Государственный кредит

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2011 в 01:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы рассмотреть понятие государственного кредита, а так же роль государственного кредита в экономике государства.

В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:

•рассмотреть понятие государственного кредита и его сущность;
•выявить функции государственного кредита;
•рассмотреть классификацию государственных займов;
•выявить роль государственного кредита в макроэкономическом регулировании

Оглавление

Введение 3
1. Государственный кредит: понятие, сущность, функции 5
2. Государственные займы и их классификация 13
3. Государственный кредит как инструмент макроэкономического регулирования 19 Заключение 26
Список использованных источников 32

Файлы: 1 файл

Курсовая.Государственный_кредит.doc

— 196.50 Кб (Скачать)

     Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

          Государственный кредит и его регулирование - одна из наиболее актуальных и сложных проблем для современной российской экономики. Проводимая в последние годы политика бюджетного профицита помогла снизить остроту долговой проблемы. Однако государственный долг в настоящее время остается одной из наиболее острых проблем, сдерживающих социально-экономический рост страны.

     Государственный кредит, являясь составной частью финансовой системы любого государства, активно используется им в целях сбалансированности бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики. Представляя собой одну из форм мобилизации финансовых ресурсов, государственный кредит играет двоякую роль. Во-первых, в отношениях по государственному долгу он ориентирован на формирование дополнительных денежных средств в целях финансирования основных функций государства, во-вторых, в отношениях по государственному кредитованию он направлен на распределение имеющихся денежных средств для финансирования отдельных направлений государственной деятельности.

     Особое  значение в современных условиях приобретает вопрос об источниках финансирования государственной деятельности. Одним из таких источников, наряду с налогами и иными доходами, являются государственные заимствования. Государственные заимствования являются важнейшим инструментом экономической политики государства, формирующим государственный долг. Государственное кредитование также активно используется в качестве инструмента регулирования экономики с целью поддержания тех или иных отраслей экономики, регионов, в некоторых случаях отдельных социально значимых предприятий и фирм.

     Вопросами государственного кредита занимались следующие ученые в области Н.М. Артемов, В.В. Бесчеревных, К.С. Вельский, Л.К. Воронова, О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева, СВ. Запольский, М.В. Карасева.

     Цель  данной работы рассмотреть понятие  государственного кредита, а так  же роль государственного кредита в  экономике государства.

     В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть понятие государственного кредита и его сущность;
  • выявить функции государственного кредита;
  • рассмотреть классификацию государственных займов;
  • выявить роль государственного кредита в макроэкономическом регулировании;

     Предмет исследования – государственный  кредит как экономическая категория. Объект исследования – государственный кредит в макроэкономическом регулировании. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Государственный кредит: понятие, сущность, функции 
 

     Как экономическая категория государственный  кредит отличается от других кредитов тем, что он обеспечивается собственностью, находящейся в распоряжении государства.

     Основой государственного кредита является добровольность, возвратность, платность и использование на общегосударственном уровне по конкретным направлениям.

     Государственный кредит в современных условиях – это совокупность финансовых отношений, между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами – с другой. В сфере этих отношений государство в большинстве случаев выступает как заемщик средств, а население, предприятие, банки, фонды – как кредиторы. Кроме того государство может выступать гарантом по обязательствам различных физических или юридических лиц. На практике это означает принятие государством на себя ответственности за погашение обязательств последних. Иначе говоря, если лица, по обязательствам которых государство выступало гарантом, не смогут их выполнить, то эти функции переходят к государству. Однако его выступление в сделке в качестве гаранта не приводит к автоматическому увеличению государственного долга. Вместе с тем, как показала практика, государственные гарантии не требуются первоклассным заемщикам, способным самостоятельно привлекать кредитные ресурсы и в механизме гарантирования кредитов нуждаются прежде всего недостаточно надежные заемщики.

     В рамках рассматриваемых отношений  государство может выступать  и как кредитор, предоставляя кредиты  иностранным государствам, юридическим или физическим лицам. Оно может направлять их на льготных условиях в те отрасли хозяйства, которые либо не обладают достаточной инвестиционной привлекательностью для частного капитала, либо имеют высокую социальную значимость. Выделение государством кредитов бывает также продиктовано необходимостью лоббирования интересов национального бизнеса на международной арене или же политическими соображениями. Государственные кредиты предоставляются либо непосредственно министерством финансов РФ, либо через коммерческие банки [5, с. 181].

     Государственный кредит отличается от банковского, прежде всего тем, что средства, взятые в займы государством, чаще всего не имеют инвестиционного характера, то есть не направляются на обеспечение процесса расширенного воспроизводства и создание новой стоимости, а трансформируются в дополнительные финансовые ресурсы и направляются на покрытие всей совокупности государственных расходов. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают бюджетные средства. Таким образом, функционирование механизма государственного кредита приводит к появлению государственного долга [21, с. 230].

     Необходимость использования государственного кредита  обусловлена возможностью удовлетворения потребностей общества за счет бюджетных доходов. Мобилизуемые временно свободные средства населения и юридических лиц используются для финансирования экономических и социальных программ, то есть государственный кредит является средством увеличения финансовых возможностей государства [11, с. 27].

     Причина роста государственного кредита  – дефицитность бюджетов государств, связанная главным образом с военными и другими расходами и ставшая в условиях современного капитализма хронической. Для покрытия бюджетных дефицитов государства прибегают к выпуску займов.

     На  общественном уровне государственные  займы не являются целевыми, тогда  как местные органы власти могут использовать мобилизованные таким образом средства на благоустройство городских и сельских районов, строительство объектов здравоохранения, культуры, просвещения, жилища и другие.

     К основным функциям государственного кредита  относятся: распределительная, регулирующая и контрольная.

     Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита. В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования бюджетного дефицита. Это объясняется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений.

     Финансирование  расходов капитального характера за счет позаимствованных средств в определенных пределах имеет положительное значение. Школа и библиотека обеспечивает потребности ни одного поколения,  поскольку служат 30 – 50 лет. Почему тогда их строительство должно быть оплачено в течение нескольких лет за счет налогов с тех, кто, возможно, даже не успеет воспользоваться их услугами? Гораздо разумнее переложить финансирование таких объектов на все поколения, которые будут ими пользоваться. Такое растяжение источников финансирования во времени и обеспечивается выпуском займов на соответствующий срок. В последнем случае поколение, которое строит школу, несет аналогичное финансовое бремя, что и последующие поколения, за счет налогов, с которых погашается как основной долг, так и проценты по нему.

     Таким образом, положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются. Зато после погашения кредита, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности [13, c. 51].

     Налоги  являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга. Источники финансирования этих расходов зависят от направления использования средств. В случае производительного вложения мобилизованных капиталов построенный объект после вступления в действие начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается заем. В этом случае никакого усиления налогового бремени не происходит.

     При непроизводительном использовании  мобилизованных в результате государственных займов капиталов, например, финансирование за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся либо налоги, либо новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.

     Тяжесть налогового бремени, переносимого на другие поколения, зависит от срока позаимствования средств и процентов по кредиту уплачиваемых заемщиком. Чем выше доходность государственного займа для инвесторов, тем большую часть налогов вынуждено направлять государство на их погашение. Чем больше величина долга, тем выше доля средств, направляемая на его обслуживание.

     Регулирующая  функция государственного кредита. Вступая в отношения кредита, государство воздействует на денежное обращение через размещение займов среди различных групп инвесторов (если государство мобилизует средства населения, то оно понижает платежеспособный спрос, если государство привлекает накопления юридических лиц для выплат населению, то количество денег в обращении увеличивается); на занятость и производство: это воздействие всегда положительно, если государство выступает как кредитор или как гарант. Государство может брать на себя погашение задолженности банкам по кредитам предпринимателей, которые осваивают новые рынки сбыта отечественной продукции или вкладывают кредиты в производство; уровень ставок на рынке денег и капиталов и другое.

     Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более дорогим кредит становится для предпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства, в то же время она стимулирует накопление в виде приобретения государственных ценных бумаг.

     До  определенных пределов этот процесс не оказывает существенного негативного влияния на производство. В том случае, если в стране достаточно свободных капиталов, негативное воздействие будет равняться нулю до их полного поглощения. Только после этого активность государства на финансовом рынке выразится в росте ссудного процента, а отвлечение государством значительной доли денежных накоплений для непроизводительного использования существенно замедлит темпы экономического роста.

     Положительное воздействие на производство и занятость  государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и гаранта. В промышленно развитых странах распространена система поддержки малого бизнеса, экспорта продукции или производства в отдельных районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых банками согласно соответствующим программам.

     Поддержка малого бизнеса предполагает, что  государство берет на себя погашение задолженности банкам по кредитам, предоставленным мелким предпринимателям, в случае их банкротства. В большинстве промышленно развитых стран функционируют государственные или полугосударственные компании, которые по низким ставкам страхуют риск неплатежа экспортерам национальных товаров. Тем самым поощряется освоение новых рынков сбыта отечественной продукции.

                Контрольная функция государственного кредита имеет следующие специфические особенности:

  • государственный кредит тесно связан с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;
  • государственный кредит охватывает двухстороннее движение стоимости, то есть предполагает возвратность и возмездноcть предоставляемых в кредит средств.
  • контроль осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

Информация о работе Государственный кредит