Государственный кредит

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:25, реферат

Краткое описание

В целях бесперебойного финансирования многообразных потребностей общества государство может привлекать к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средств населения. Главным способом их получения является государственный кредит. При осуществлении государственных кредитных операций внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами. В сфере международных экономических отношений государство выступает как в роли заемщика, так и кредитора.

Файлы: 1 файл

Государственный кредит.docx

— 27.29 Кб (Скачать)

 

Функционирование государственного кредита ведет к образованию  государственного долга. Капитальный  государственный долг представляет всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая  начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам, текущий - составляют расходы по выплате  доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

 

Мобилизуя временно свободные  денежные средства населения и юридических  лиц, государственный кредит способствует правильной организации сбережений, создает условия для достижения сбалансированности доходов и расходов населения, предприятий и организаций, служит одним из рычагов нормализации денежного обращения в стране. При проведении правильной кредитной  политики с использованием государственных  кредитных операций, одобряемых населением и трудовыми коллективами, с помощью  государственного кредита могут  быть изъяты из обращения значительные свободные денежные средства.

 

Политика Банка России по отношению к внутреннему рынку  ценных бумаг основывается на следующих  принципах:

 

 

 взвешенный подход  к создаваемым коммерческими  структурами фондовым биржам  и другим институтам рынка  ценных бумаг;

 

 

 совершенствование техники  проведения операций на рынке  ценных бумаг;

 

 

 профессиональность работы  по реализации новых государственных  займов;

 

 

 отработка и активное  использование нового инструмента  денежно-кредитной политики - операций  на открытом рынке;

 

 

 организация систематического  сбора и анализа информации  о рынке ценных бумаг;

 

 

 установление регулярного  контроля за деятельностью коммерческих  банков на рынке ценных бумаг;

 

 

 упорядочение и унификация  процедур регистрации и выпуска  ценных бумаг коммерческими банками;

 

 

 сдерживание коммерческих  банков от крупных вложений  в рисковые ценные бумаги;

 

 

 участие в законотворческой  деятельности по рынку ценных  бумаг.

 

С выпуском новых видов  ценных бумаг роль государственного кредита повышается, расширяются  его рамки, появляется конкурентная борьба за привлечение в хозяйственный  оборот бездействующих денежных средств.

 

Международный государственный  кредит представляет собой совокупность отношений, в которых государство  выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика или кредитора. Эти отношения принимают форму  государственных внешних займов. Как и внутренние займы, они предоставляются  на условиях возвратности, срочности  и платности. Сумма полученных внешних  займов с начисленными процентами включается в государственный долг страны.

 

Государственный долг - это  сумма задолженности по выпущенным и непогашенным внутренним государственным  займам, а также сумма финансовых обязательств страны по отношению к  иностранным кредитам на определенную дату.

 

Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.

 

Внешний государственный  долг классифицируется по следующим  признакам: по видам кредитов (банковский и фирменный); по формам предоставления (валютные и товарные); в зависимости  от целевого использования (инвестиционные и неинвестиционные займы) - для оплаты сырья, топлива, материалов, потребительских  товаров и др.; по условиям предоставления (льготные, с уплатой высоких процентов, на компенсационной основе); по срокам возврата задолженности; по условиям возврата долга (единовременно, равными или  неравными частями).

 

Под управлением государственным  долгом понимается совокупность мероприятий  государства по выплате доходов  кредиторам и погашению займов, изменению  условий уже выпущенных займов, определению  условий и выпуску новых государственных  ценных бумаг.

 

Государство заботится об эффективности государственного кредита. Поверхностное представление о  результативности заемных операций можно получить из сопоставления  сумм ежегодных поступлений по системе  государственного кредита.

 

С февраля 2000 года ряд обязательств бывшего СССР перед частными лицами переводится в категорию российского  долга. К ним относятся: облигации  государственного выигрышного займа 1982 года, государственные казначейские обязательства СССР, приобретенные  до 1 января 1992 года; сертификаты Сбербанка, приобретенные до 1 января 1992 года.

 

Речь идет о сумме 840 млн. советских рублей. Перевод советских  рублей в современные с учетом различного рода коэффициентов, по предварительным  подсчетам Минфина, дает сумму 25-30 млрд. рублей.

 

Изменение статуса старых долгов означает прежде всего их признание  государством.

 

Однако сумма поступлений  по системе государственного кредита  и превышение поступлений над  расходами по кредитным операциям  не дают исчерпывающей характеристики их эффективности. Следует учитывать  также положительное воздействие  государственного кредита на состояние  бюджета государства и денежного  обращения страны, укрепление доверия  населения к финансовой деятельности государственных структур и в  итоге на благоприятные тенденции  в экономическом развитии общества.

 

По внешнему государственному долгу определяется коэффициент  его обслуживания. Он определяет собой  отношение всех платежей по задолженности  к валютным поступлениям страны от экспорта товаров и услуг, выраженное в процентах. Безопасным уровнем  обслуживания государственного долга принято считать его значение до 25%. В нашей стране коэффициент обслуживания внешней задолженности значительно превышает допустимые пределы и составляет 35%.

 

На достижение эффективности  государственного кредита направлены такие меры в области управления государственным долгом, как конверсия, консолидация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирования займов.

 

Внешние облигационные займы  на иностранных денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковскими консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионное вознаграждение. Межправительственные займы обычно являются безоблигационными. Все условия межправительных  займов фиксируются в специальных  соглашениях (уровень процента, валюта предоставления и погашения займа, другие условия).

 

Одной из существенных проблем  кризиса является внешняя задолженность.

 

Говоря о величине внешнего долга сейчас нельзя обойти ряд новых  обстоятельств.

 

Во-первых, глобализация финансовых потоков в целом, а также политика неограниченной открытости к зарубежным инвестициям, прежде всего так называемым краткосрочным портфельным инвестициям  ведет к стиранию граней между  внутренним и внешним догом. Это  касается выплаты по ГКО нерезидентам.

 

Во-вторых, усиливается связь  государственных обязательств и  обязательств самостоятельных хозяйственных  структур, имеющих системообразующее  значение для экономики. Прежде всего, это касается крупнейших российских банков, оказавшихся в связи с  резкой девальвацией рубля и зависанием своих активов в ГКО не в  состоянии выполнить свои соглашения с западными партнерами.

 

В-третьих, еще одним новым  моментом в оценке величины внешнего долга являются долги регионов, которые  с 1997 г. получили право самостоятельного размещения внешних займов.

 

Наконец, в-четвертых, существует просроченная задолженность предприятий  по кредитам, которые брались предприятиями  в банках, в том числе и зарубежных, под гарантии государства.

 

Международные и региональные валютно-кредитные и финансовые отношения организации - это институты, созданные на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования  международных экономических, в  том числе валютно-кредитных и  финансовых отношений. К таким организациям относятся: Банк международных расчетов, Международный валютный фонд, Международный  банк реконструкции и развития, а  также региональные банки развития.

 

Международный валютный фонд (МВФ) - международная валютно-кредитная  организация, имеющая статус специализированного  учреждения ОНН. МВФ был создан на международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе (США) в 1944 г., но начал функционировать  с марта 1947 г., правление МВФ находится  в Вашингтоне, а его отделение - в Париже. Правление состоит  из пяти главных департаментов: для  Африки, Европы, Азии, Среднего Востока  и Западного полушария.

 

Официальными целями МВФ  являются: содействие развитию международной  торговли и валютного сотрудничества путем установления норм регулирования  валютных курсов и контроля за их соблюдением, многосторонней системы платежей и  устранения валютных ограничений, предоставление государствам-членам средств в иностранной  валюте для выравнивания платежных  балансов.

 

Кредиты МВФ делятся на несколько видов:

 

1) кредиты, предоставляемые  в пределах резервной позиции  страны в МВФ. Для покрытия  дефицита платежного баланса  страна может получить кредит  в Фонде - ссуду в иностранной  валюте в обмен на национальную  сроком до трех-пяти лет. Погашение  ссуды производится обратным  путем - посредством покупки через  определенный срок национальной  валюты на свободно конвертируемую. В пределах 25% квоты страна получает  кредиты без ограничений, а  также на сумму кредитов в  иностранной валюте, предоставленных  ранее Фонду. Этот кредит не  должен превышать 200% квоты.

 

2) кредиты, предоставляемые  сверх резервной доли. Ссуды выдаются  после предварительного изучения  Фондом валютно-экономического положения  страны и выполнения требований  МВФ о проведении стабилизационных  мер.

 

Международный банк реконструкции  и развития (МБРР) - специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учрежденный одновременно с МВФ в соответствии с решениями  международной валютно-финансовой конференцией в Бреттон-Вудсе в 1944 г. Соглашение о МБРР, являющееся одновременно и его уставом, официально вступило в силу в 1945 г., но банк начал функционировать  с 1946 г. Местонахождение МБРР - Вашингтон.

 

Официальной целью деятельности МБРР является содействие странам-членам в развитии их экономики посредством  предоставления долгосрочных займов и  кредитов, гарантирования частных инвестиций. Первоначально МБРР был призван  с помощью аккумулированных бюджетных  средств капиталистических государств и привлекаемых капиталов инвесторов стимулировать частные инвестиции в странах Западной Европы, экономика  которых значительно пострадала во время второй мировой войны.

 

Бремя выплат по внешним долгам настолько велико, что сейчас, по расчетам фракции «Яблоко», каждый россиянин должен Западу 1000 долларов. А ежегодные выплаты по долгу  составляют 25-30% зарплаты каждого работающего. Это если перевести разговор из абстрактных  категорий «бюджетных выплат» на понятный каждому человеку язык «личных  доходов». Население просто этого  не чувствует, поскольку «косвенно» оплачивает внешние долги - инфляцией, налогами, задержкой зарплаты.

 

С 1 января 1999 г. введение новой  единой европейской валюты стало  реальностью. Введение евро напрямую затронет национальные интересы нашей страны, ее регионов, юридических и физических лиц по многим направлениям, так  как Европейский Союз - один из главных  торговых партнеров Российской Федерации. В скором времени российскому  деловому миру, равно как и органам  государственной власти, предстоит  работать и с евро. Однако до недавнего  времени ощущалась острая нехватка доступных научно-исследовательских  и практических материалов, посвященных  скорому переходу ЕС к новой единой валюте - евро. Именно этой цели отвечает монография «Новая единая европейская  валюта евро», составленная на базе официальных  материалов Европейской комиссии ЕС в рамках программы ТАСИС.

 

Международный валютный фонд из-за возрастающей со всех сторон критики  за неспособность остановить разрастание  глобального финансового кризиса  не рискует безоговорочно, как он это сделал в июле 1999 г., поддержать финансовыми ресурсами действия российских властей без согласованных  макроэкономических параметров бюджета 1999 г. Необходимо также иметь в  виду, что для МВФ существуют более  значимые регионы, которые в настоящий  момент испытывают также серьезные  трудности. Страны G7 одобрили план глобальной экономической стабилизации, который  предусматривает предоставление финансовой помощи прежде всего странам Латинской  Америки и Азии. Данное решение  поддержало позитивные тенденции на мировых финансовых рынках, которые  наметились с середины октября. Рост фондового индекса Nikkei составил за месяц 3,8%, Dow Jones вырос на 8,7%, еще больше вырос индекс Hang Seng - его рост за месяц  составил 33,1%. Подготовлен проект восстановления доверия инвесторов в Бразилии, оцениваемый  в 30 млр. долл. Для России же выделение  средств будет жестко увязано  с формированием бюджета 1999 г. на условиях, удовлетворяющих МВФ по показателям дефицита, роста денежной базы, курсовой политики, инфляции, структурных  реформ.

 

Финансирование строительства  морской части газопровода Россия - Турция (проект «Голубой поток») по дну  Черного моря будет осуществлять консорциум итальянских банков под  гарантии государственного агентства  экспортного страхования Sace. Об этом заявил гендиректор внешнеэкономического предприятия «Газэкспорт» (дочернее предприятие ОАО «Газпром») Юрий Комаров. По его словам, Газпром ведет  также переговоры с итальянской ENI по вопросу финансирования строительства  сухопутной части этого газопровода  под залог акций ОАО. По межправительственному  соглашению между Москвой и Анкарой  Россия, начиная с 2000 г., обязуется  поставлять Турции до 30 млрд.м3 природного газа. При этом 16 млрд.м3 пойдет по газопроводу, который предполагается проложить  по дну Черного моря от Джубги (российское побережье Черного моря) до турецкого  города Самсун. Общая стоимость проекта  составит около 2 млрд. долл.

Информация о работе Государственный кредит