Государственный кредит

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:02, курсовая работа

Краткое описание

. С установлением международных связей между различными странами рядом с внутренним государственным кредитом начинает развиваться система международного государственного кредитования.
Целью данной курсовой работы - рассмотреть сущность и значение государственного кредита

Оглавление

Введение
1. Государственный кредит его сущность и формы
1.1 Понятие и экономическая сущность государственного кредита
1.2 Функции государственного кредита
1.3 Формы и виды государственного кредита
2. Методы управления государственным кредитом
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

ф и к.docx

— 33.67 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

1. Государственный  кредит его сущность и формы

1.1 Понятие  и экономическая сущность государственного  кредита

1.2 Функции  государственного кредита

1.3 Формы  и виды государственного кредита

2. Методы  управления государственным кредитом

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В структуре  финансовой политики государства особая роль принадлежит механизмам ее реализации. Под финансовым механизмом понимают систему установленных государством способов, методов, инструментов и рычагов  воздействия на экономические и социальные процессы, реализуемую при распределении и перераспределении финансовых ресурсов. Одним из способов реализации финансовой политики является кредит - экономические отношения, возникающие между кредитором и заемщиком по поводу ссужаемой стоимости, передаваемой во временное пользование на условиях срочности, платности и возвратности.

Государство, для покрытия своих расходов, связанных  с бесперебойным финансированием  потребностей обществ, привлекает свободные  финансовые ресурсы хозяйственных  структур и средства населения. Основным способом их получения является государственный кредит - являющийся одной из форм кредита, при котором государство выступает в роли кредитора, заемщика и гаранта.

Развитие  государственной формы кредита  имеет длительную историю. Такая  форма кредита возникла с появлением государства, которая начала использовать полученные таким образом средства на покрытие военных и других чрезвычайных расходов. Особенно широкое распространение  государственный кредит получил  в середине ХХ в., когда финансовая политика многих государств формировалась под непосредственным влиянием экономической теории Кейнса и его последователей. Необходимость получения займов государством тесно связана с состоянием государственных финансов, наличием и расходованием финансовых средств в стране, т.е. с бюджетным дефицитом. Кейнс считал бюджетный дефицит меньшим злом, чем катастрофическое падение производства в период экономического кризиса и предлагал увеличить государственные расходы за пределы текущих доходов государства, чтобы вывести экономику из кризиса. С установлением международных связей между различными странами рядом с внутренним государственным кредитом начинает развиваться система международного государственного кредитования.

Целью данной курсовой работы - рассмотреть сущность и значение государственного кредита

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Государственный кредит его сущность и формы

1.1 Понятие и экономическая сущность  государственного кредита

Государственный кредит - совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями - с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений.

Государственный кредит как экономическая категория  является важнейшим существенным элементом  финансов и проявлением системы  финансовых отношений.

Как экономическая  категория государственный кредит находится на стыке двух видов  денежных отношений -- финансов и кредита и несет черты как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. государственного бюджета и внебюджетных фондов всех уровней.

Его специфическими чертами являются: добровольность; возвратность и платность; на общегосударственном  уровне не имеет конкретного целевого характера.

Сама природа  существования государства характеризуется  целым рядом объективных противоречий. Среди них - противоречие между потребностями государства в финансовых ресурсах для выполнения общегосударственных функций и возможностями мобилизации требуемых ресурсов. Возникновение государственного кредита - один из вариантов разрешения данного противоречия.

Государственный кредит является формой дополнительной мобилизации государством финансовых ресурсов для финансирования общегосударственных потребностей и выполнения своих функций. Он затрагивает вторичное распределение стоимости внутреннего валового продукта общества, касается значительных объемов финансовых ресурсов, которые не распределяются через бюджетную сферу. В качестве звена финансовой системы государственный кредит обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов.

Государственный кредит (заем) используется, как правило, для покрытия дефицита бюджета. Такой  метод значительно эффективнее, чем эмиссия денежных ресурсов. Государственный  заем временно сокращает платежеспособный спрос населения и хозяйствующих  субъектов, регулирует (балансирует) натурально-вещественные и стоимостные пропорции общества. С помощью займа в рамках закона денежного обращения регулируется необходимое количество денег в  обращении.

Как один из видов кредита государственный  кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например, налогов. В отличие от налогов он имеет добровольный характер, если налоги движутся только в одном направлении: от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды (обратное движение возможно только в случае возврата переплаченных или ошибочно взысканных сумм), то основой государственного кредита является его возвратность и платность: через определенный период времени внесенная сумма возвращается с процентами.

Государственный кредит отличается от таких основных форм кредита, как банковский и коммерческий, обеспечением. При предоставлении банковского  или коммерческого кредита в  качестве обеспечения обычно выступают  какие-либо конкретные ценности. При  заимствовании средств государством обеспечением служит вся платежеспособность государства, все имущество, находящееся  в его собственности, имущество  данной территориальной единицы  или какой-либо ее доход.

Таблица 1 - Отличия  государственного кредита от банковского

 

Государственный кредит

Банковский кредит

 

Потребность в нем обусловлена  необходимостью покрытия бюджетного дефицита

Потребность в нем обусловлена  неравномерностью движения стоимости  в процессе производства и обмена

 

Получателем являются органы власти и  управления

Могут получать любые физические и  юридические лица на цели, установленные  законом

 

Государственные займы не имеют конкретного  целевого характера

Имеет достаточно четко выраженную целевую  направленность.

 

Госкредит как правило, не предусматривает экономических санкций к государству

Срок возврата строго регламентирован  его нарушение влечет соответствующие  санкции

 

Интересы кредиторов часто имеют  политические, экологические, корпоративные  цели, хотя в конечном виде имеют  экономическую форму, но при этом неоднократно трансформируются и видоизменяются

Экономические интересы кредитора и  заемщика совпадают

 

Госкредит всегда является средством  сокращения количества денег в обращении

Может служить причиной появления  избыточной денежной массы в обращении

 
     

В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство выступает  в роли заёмщика, кредитора или поручителя.

В первом случае, органы власти привлекают на добровольной, платной и возвратной основах  временно свободные денежные средства юридических и физических лиц, на внутреннем и внешнем рынках для финансирования дефицитов бюджетной системы. Эти операции опосредуются эмиссией государственных и муниципальных ценных бумаги организацией их обращения на фондовом рынке. Данная деятельность реализует фискальную функцию государственного кредита и ведет к образованию государственного внутреннего и внешнего долга и необходимости его обслуживать. Такой государственный кредит называется внутренним.

Во втором случае, ораны власти кредитуют: ниже стоящие уровни бюджетной системы, предоставляя им бюджетные ссуды ан покрытие временных кассовых разрывов; юридических лиц, предоставляя им целевые бюджетные кредиты на реализацию программ социально-экономического развития территории; другие иностранные государства, предоставляя им внешние кредиты за счет федерального бюджета на платной возвратной основе. Эта деятельность формирует возвратные финансовые потоки и служит регулированию экономического и социального развития страны. Такие отношения называются внешним государственным кредитом.

В третьем  случае, органы власти предоставляют  государственные и муниципальные  гарантии и поручительства нижестоящим  уровням бюджетной системы и  юридическим лицам под долгосрочные целевые кредиты, внешние займы  и др. Необоснованная выдача гарантий и поручительств может вести  к увеличению государственного долга, т.к. это пролонгированные финансовые обязательства. Такие отношения  называются условным государственным  кредитом.

Существуют  как минимум три причины, по которым  экономическая деятельность государства  невозможна без государственного кредита:

1) наличие  кассового разрыва в исполнении  бюджета, т. е. разницы во  времени поступления доходов  в бюджет и совершения расходов;

2) дефицит  государственного бюджета; 

3) усиление  социальной ориентации экономики,  рост затрат на охрану окружающей  среды, что требует увеличения  государственных расходов.

1.2 Функции государственного кредита

Как финансовая категория государственный кредит выполняет функции: распределительную, регулирующую, контрольную.

1) Важнейшая  функция государственного кредита -- распределение денежных ресурсов в соответствии с потребностями экономики в целом и целесообразностью поддержки того или иного направления социально-экономической деятельности.

Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. В настоящее время отсутствует специальный централизованный фонд государственного кредитования. Его источником служит соответствующий бюджет, при утверждении расходной части которого предусматриваются необходимые средства на кредитование. Распределение осуществляется между:

- федеральным  бюджетом и региональными бюджетами; 

- региональным  бюджетом и бюджетами муниципальных  образований; 

- международными  финансово-кредитными институтами  и федеральным бюджетом;

- иностранными  юридическими и физическими лицами, федеральным и региональными бюджетами;

- федеральным, региональными, местными бюджетами и юридическими лицами-резидентами и др.

2) Регулирующая функция государственного кредита проявляется в воздействии государства на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег капиталов и занятость. Регулирующая функция государственного кредита заключается в том, что, вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

В условиях ограниченности бюджетных ресурсов, когда выделение денежных средств  на безвозмездной основе не всегда оправдано, наиболее эффективно использовать их на возвратной и платной основе.

Регулирующая  функция проявляется при получении  Россией внешних займов от МВФ  на финансирование бюджетного дефицита, проведение структурных реформ и  реструктуризацию экономики, поддержку  приватизации, фондового рынка и  т.п. С помощью регулирующей функции  государство воздействует на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективное  использование бюджетных ссуд.

Мобилизуемые  с помощью государственного кредита  средства прямо используются для  финансирования экономических и  социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь  средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.

3) Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет и свои специфические особенности, порождаемые особенность этой категории:

- очень тесно  связана с деятельностью государства  и состоянием централизованного  фонда денежных средств;

- охватывает  движения стоимости в обе стороны,  поскольку предполагает возвратность  и возмездность получения средств;

- осуществляется  не только финансовыми структурами,  но и кредитными институтами.

Контроль  осуществляется за целевым и рациональным использованием кредита, выделяемого  государством. Эту функцию осуществляют соответствующие институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Необходимость контроля вытекает как  из самой природы кредита, так  и из функций государства. Контроль осуществляется за:

- движением  денежных потоков, осуществляемых  через органы федерального казначейства  или уполномоченные банки; 

Информация о работе Государственный кредит