Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 08:48, доклад
Государственный кредит подразделяется на внутренний и внешний (международный). Поскольку основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. В то же время международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими достижениями, необходимость оказания финансовой помощи иностранным государствам обусловливают развитие международного государственного кредита, т. е. осуществление государственно-кредитных отношений в иностранной валюте.
Государственный кредит подразделяется на внутренний и внешний (международный). Поскольку основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. В то же время международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими достижениями, необходимость оказания финансовой помощи иностранным государствам обусловливают развитие международного государственного кредита, т. е. осуществление государственно-кредитных отношений в иностранной валюте.
Внутренний государственный кредит может выступать в следующих формах: государственные займы, обращение части вкладов населения в государственные займы, заимствование средств общегосударственного ссудного фонда, казначейские ссуды, гарантированные займы.
Государственные займы как формы государственного кредита характеризуются тем, что временно свободные денежные средства населения, организаций и предприятий, привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.
В тесной связи с государственными займами находится вторая форма государственного кредита, функционирование которого опосредствуется системой сберегательных учреждений -- обращение части вкладов населения в государственные займы. Такое обращение осуществляется через покупку особых ценных бумаг (в частности, казначейских сберегательных сертификатов) или рыночных ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств), а также путем оформления безоблигационных займов (путем подписания соглашений -- договоров или выдачи особых свидетельств).
Заимствование средств общегосударственного
ссудного фонда как форма
Казначейские ссуды (бюджетные кредиты) как форма государственного кредита выражают отношение оказания финансовой помощи предприятиям и организациям органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности. Бюджетные кредиты, в отличие от банковских кредитов, выдаются на льготных условиях по срокам и норме процента, они возможны в случае финансовых затруднений хозяйственных организаций ввиду их особого положения на рынке или ухудшения экономической ситуации в стране. Они не имеют коммерческой цели, являются средством поддержки жизненно важных для народного хозяйства экономических структур.
В тех случаях, когда правительство
гарантирует безусловное
Внешний (международный) государственный кредит представляет собой совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика, кредитора или гаранта. Эти отношения принимают форму государственных внешних займов, которые предоставляются на условиях возвратности, срочности, платности, как и внутренние займы. Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами включается в государственный долг страны.
предоставление внешних займов осуществляется за счет бюджетных средств или специальных правительственных фондов.
Основной целью
Государственные внешние
займы предоставляются в
Основными кредиторами нашей страны выступают развитые капиталистические страны, международные финансовые организации -- Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и др.
Государственные займы классифицируются по ряду признаков.
По субъектам заемных отношений -- займы, размещаемые центральными и территориальными органами власти.
По месту размещения -- внутренние и внешние.
По обращению на рынке -- рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно продаются и покупаются. Нерыночные не могут свободно менять своих владельцев и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг.
В зависимости от срока привлечения средств -- краткосрочные (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и выше).
По обеспеченности долговых обязательств -- закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом, например определенным имуществом. Обеспечением беззакладных облигаций служит все имущество государства или данного муниципалитета.
По характеру выплачиваемого дохода государственные займы делятся на выигрышные, процентные, с нулевым купоном.
7. По методу определения
дохода долговые обязательства
государства бывают с твердым
или плавающим доходом. В ряде
случаев фиксированная ставка
по ценным бумагам является
причиной роста расходов
8. В зависимости от обязанности
заемщика твердо соблюдать
9. По методам размещения займы подразделяются на добровольные, размещаемые по подписке, и принудительные. Каждому методу размещения займов соответствует свой способ реализации.
10. Государственные займы могут быть облигационными и безоблигационными.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. По договору государственного займа заемщиком выступает РФ, субъекты РФ, а заимодавцами — граждане или юридические лица. Государственные займы являются добровольными и изменение условий выпущенного в обращение займа не допускается.
Активность государства в качестве заемщика служит индикатором состояния его финансов. Чем больше объем позаимствований, тем хуже обстоит дело с государственным бюджетом. Чем выше доля государственного долга в
ВВП, тем глубже кризис финансов государства. Огромный государственный долгРоссии как внутренний, так и внешний свидетельствует о кризисе финансов страны.
В соответствии с Законом РФ "О государственном внутреннем долге
Российской Федерации"
под государственным
Правительства РФ, но
и органов управления низовыми
звеньями, входящими в состав
государства. Обеспечением
Российской Федерации
могут выступать в форме
Государственный внутренний
долг состоит из задолженности
прошлых лет и вновь возникшей
задолженности. Российская
Правительством РФ. Форма
долговых обязательств
Кредиторами по внутренним
займам выступают юридические
и физические лица, являющиеся
резидентами данного
Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств. При размещении таких займов учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения.
Кредитная деятельность РФ на
мировой арене регулируются Федеральным
Законом "О государственных внешних
заимствованиях Российской Федерации
и государственных кредитах, предоставляемых
Российской Федерацией иностранным
государствам, их юридическим лицам
и международным организациям"[
В настоящее время Российская Федерация является крупным заемщиком как внутри страны[2], так и на международной арене.
В соответствии с Законом "О государственных внешних заимствованиях
Российской Федерации"...,
к ним относятся привлекаемые
из иностранных источников (иностранных
государств, их юридических лиц
и международных организаций)
кредиты (займы), по которым возникают
государственные финансовые
Предельный размер государственных внешних заимствований ежегодно утверждается в форме федерального закона. Он, как правило, не превышает годовой объем платежей по обслуживанию и выплате основной суммы государственного внешнего долга РФ.