобилизации средств страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов;
  7. по срокам привлечения средств — краткосрочные (срок погашения до одного года), среднесрочные (до пяти лет) и долгосрочные (свыше пяти лет);
  8. по форме стоимости — товарные и денежные займы. В современных условиях используются денежные займы;
  9. по методам размещения — добровольные и принудительные. Принудительные займы возникают в случае войн или других чрезвычайных обстоятельствах. В бывшем СССР такие займы осуществлялись методом подписки на заем и методом замораживания вкладов в сберегательных кассах;
  10. по виду валют — в национальной валюте и в валюте других стран;
  11. по форме эмиссии займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные представляют собой эмиссию ценных бумаг государства. Безоблигационные займы оформляются путем записей в долговых книгах, подписанием договоров, соглашений, как правило, на международном уровне.

    В современных условиях в Республике Беларусь государственные займы представлены в основном государственными краткосрочными облигациями (ГКО) и государственными долгосрочными облигациями (ГДО).

    Облигация — наиболее распространенный вид ценных бумаг. Она представляет собой государственное долговое обязательство и дает право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и проценты. Нарицательная стоимость (номинальная цена) облигации, устанавливаемая государством, выражает денежную сумму, предоставленную держателем облигации государству во временное пользование. Именно эта сумма выплачивается владельцу облигации в момент погашения, и на нее начисляются проценты. Однако реальная доходность облигаций для их держателей может быть выше или ниже установленного номинального процента, поскольку облигации продаются по курсовой цене, отклоняющейся от нарицательной стоимости. Это отклонение называется курсовой разницей, которая зависит от целого ряда факторов: величины номинального процента по облигации, насыщенности рынка ценными бумагами, доверия населения правительству и др.

    Выпуск  ГКО начался с 1994 г., их основная цель — привлечение временно свободных средств юридических и физических лиц (в том числе иностранных) для возмещения дефицита республиканского бюджета.

    Указанные облигации являются государственными ценными бумагами, выпускаются они  от имени Совета Министров Республики Беларусь и размещаются среди  юридических лиц на добровольной основе.

    С 1995 г. в Республике Беларусь выпускаются  и долгосрочные государственные  облигации (ДГО), основное назначение которых — снижение темпов инфляции и исполнение республиканского бюджета по расходам. ДГО, как и ГКО, выпускаются ко решению Совета Министров Республики Беларусь и являются государственными ценными бумагами со сроком обращения один год и более.

    Эмиссия ДГО проводится не чаще одного раза в месяц. Объемы эмиссии учитываются при формировании республиканского бюджета. Долгосрочные облигации могут приобретаться юридическими лицами Республики Беларусь и других государств (среди населения не распространяются).

    В целом основные условия выпуска, обращения и погашения ДГО  Республики Беларусь аналогичны основным условиям выпуска ГКО.

    ГКО и ГДО, номинированные в белорусских  рублях, могут быть погашены досрочно или обменены на облигации другого  выпуска.

    В Республике Беларусь эмитируются также  долгосрочные государственные облигации, не обращающиеся на вторичном рынке  ценных бумаг. Размер процентного дохода по ним устанавливается не выше ставки рефинансирования Национального банка.

    Для размещения только среди физических лиц в Республике Беларусь выпускаются  облигации государственного сберегательного займа и облигации государственного выигрышного валютного займа. В экономически развитых странах помимо займов, выпускаемых правительствами этих стран, широкое распространение получили муниципальные займы, выпускаемые местными органами власти. Так, например, в США в последние годы стоимость муниципальных облигаций в общей стоимости выпущенных ценных бумаг с фиксированным доходом составила более 17 %. Повсеместное развитие получили в последнее время местные займы и в России [15, с.147].

    В Белоруссии местные займы пока слабо  распространены. Эти займы практикуются в основном для привлечения средств граждан на жилищное строительство. Слабое развитие местных займов объясняется в основном тем, что в Беларуси дефицит местных бюджетов покрывается за счет республиканского бюджета. В связи с этим местные органы власти не заинтересованы в организации и проведении местных займов.

    Одной из форм государственного кредита являются гарантии, предоставляемые Правительством Республики Беларусь по кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь юридическим ли цам Республики Беларусь. Предельный размер указанных гарантий устанавливается ежегодно законами о бюджете страны на очередной год.

    Государственные гарантии по внутренним и внешним займам (кредитам) предоставляются на платной основе Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

    Оформление  государственной гарантии по договору внешнего займа (кредита) осуществляется Правительством Республики Беларусь. Оформление государственной гарантии по договору внутреннего займа (кредита) осуществляется Министерством финансов по поручению Правительства Республики Беларусь после принятия Правительством Республики Беларусь решения о предоставлении государственной гарантии.

    Государственные гарантии не предоставляются по займам (кредитам) резидентам Республики Беларусь, имеющим задолженность по платежам в республиканский бюджет, местные бюджеты и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Информация о работе Государственный кредит. Платежи предприятий в бюджет