Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 13:16, контрольная работа
Новой для отечественной экономической и правовой науки является такая категория, как государственный кредит.
В экономически развитых государствах доля обязательных (налоговых) платежей в бюджетах составляет примерно 80-85%. Остальные 15-20% доходов покрываются за счет так называемых неналоговых поступлений, среди которых основное место занимают заемные средства, организуемые через государственный кредит
1. Государственный кредит …………………………………………………… 3
2. Платежи предприятий в бюджет, их место в доходах государственного бюджета Республики Беларусь ………………………………………………
16
Список использованных источников ………………………………………. 35
Порядок предоставления и исполнения государственных гарантий, а также возмещения в бюджет расходов, понесенных Правительством Республики Беларусь при исполнении обязательств гаранта, устанавливаются законодательными актами.
К
основным формам внутреннего государственного
кредита можно отнести и бюджет
Бюджетная ссуда (бюджетный заем) предоставляется после заключения договоров, которые действуют с момента их заключения и до полного исполнения заемщиком своих обязательств по возврату бюджетной ссуды (бюджетного займа) и уплате процентов за пользование бюджетным займом.
Срок пользования ссудой (бюджетным займом) исчисляется со дня перечисления денежных средств на счет заемщика или в оплату обязательств заемщика перед поставщиками товаров (работ, услуг) до полного исполнения заемщиком своих обязательств по погашению бюджетной ссуды (бюджетного займа).
Бюджетная ссуда (бюджетный заем) предоставляются бюджету на основании договоров, заключаемых с Министерством финансов или местным исполнительным и распорядительным органом, исполняющим соответствующий бюджет, на покрытие временного кассового разрыва и для финансирования дефицита бюджета в целях реализации инвестиционных проектов и программ.
Для покрытия временного кассового разрыва местный бюджет, бюджет государственного внебюджетного фонда имеют право получать бюджетные ссуды (бюджетные займы), предоставляемые из другого бюджета. Бюджетная ссуда (бюджетный заем), предоставленная местному бюджету, бюджету государственного внебюджетного фонда на покрытие временного кассового разрыва, подлежат возврату до конца текущего финансового года.
Для финансирования дефицита бюджета, в целях реализации инвестиционных проектов и программ местный бюджет имеет право получать бюджетные ссуды (бюджетные займы) на срок до пяти лет. Бюджетная ссуда (бюджетный заем) для реализации инвестиционных проектов и программ не предоставляется местному бюджету, имеющему просроченную задолженность по погашению ранее предоставленных бюджетных займов в республиканский бюджет, вышестоящий местный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Бюджетная ссуда (бюджетный заем) предоставляется организации на основании договоров между Министерством финансов или местным исполнительным и распорядительным органом, исполняющим соответствующий бюджет, заемщиком и распорядителем бюджетных средств, в ведении (подчинении) которого находится заемщик.
Бюджетные
ссуды предоставляются
Бюджетная ссуда (бюджетный заем) не предоставляется организации, если целью ее получения является погашение банковского кредита, бюджетной ссуды (бюджетного займа), ранее выданных из республиканского бюджета и местных бюджетов, осуществление платежей в республиканский бюджет, местные бюджеты и бюджеты государственных внебюджетных фондов.
В последнее время в Беларуси широкое распространение получили денежно-вещевые лотереи, которые проводятся Министерством финансов республики, местными органами власти, различными общественными организациями. На выигрыш выделяется обычно 60-65 % суммы выпущенных билетов, остальная часть, за вычетом организационных расходов, зачисляется в доход республиканских или местных бюджетов. Средства от реализации лотерей направляются на строительство различных объектов — учебных заведений, спортивных сооружений и др. При мобилизации денежных средств населения путем размещения денежно-вещевых лотерей складываются такие же отношения между населением и заемщиком, как и при денежной форме государственного кредита. Лотерейные билеты размещаются на принципе добровольности и пользуются спросом среди населения, а в местные и республиканские бюджеты поступают дополнительные источники финансовых средств. Однако между облигациями государственных займов и лотерейными билетами имеется принципиальное различие. Первые представляют собой ценную бумагу на предъявителя, по которым государство обязуется выплатить денежные суммы их владельцам в установленные сроки, исходя из нарицательной стоимости облигации и определенного дохода (в виде выигрыша или процентов). Именно на условиях обязательной возвратности временно заимствованных средств строятся отношения по государственному кредиту. Такое обязательство возникает уже с момента выпуска ценной бумаги в обращение.
Внешний (международный) государственный кредит представляет собой совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика, кредитора или гаранта. Эти отношения принимают форму государственных внешних займов, которые предоставляются на условиях срочности, платности и возвратности. Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами включается в государственный долг страны [15, с.150].
Основными целями внешних займов являются [4, с.332]:
Государственные внешние займы предоставляются в денежной или товарной форме. Как правило, они бывают среднесрочными или долгосрочными и выпускаются в валюте страны-кредитора, страны-заемщика или третьей страны. Погашение внешних займов осуществляется по соглашению сторон валютой или товарными поставками.
Основными кредиторами Республики Беларусь выступают Россия, Германия, Италия и другие страны, а также международные финансовые организации — Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и др.
Согласно Платежного баланса Республики Беларусь за 2010 год Правительством Республики Беларусь было привлечено иностранных кредитов и займов на сумму 3 529,1 млн. долл. (в 2009 году – о 4 270 млн. долл.), что на 18 % меньше, чем за 2009 год (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Иностранные кредиты и займы, привлеченные
Правительством Республики Беларусь за 2008-2009 год, млн. долл.
Источник:
Собственная разработка на основании
данных [11]
В 2010 году основной нетто-приток в страну иностранных инвестиций в форме кредитов и займов обеспечен банками Республики Беларусь, сектором органов государственного управления и сектором органов денежно-кредитного регулирования.
Обязательства
сектора органов
В
настоящее время размер ресурсов,
предоставленных Беларуси по программе
stand-by, достиг около 3,5 млрд. долл. США (табл.
1.1).
Таблица 1.1
График поступления финансовых ресурсов МВФ
в рамках соглашения стэнд-бай
Дата
поступления |
Сумма,
млн. долл. США |
Условия |
15 января 2009 | 788 | Утверждение соглашения стэнд-бай Советом Директоров (завершено) |
2 июля 2009 | 679,2 | Выполнение критериев реализации программы на конец марта и завершение первого обзора (завершено) |
21 октября 2009 | 699,5 | Выполнение критериев реализации программы на конец июня и завершение второго обзора (завершено) |
18 декабря 2009 | 688 | Выполнение критериев реализации программы на конец сентября и завершение третьего обзора |
31 марта 2010 | 662,9 | Выполнение критериев реализации программы на конец декабря и завершение четвертого обзора |
Всего | 3 517,6 |
Источник:
Собственная разработка на основании
данных [6]
Таким образом, рассчитанная на 15 месяцев договоренность в размере 1,62 млрд. СДР (около 2,46 млрд.долл. США) утверждена Исполнительным советом МВФ 12 января 2009 года, а 29 июня того же года объем финансовой поддержки со стороны МВФ был увеличен до 2,27 млрд. СДР (около 3,5 млрд.долл. США).
На 1 января 2011 г. внешний долг органов государственного управления (без учета кредитов под гарантии Правительства Республики Беларусь) составил 10 057,9 млн. долларов, или 35,3 % валового внешнего долга страны, и увеличился с начала года на 1 694,9 млн. долларов (или на 20,3 %). Внешний долг этого сектора представлен долгосрочными обязательствами Правительства Республики Беларусь перед нерезидентами в форме иностранных кредитов и займов в размере 8 260,1 млн. долларов (включая кредит МВФ на сумму 3 495,3 млн. долларов), обязательствами по государственным долгосрочным облигациям Министерства финансов Республики Беларусь на сумму 1 230,1 млн. долларов, а также обязательствами по распределению специальных прав заимствования МВФ в размере 567,7 млн. долларов [3].
В 2010 году операции сектора органов денежно-кредитного регулирования обеспечили чистый приток кредитных средств в размере 658,5 млн. долларов. Внешние заимствования этого сектора представлены долгосрочными вложениями на сумму 512,2 млн. долларов и краткосрочными инвестициями на сумму 146,3 млн. долларов [11].
Обязательства органов денежно-кредитного регулирования на 1 января 2011 г. составили 1 855,3 млн. долларов (6,5 % валового внешнего долга страны) и увеличились за 2010 год на 1 431,6 млн. долларов (или в 4,4 раза). Внешние обязательства представлены задолженностью по долгосрочным обязательствам в размере 588,2 млн. долларов (31,7 % внешнего долга органов денежно-кредитного регулирования) и краткосрочными обязательствами в размере 1 267,1 млн. долларов (68,3 %). Долгосрочные обязательства образованы иностранными заимствованиями в форме кредитов в размере 588,2 млн. долларов. Краткосрочные обязательства представлены задолженностью по счетам и депозитам нерезидентов в объеме 1 120,8 млн. долларов и кредитами на сумму 146,3 млн. долларов. За 2010 год долгосрочные обязательства выросли на 310,1 млн. долларов, или в 2,1 раза, краткосрочные обязательства увеличились на 1 121,5 млн. долларов [3].
Что же касается сегодняшней ситуации в Республике Беларусь, то в настоящее время страны ЕврАзЭс 4 июня 2011 года примут окончательное решение о предоставлении кредита Беларуси. Причем из общей суммы кредита в 3 млрд. долларов в этом году будет выделено 1,24 млрд. долларов, в том числе первый транш составит 800 млн. долларов [10].
Таким
образом, в Республике Беларусь государственный
кредит выступает в двух основных
формах – внутренние государственные
займы и внешние
ВОПРОС
2. Платежи предприятий в бюджет, их место
в доходах государственного бюджета Республики
Беларусь
Финансовые
отношения предприятия с
Основными платежами, вносимыми предприятиями в бюджет, являются налоги, сборы и пошлины.
На территории Республики Беларусь установлены и действуют две группы налогов, сборов (пошлин), - республиканские и местные. Такая структура налогов позволяет говорить об установлении в Республике Беларусь двухуровневой налоговой системы, соответствующей бюджетному устройству государства [16, с.14].
Информация о работе Государственный кредит. Платежи предприятий в бюджет