Государственный кредит

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:25, реферат

Краткое описание

В целях бесперебойного финансирования многообразных потребностей общества государство может привлекать к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средств населения. Главным способом их получения является государственный кредит. При осуществлении государственных кредитных операций внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами. В сфере международных экономических отношений государство выступает как в роли заемщика, так и кредитора.

Файлы: 1 файл

Государственный кредит.docx

— 27.29 Кб (Скачать)

.

 Государственный кредит

 

 

В целях бесперебойного финансирования многообразных потребностей общества государство может привлекать к  покрытию своих расходов свободные  финансовые ресурсы хозяйственных  структур и средств населения. Главным  способом их получения является государственный  кредит. При осуществлении государственных  кредитных операций внутри страны государство  обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами. В сфере международных  экономических отношений государство  выступает как в роли заемщика, так и кредитора.

 

Особенности государственного кредита состоят в возвратности, срочности и платности предоставляемых  взаймы средств. Однако эти отношения  нельзя смешивать с банковским кредитом.

 

Отличительной чертой банковского  кредитования хозяйствующих субъектов  является производительное использование  ссудного фонда (или на цели развития социальной инфраструктуры производственных коллективов). Использование кредитных  ресурсов как капитала создает увеличение производимой стоимости прибавочного продукта.

 

При государственном кредите  взятые взаймы денежные средства поступают  в распоряжение органов государственной  власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашения государственных  займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета. Государственный кредит выражает часть  финансовых отношений общества.

 

Государственный кредит представляет отношения вторичного распределения  стоимости валового общественного  продукта и части национального  богатства. В сферу государственно-кредитных  отношений попадает часть доходов  и денежных фондов, сформированных на стадии первичного распределения - это временно свободные средства населения, предприятий и организаций, не предназначенные для текущего потребления. Однако при определенных условиях население и трудовые коллективы могут сознательно идти на ограничение  потребления. В этих случаях источником государственного кредита выступают  средства, предназначенные для текущего потребления или финансирования необходимых производственных или  социальных расходов предприятий.

 

Дополнительные финансовые ресурсы государства формируются  за счет:

 

 

 мобилизации временно  свободных денежных средств населения,  предприятий и организаций;

 

 

 финансовых связей, обусловленных  возвратностью и платностью средств,  дополнительно мобилизованных государством.

 

При этом вторая сторона государственно-кредитных  отношений имеет перераспределительный  характер, так как:

 

 

 круг налогоплательщиков  не совпадает с кругом держателей  государственных ценных бумаг;

 

 

 размер вносимых в  бюджет налогов каждым владельцем  ЦБ не совпадает с величиной  получаемых им доходов от государственно-кредитных  операций.

 

Объективная необходимость  использования государственного кредита  на удовлетворение потребностей общества обусловлена постоянным противоречием  между величиной этих потребностей и возможностями государства  по их удовлетворению за счет бюджетных  доходов. Регулирование экономики, социальная политика государства, выполнение им своих функций по обороне страны и управлению ею требует постоянного  увеличения бюджетных расходов. Немалых  средств стоит и международная  деятельность государства. Между тем  доходы государственного бюджета всегда ограничены определенным пределом - уровнем  налогообложения, предусмотренным  действующим законодательством. Поэтому  при наличии свободных денежных ресурсов у населения, предприятий  и организаций органы власти прибегают  к помощи государственного кредита.

 

Возможность существования  государственного кредита вытекает из особенностей формирования и времени  использования доходов, получаемых физическими и юридическими лицами. У населения постоянно образуются временно свободные денежные средства, прежде всего в связи с неравномерным  получением доходов по найму, выплатой гонораров, премий, отпускных, получением наследства и т.п.

 

Аналогичные тенденции имеют  место и в движении денежных средств  предприятий и организаций.

 

Государственный кредит может  быть внутренним и внешним. Основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный  кредит. Но широкое международное  разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам - все это способствует интенсивному развитию международного государственного кредита. В систему государственных  кредитных отношений включается также условный государственный  кредит, когда государство выступает  в роли гаранта по кредитам, предоставляемым  иностранным заемщикам, местным  органам власти, государственным  объединениям и т.п.

 

Назначение государственного кредита проявляется в первую очередь в том, что он является средством мобилизации в руках  государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном  бюджетном сальдо мобилизуемые с  помощью государственного кредита  средства прямо используются для  финансирования экономических и  социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь  средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.

 

Государственный кредит является источником увеличения денежных доходов  у держателей ценных бумаг и вкладчиков Сбербанка. Это достигается посредством  выплаты процентов и выигрышей  по государственным займам и вкладам  в сберегательных учреждениях. Это  в полной мере относится и к  трудовым коллективам. Вкладывая средства в ценные бумаги государства, трудовые коллективы не только организуют накопление средств для проведения крупных  вложений в производство и социальную сферу, но и могут рассчитывать на значительную прибавку к вложенным  в займы средствам ежегодно или  во время погашения облигаций  займов.

 

Международный государственный  кредит для страны-получателя средств  является источником расширения ее возможностей по ускорению социально-экономического развития, упрочнению ее финансового  положения. В сфере международных  экономических отношений государственный  кредит - это рычаг укрепления международного сотрудничества.

 

Внутренний государственный  кредит может выступать в следующих  формах:

 

 

государственные займы;

 

 

 обращение части вкладов  населения в государственные  займы;

 

 

 заимствование средств  общегосударственного ссудного  фонда;

 

 

 казначейские ссуды;

 

 

 гарантированные займы.

 

Международный государственный  кредит представляет собой совокупность отношений, в которых государство  выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика или кредитора. Эти отношения принимают форму  государственных внешних займов.

 

Государство, широко используя  свои возможности для привлечения  дополнительных финансовых ресурсов в  целях своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает  задолженность как внутреннюю, так  и иностранным кредиторам. Это  ведет к росту государственного долга - внутреннего и внешнего.

 

Государственный долг является характеристикой результативности всех совершенных государственных  кредитных операций. Его абсолютная величина, динамика и темпы изменений  отражают состояние экономики и  финансов страны, эффективность функционирования государственных структур. На состояние  государственного долга существенно  влияют ежегодные операции в сфере  государственного кредита.

 

Под управлением государственного долга понимается совокупность мероприятий  государства по выплате доходов  кредиторам и погашение займов, изменению  условий уже выпущенных займов, определению  условий и выпуску новых государственных  ценных бумаг.

 

Займы погашаются путем проведения тиражей выигрышей, а также тиражи погашения по выигрышным и процентным займам или посредством выкупа государственных  ценных бумаг у кредиторов. Выплата  доходов по займам производится путем  проведения тиражей выигрышей, ежегодной  оплаты купонов банками или переводом  суммы дохода в безналичном порядке  на счета предприятий и организаций. Безналичный порядок получения  дохода предусмотрен по государственному внутреннему 5%-займу 1990 г., размещаемого по предприятиям, а также банкам, страховым и др. финансово-кредитным  учреждениям.

 

Выплата выигрышей, годовых  процентов, сумм по погашению займов составляет основную долю доходов по управлению государственным долгом.

 

Относительно полное представление  об эффективности кредитных операций дает отношение суммы превышения поступлений над расходами по системе государственного кредита  к сумме расходов, выраженное в  процентах. Эффективность кредита (Э) определяется по следующей формуле:

 

Э = (П - Р)×100/Р,

 

где П - поступление по системе  государственного кредита,

 

Р - расходы по системе  государственного кредита.

 

Важной является сфера  управления государственным долгом, связанная с определением условий  и выпуском новый займов. При определении  условий эмиссии займов, главными из которых являются:

 

 

 уровень доходности  ЦБ для кредиторов;

 

 

 срок действия займов;

 

 

 способ выплаты доходов.

 

Государство руководствуется  не только интересами достижения максимальной финансовой эффективности займов, но и учитывает реальную конъюнктуру  на финансовом рынке. Успех новых  займов обеспечивается, если учтены:

 

 

 положение в экономике;

 

 

 состояние денежного  обращения;

 

 

 уровень доходности;

 

 

 сроки действующих  займов;

 

 

 предоставляемые льготы  кредиторами и др.

 

В целях бесперебойного финансирования многообразных потребностей общества государство может привлекать к  покрытию своих расходов свободные  финансовые ресурсы хозяйственных  структур и средства населения. Главным  способом их получения является государственный  кредит. Государственный кредит - совокупность экономических отношений, возникающих  между государством и заемщиком (или займодателем) денежных средств  и физическими (юридическими) лицами, иностранными правительствами в  процессе формирования и использования  общегосударственного фонда денежных ресурсов.

 

Особенность государственного кредита состоит в возвратности, срочности и платности предоставляемых  взаймы средств. Однако эти отношения  нельзя смешивать с банковским кредитом.

 

Правительство России еще  в начале XVII века прибегало к услугам  государственного кредита для покрытия своих расходов. Именно тогда появились  первые государственные займы. Однако существенным и относительно регулярным источником поступлений в казну  займы выступали лишь с середины XVIII века. В условиях феодальной России основными внутренними кредиторами  казны были монастыри и церковь. Затем социальная база государственного кредита расширилась: заимодателями  становились купцы, промышленники, редко землевладельцы. Правительство  брало деньги на добровольной основе под обеспечение государственным  имуществом. Однако нередко займы  предоставлялись и в принудительном порядке.

 

В это время сформировались следующие формы и виды государственного кредита: государственные займы - внутренние и внешние; выпуск казначейских обязательств; заимствование средств у казенных банков. В стране функционировали  следующие государственные банковские учреждения: Государственный заемный  банк (создан в 1786 г.), Государственный  коммерческий банк (1817 г.), сохранные  казны при петербургском и  московском воспитательных домах (1772 г.), приказы общественного призрения (1775 г.). При некоторой специфике  стоящих перед ними задач главными операциями названных государственных  учреждений были прием вкладов и  выдача ссуд под залог помещичьих имений. Постепенно крупнейшим должником  банковской системы становится царское  правительство. К 1861 году государственный  долг составлял внушительную сумму - 1264 млн. руб. Выплата погашений и  процентов по займам достигла 50 млн. руб. в год, или почти 15% бюджетных  расходов.

 

Активное использование  государственного кредита имело  как положительные, так и отрицательные  последствия для экономики и  финансов страны. К числу позитивных аспектов воздействия относились, в  частности, мобилизация казной временно свободных денежных средств на финансирование общегосударственных потребностей, покрытие на здоровой основе бюджетного дефицита, поддержка эластичности денежного  оборота в стране. Среди негативных моментов отметим чрезмерную зависимость  состояния государственных финансов от кредиторов, особенно иностранных, ухудшение структуры правительственных  расходов вследствие отвлечения значительной части бюджетных средств от нужд социально-культурного развития и  производственного потребления, углубление непроизводительного, реакционного характера  применения кредитных ресурсов.

 

Изучение опыта развития государственного кредита может  оказать благоприятное воздействие  на формирование современной кредитной  политики, выбор форм и методов  управления государственным долгом и, в конечном счете, явиться фактором оздоровления российских финансов, успешного  решения проблем экономического развития.

 

Основная доля государственных  расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный  кредит. Но широкое международное  разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам - все это обусловливает интенсивное  развитие международного государственного кредита. В систему государственных  кредитных отношений включается также условный государственный кредит, когда государство выступает в роли гаранта по кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам, местным органам власти, государственным объединениям и т.п.

Информация о работе Государственный кредит