Государственный кредит. Платежи предприятий в бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 13:16, контрольная работа

Краткое описание

Новой для отечественной экономической и правовой науки является такая категория, как государственный кредит.
В экономически развитых государствах доля обязательных (налоговых) платежей в бюджетах составляет примерно 80-85%. Остальные 15-20% доходов покрываются за счет так называемых неналоговых поступлений, среди которых основное место занимают заемные средства, организуемые через государственный кредит

Оглавление

1. Государственный кредит …………………………………………………… 3
2. Платежи предприятий в бюджет, их место в доходах государственного бюджета Республики Беларусь ………………………………………………
16
Список использованных источников ………………………………………. 35

Файлы: 1 файл

Государственный кредит. Платежи предприятий в бюджет 2011.doc

— 1.20 Мб (Скачать)

    Величина  и структура налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь за 2009-2010 годы представлена  в табл. 2.2. 
 
 
 
 
 
 

Таблица 2.2

Величина  и структура налоговой нагрузки на экономику

Республики  Беларусь за 2009-2010 гг.

 
Показатели
2009 г. 2010 г. Отклонение, п.п., (+/-)
в % к ВВП
Налоговая нагрузка

в том числе:

30,1 27,5 -2,6
косвенные налоги 13,8 13,6 -0,2
прямые  налоги 8,0 8,2 +0,2
смешанные налоги 2,3 1,8 -0,5
прочие  налоговые доходы, сборы, пошлины 6,0 3,9 -2,1

Источник: Собственная разработка на основании [8]  

    В 2010 году величина налоговой нагрузки на экономику (без учета взносов  в Фонд социальной защиты населения  Министерства труда и социальной защиты) составила 27,5 % к ВВП и по сравнению с 2009 годом сократилась на 2,6 процентного пункта.

    Снижение  уровня налоговой нагрузки связано  с упразднением ряда налоговых платежей, снижением ставок налогов, сокращением  объектов налогообложения и исключением  отдельных субъектов из состава плательщиков налогов.

    Так, в 2010 году отменены сбор в республиканский  фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налог на приобретение автотранспортных средств и налог с продаж, а также сбор с пользователей за парковку (стоянку) транспортных средств. Из объектов налогообложения экологическим налогом исключены выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух мобильными источниками, из объектов налогообложения налогом на добычу природных ресурсов – вода, используемая на технологические нужды при производстве алкогольных и безалкогольных напитков, из состава плательщиков экологического налога исключены субъекты предпринимательской деятельности, у которых годовой объем образования неопасных отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, составляет 50 и менее тонн.

    В результате удельный вес в ВВП  косвенных налогов и сборов по сравнению с 2009 годом снизился на 0,2 процентного пункта, смешанных – на 0,5 процентного пункта, прочих налогов, сборов, пошлин – на 2,1 процентного пункта.

    Одновременно  доля прямых налогов и сборов в  ВВП выросла на 0,2 процентного пункта, что связано с улучшением в 2010 году финансового состояния плательщиков.

    Дадим оценку динамики состава и структуры доходов  консолидированного бюджета Республики Беларусь  за 2009-2010 годы (табл. 2.3).

Таблица 2.3

Динамика  состава  и структуры  доходов  консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2009-2010 годы

Показатели 2009  год 2010 год Изменение +,-
млрд.руб. % млрд.руб. % млрд.руб. %
ДОХОДЫ  всего  46740,8 100,0 48772,8 100,0 2032 -
1. Налоговые доходы, из них: 41304,7 88,4 44874,7 92,0 3570 3,6
   Подоходный налог 4305,3 9,2 5380,8 11,0 1075,5 1,8
   Налог на прибыль 4607,7 9,8 5580,4 11,4 972,7 1,6
   Налоги на собственность  1626,7 3,5 1850,1 3,8 223,4 0,3
   НДС 12083,1 25,8 16226,4 33,3 4143,3 7,5
   Акцизы 3637,4 7,8 4350,2 8,9 712,8 1,1
   Налоговые доходы от внешнеэкономической  деятельности 7969,5 17,1 5776,2 11,8 -2193,3 -5,3
2. Неналоговые доходы 5322,0 11,4 3788,3 7,8 -1533,7 -3,6
3. Безвозмездные поступления 114,1 0,2 109,7 0,2 -4,4 -

Источник: Собственная  разработка на основании данных [2], [5] 

    В 2010 году доходы консолидированного бюджета  составили 48772,8 млрд. рублей, что на 4,3% больше, чем в 2009 году.

    Налоговые доходы в 2010 году составили 44874,7 млрд. руб. или 92,0% от всех поступлений в бюджет и увеличились по сравнению с 2009 годом на 3570 млрд. руб.

    Наибольшая  часть поступлений от субъектов  хозяйствования в государственный бюджет Беларуси приходится на следующие виды налоговых платежей: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налоговые платежи по внешнеэкономической деятельности.

    В 2010 году доля НДС, налога на прибыль, акцизов, налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности в доходах консолидированного бюджета составила 65,5%. При этом 33,3% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 11,8% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности.

    Дадим оценку состава и структуры налоговых  поступлений в консолидированный  бюджет  Республики Беларусь  за 2009-2010 годы (табл. 2.4 и рис. 2.2-2.3).

Таблица 2.4

Состава и структуры налоговых поступлений  в  консолидированный бюджет  Республики Беларусь за 2009-2010 годы

Показатели 2009  год 2010 год Изменение +,-
млрд.руб. % млрд.руб. % млрд.руб. %
Налоговые доходы, из них: 41304,7 100,0 44874,7 100,0 3570 -
   Подоходный налог 4305,3 10,4 5308,8 11,8 1075,5 1,4
   Налог на прибыль 4607,7 11,1 5580,4 12,4 972,7 1,3
   Налоги на собственность  1626,7 3,9 1850,1 4,1 223,4 0,2
   НДС 12083,1 29,2 16226,4 36,2 4143,3 7,0
  Акцизы 3637,4 8,8 4350,2 9,7 712,8 0,9
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности 7969,5 19,3 5776,2 12,9 -2193,3 -6,4
Прочие  налоги и сборы 7075 17,3 5782,6 12,9 -1292,4 -4,4

Источник: Собственная  разработка на основании данных [2] 

    

    Рис. 2.2. Структура налоговых поступлений консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2009 год, %

   Источник: Собственная разработка на основании данных табл. 2.4 

    

   Рис. 2.3. Структура налоговых поступлений консолидированного бюджета

     Республики Беларусь за 2010 год, %

   Источник: Собственная разработка на основании  данных табл. 2.4 

    Из  данных табл.   и рис. 2.2-2.3 видно, что основную долю в налоговых поступлениях составляют налоговые платежи предприятий:  НДС, налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль. Их доля в налоговых поступлениях составила 59,6%  за 2009 год и 61,5% за 2010 год.  За 2010 год 36,2% всех поступлений обеспечено за счет НДС, 12,9% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности, 12,40% - налога на прибыль (в 2009 году – 29,2%, 19,3% и 11,1% соответственно). 

    Прочие  налоги и сборы за 2010 год  составили 5782,6 млн. руб., что ниже уровня 2009 года на 1292,4 млн. руб. В структуре налоговых поступлений прочие налоги и сборы составили 12,9%, что ниже уровня 2009 года на 4,4 процентных пункта. 

    Несмотря  на рост в 2010 году поступления косвенных налогов и сборов на 6,1 процента, их доля в ВВП сократилась и составила 13,6 процента.

    Структура косвенных налогов и сборов приведена  на рис. 2.4. 
 

Рис. 2.4. Структура косвенных налогов и сборов за 2010 год

Источник: Собственная разработка на основании данных [8] 

    В общей сумме косвенных налогов  и сборов более 73 % приходится на налог  на добавленную стоимость.

    Темп  роста поступлений НДС составил 121,9 процента, удельный вес в ВВП вырос с 8,8 до 10 процентов. Положительная динамика в значительной степени обеспечена за счет увеличения объемов реализации продукции, а также роста импорта товаров. Кроме того, в 2010 году ставка налога повысилась с 18 до 20 процентов.

    Почти 20 процентов общего объема косвенных  налогов формируют акцизы. Их поступления выросли на 8,5%, а удельный вес в ВВП сохранился на уровне 2009 года – 2,7 %. Основной причиной увеличения поступлений акцизов явилось повышение в среднем на 10 процентов ставок акцизов на алкогольную продукцию и табачные изделия. Кроме того, в 2010 году объемы реализации на внутреннем рынке табачных изделий выросли на 22 процента, бензина – на 6,9 процента, алкогольных напитков – на 5,9 процента.

    Удельный  вес прямых налогов и сборов в  ВВП составил  8,2%, темп роста поступлений – 110,4 %. Структура прямых налогов и сборов приведена на рис. 2.5. 

Рисунок 2.5. Структура прямых налогов и сборов за 2010 год

Источник: Собственная разработка на основании  данных [8] 

    В разрезе прямых налогов и сборов наибольший удельный вес – почти 44 процента – занимают налоги на прибыль и доходы. Поступления их возросли на 9,8 процента, а доля в ВВП – с 3,5 до 3,6 процента. Как отмечалось выше, такая динамика обусловлена улучшением финансовых результатов хозяйствования субъектов предпринимательской деятельности.

    Почти 9 процентов прямых налогов и сборов обеспечивается платежами по налогу на недвижимость. Темп роста поступлений  составил 105,7 процента, а их удельный вес в ВВП остался неизменным по сравнению с 2009 годом – 0,7 процента.

    Следует отметить, что с 2010 года отменены целевые  сборы из прибыли (транспортный сбор, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города) и одновременно введен сбор на развитие территорий, облагаемый также  по ставке 3 процента от прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Удельный вес сбора в ВВП составил 0,3 процента.

     Что касается смешанных налогов, сборов, отчислений, то к ним относятся платежи, имеющие признаки как косвенных, так и прямых налогов. По аналогии с косвенными эти налоги участвуют в процессе ценообразования как элемент себестоимости и, соответственно, оплачиваются потребителями товаров, работ, услуг. Им также присущи признаки прямых налогов, поскольку имеется определенный объект обложения, непосредственно не связанный с объемами и финансовыми результатами хозяйственной деятельности.

     Доля  смешанных налогов в ВВП составила 1,8%,  темп роста – 88,6%, их структура  приведена на рис. 2.6. 

Рис.  2.6. Структура смешанных налогов, сборов, отчислений за 2010 год

Источник: Собственная разработка на основании  данных [8] 

    В общей сумме смешанных налогов  почти 57 % принадлежит отчислениям  в инновационные фонды, темп роста  которых составил 89,2 процента, при этом их доля в ВВП сократилась с 1,3 до 1 процента. Снижение платежей обусловлено уменьшением нормативов отчислений по отдельным плательщикам Министерства энергетики и концерна «Белнефтехим», а также сокращением количества организаций, формирующих инновационный фонд Министерства торговли Республики Беларусь.

Информация о работе Государственный кредит. Платежи предприятий в бюджет