Государственный кредит

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 08:48, доклад

Краткое описание

Государственный кредит подразделяется на внутренний и внешний (международный). Поскольку основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. В то же время международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими достижениями, необходимость оказания финансовой помощи иностранным государствам обусловливают развитие международного государственного кредита, т. е. осуществление государственно-кредитных отношений в иностранной валюте.

Файлы: 1 файл

Государственный кредит подразделяется на внутренний и внешний.docx

— 17.40 Кб (Скачать)

Государственный кредит подразделяется на внутренний и внешний (международный). Поскольку основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. В то же время международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими достижениями, необходимость оказания финансовой помощи иностранным государствам обусловливают развитие международного государственного кредита, т. е. осуществление государственно-кредитных отношений в иностранной валюте.

Внутренний государственный  кредит может выступать в следующих  формах: государственные займы, обращение  части вкладов населения в  государственные займы, заимствование  средств общегосударственного ссудного фонда, казначейские ссуды, гарантированные  займы.

Государственные займы как  формы государственного кредита  характеризуются тем, что временно свободные денежные средства населения, организаций и предприятий, привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

В тесной связи с государственными займами находится вторая форма  государственного кредита, функционирование которого опосредствуется системой сберегательных учреждений -- обращение части вкладов населения в государственные займы. Такое обращение осуществляется через покупку особых ценных бумаг (в частности, казначейских сберегательных сертификатов) или рыночных ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств), а также путем оформления безоблигационных займов (путем подписания соглашений -- договоров или выдачи особых свидетельств).

Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда как форма государственного кредита характеризуется тем, что  государственные кредитные учреждения непосредственно передают часть  кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства. Эта форма кредита  была распространена в советский  период и в определенной мере (до 1995 г.) -- в реформируемый период.

Казначейские ссуды (бюджетные  кредиты) как форма государственного кредита выражают отношение оказания финансовой помощи предприятиям и организациям органами государственной власти и  управления за счет бюджетных средств  на условиях срочности, платности и  возвратности. Бюджетные кредиты, в отличие от банковских кредитов, выдаются на льготных условиях по срокам и норме процента, они возможны в случае финансовых затруднений хозяйственных организаций ввиду их особого положения на рынке или ухудшения экономической ситуации в стране. Они не имеют коммерческой цели, являются средством поддержки жизненно важных для народного хозяйства экономических структур.

В тех случаях, когда правительство  гарантирует безусловное погашение  займа, выпущенного местными органами власти и управления или отдельными хозяйственными организациями, а также  выплату процентов по нему, речь идет об условном государственном кредите -- гарантированных займах.

Внешний (международный) государственный  кредит представляет собой совокупность отношений, в которых государство  выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика, кредитора  или гаранта. Эти отношения принимают  форму государственных внешних  займов, которые предоставляются  на условиях возвратности, срочности, платности, как и внутренние займы. Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами включается в государственный долг страны.

предоставление внешних займов осуществляется за счет бюджетных средств или специальных правительственных фондов.

Основной целью государственных  внешних займов является содействие укреплению экономического потенциала, преодоление финансовых трудностей страны -- получателя, оказание продовольственной помощи.

Государственные внешние  займы предоставляются в денежной или товарной форме, выпускаются  они в валюте страны-кредитора, страны-заемщика или валюте третьей страны. Погашение  займов осуществляется по соглашению сторон товарными поставками или  валютой.

Основными кредиторами нашей  страны выступают развитые капиталистические  страны, международные финансовые организации -- Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и др.

Государственные займы классифицируются по ряду признаков.

По субъектам заемных  отношений -- займы, размещаемые центральными и территориальными органами власти.

 По месту размещения -- внутренние и внешние.

По обращению на рынке -- рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно продаются и покупаются. Нерыночные не могут свободно менять своих владельцев и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг.

 В зависимости от  срока привлечения средств -- краткосрочные (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и выше).

По обеспеченности долговых обязательств -- закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом, например определенным имуществом. Обеспечением беззакладных облигаций служит все имущество государства или данного муниципалитета.

 По характеру выплачиваемого  дохода государственные займы  делятся на выигрышные, процентные, с нулевым купоном.

7. По методу определения  дохода долговые обязательства  государства бывают с твердым  или плавающим доходом. В ряде  случаев фиксированная ставка  по ценным бумагам является  причиной роста расходов государства  на выплату процентов, в других  случаях она может отпугнуть  инвесторов, ожидающих повышения  процента.

8. В зависимости от обязанности  заемщика твердо соблюдать сроки  погашения займа, установленные  при его выпуске, заемные инструменты  делятся на обязательства: с  правом досрочного погашения  и без права досрочного погашения.

9. По методам размещения  займы подразделяются на добровольные, размещаемые по подписке, и принудительные. Каждому методу размещения займов соответствует свой способ реализации.

10. Государственные займы  могут быть облигационными и  безоблигационными.

В соответствии с Гражданским  кодексом РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность  другой стороне (заемщику) деньги или  другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. По договору государственного займа заемщиком выступает РФ, субъекты РФ, а заимодавцами — граждане или юридические лица. Государственные  займы являются добровольными и изменение условий выпущенного в обращение займа не допускается.

Активность государства  в качестве заемщика служит индикатором  состояния его финансов. Чем больше объем позаимствований, тем хуже обстоит дело с государственным бюджетом. Чем выше доля государственного долга в

 ВВП, тем глубже кризис  финансов государства. Огромный государственный долгРоссии как внутренний, так и внешний свидетельствует о кризисе финансов страны.

 В соответствии с  Законом РФ "О государственном  внутреннем долге

 Российской Федерации"  под государственным внутренним  долгом понимаются долговые обязательства  Правительства РФ перед юридическими  и физическими лицами. Таким образом,  следует различать государственный  долг и общегосударственный долг, который включает задолженность  не только

 Правительства РФ, но  и органов управления низовыми  звеньями, входящими в состав  государства. Обеспечением государственного  долга России служат все активы, находящиеся в распоряжении Правительства  РФ. Долговые обязательства

 Российской Федерации  могут выступать в форме кредитов, полученных правительством, государственных  займов или других долговых  обязательств, гарантированных Правительством.

 Государственный внутренний  долг состоит из задолженности  прошлых лет и вновь возникшей  задолженности. Российская Федерация  не несет ответственности по  долговым обязательствам национально-территориальных  образований Российской Федерации,  если они не были гарантированы

 Правительством РФ. Форма  долговых обязательств национально-государственных  и административно-территориальных  образований РФ и условия их  выпуска определяются самостоятельно  на местах. В зависимости от  места размещения займы делятся  на две группы: внутренние и  внешние, отличающиеся видами  заемных инструментов, условиями  размещения, составом кредиторов, валютой  займа.\

 Кредиторами по внутренним  займам выступают юридические  и физические лица, являющиеся  резидентами данного государства.  Займы обычно предоставляются  в национальной валюте. Для привлечения  средств выпускаются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы.

Внешние займы размещаются  на иностранных фондовых рынках в  валюте других государств. При размещении таких займов учитываются специфические  интересы инвесторов страны размещения.

Кредитная деятельность РФ на мировой арене регулируются Федеральным  Законом "О государственных внешних  заимствованиях Российской Федерации  и государственных кредитах, предоставляемых  Российской Федерацией иностранным  государствам, их юридическим лицам  и международным организациям"[1].

 В настоящее время  Российская Федерация является  крупным заемщиком как внутри  страны[2], так и на международной  арене.

В соответствии с Законом "О государственных внешних  заимствованиях

 Российской Федерации"..., к ним относятся привлекаемые  из иностранных источников (иностранных  государств, их юридических лиц  и международных организаций)  кредиты (займы), по которым возникают  государственные финансовые обязательства  РФ как заемщика или гаранта.  Государственные внешние заимствования  РФ формируют государственный  внешний долг.

Предельный размер государственных  внешних заимствований ежегодно утверждается в форме федерального закона. Он, как правило, не превышает  годовой объем платежей по обслуживанию и выплате основной суммы государственного внешнего долга РФ.


Информация о работе Государственный кредит