Государственный долг: сущность, виды и механизм управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 12:38, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы чрезвычайно высока, так как проблема долгосрочного и системного урегулирования государственного долга объективно требует серьезного, взвешенного и кардинального решения. Большой внешний долг России депрессивно воздействует на экономику государства, деформирует бюджетный процесс, ставя его в зависимость от долговой ситуации.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...…..3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОНЯТИЕ, ФОРМЫ И ВИДЫ ……………….……………………………….…5
1.1 Характеристика государственного долга РФ. Формы и виды…………………………………………………….………..…………….........5
1.2 Социально-экономические последствия государственного долга и методы его регулирования…………………………………………..……………11
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ПОГАШЕНИЯ..……………………………………......17
2.1 Погашение внешнего и внутреннего долга РФ…….. ….……......17
2.2 Динамика и структура внешнего и внутреннего долга РФ….……21
Заключение…………………………………………………………………………30Список использованной литературы и источников……………… …………….33
Приложение………………………………………………………………………..35

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 132.39 Кб (Скачать)

Внешние долги банковской системы за первые 3 месяца текущего года возросли со $144,225 млрд до $148,024 млрд.

Внешние долги нефинансовых предприятий  увеличились с $297,868 млрд до $309,842 млрд. Из этой суммы $70,353 млрд составляли долговые обязательства перед прямыми  инвесторами, $221,95 млрд — кредиты, $11,051 млрд — долговые ценные бумаги, $2,271 млрд — задолженность по финансовому  лизингу.

Однако  внешний долг органов государственного управления за I квартал текущего года сократился с $34,525 млрд до $33,975 млрд, в  том числе федеральных органов  управления – с $32,166 млрд до $31,455 млрд.[26]

Долг  бывшего СССР сократился за январь-март 2011 года с $2,9 млрд до $2,786 млрд. В структуре  бывшего союзного долга $1,122 млрд составляла задолженность перед бывшими  социалистическими странами. В 2011 году погашение внешнего долга распределено по кварталам достаточно равномерно: на первый квартал приходится 37,7 миллиарда  долларов, в том числе 32,3 миллиарда долларов - основной долг и 5,4 миллиарда долларов - проценты. Во втором квартале предстоит погасить внешний долг на 30 миллиардов долларов (25,3 миллиарда долларов и 4,7 миллиарда долларов соответственно), в третьем квартале - 26,6 миллиарда долларов (21,7 миллиарда долларов и 4,9 миллиарда долларов), в четвертом квартале - 34,3 миллиарда долларов (30,3 миллиарда долларов и 4,1 миллиарда долларов). В 2012 году максимальный объем погашений придется на последний квартал. В первом квартале предстоит погасить 16,2 миллиарда долларов внешнего долга (11,8 миллиарда долларов - основной долг и 4,4 миллиарда долларов - проценты), во втором квартале - 17,6 миллиарда долларов (13,95 миллиарда долларов и 3,7 миллиарда долларов соответственно), в третьем квартале - 13,1 миллиарда долларов (9,2 миллиарда долларов и 3,9 миллиарда долларов), в четвертом квартале - 25,2 миллиарда долларов (21,7 миллиарда долларов и 3,5 миллиарда долларов).[26]

Оценка  внешнего государственного долга (приложение 1).

По данным Министерства Финансов РФ на 1 марта 2011 года государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в  государственных ценных бумагах, составил 3 083 млн. руб.

Структура и динамика государственного внутреннего  долга по состоянию на 1 мая 2007 года (в части государственных ценных бумаг, номинированных в валюте Российской Федерации)

Таблица 2

 

Виды государственных ценных бумаг

(млрд. руб.)

ОФЗ-ПД

244,5

ОФЗ-ФК

94,83

ОФЗ-АД

717,16

ГСО-ППС

0,42

ГСО-ФПС

52

Итого

1 108,91


 

Федеральным законом "О федеральном бюджете  на 2003 год" от 24.12.2002г. № 176-ФЗ установлен верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2004 года по долговым обязательствам Российской Федерации в сумме 842,1 млрд. рублей.

Правительство Российской Федерации вправе определять объемы выпуска, формы и методы эмиссии  государственных ценных бумаг, являющихся долговыми обязательствами Российской Федерации, и осуществлять их эмиссию  в объеме, не приводящем к превышению верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации.

Рис.1

 

На этой диаграмме показан рост внутреннего  долга РФ. Как видно, с начала 2011 года, долг лишь увеличивается.

Увеличивается и объем внутреннего долга, касательно ценных бумаг.

 

Рис.2

ГСО-ФПС - государственные сберегательные облигации  с фиксированной процентной ставкой.

ГСО-ППС - государственные сберегательные облигации  с постоянной процентной ставкой.

ОФЗ-АД - Облигации Федерального Займа с амортизацией долга, периодическое погашение основной суммы долга.

ОФЗ-ПД - Облигации Федерального Займа с  постоянным доходом, Купон выплачивается  раз в год и фиксируется  на весь срок обращения.

ОВОЗ - облигации  внутренних облигационных займов РФ.

Один  из способов погашения внутреннего  долга, это выплаты купонного  дохода и погашение гособлигаций. Такие выплаты проводятся раз в две недели Департаментом государственного долга и государственных финансовых активов.

 

2.3 Динамика и структура внешнего и внутреннего долга РФ

 

В 2004—2008 годах, по поручению бывшего  в то время президентом В. В. Путина, учитывая рост доходов России от экспорта нефти, связанный со стремительным ростом мировых цен на это сырьё, государственный долг стремительно сокращался. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный долг составил 53 млрд долларов (9 % ВВП).

Пик российского государственного долга пришёлся на 1998 год (146,4 % ВВП). На 1 января 2000 года, внешний долг достиг 158,7 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП).

Для сравнения, по данным S&P за 2005 г., государственный долг Германии составлял 68 % ВВП, Франции — 66 %, США — 53 %, Великобритании — 43 %, Норвегии — 36 %, Австралии — 12 %, Казахстана — 10 %, Гонконга — 2 %.

Таблица 3

Дата

Сумма, млрд долл. США

1991, 25 декабря

67,9

1997, 31 декабря

123,5

2000, 1 января

158,7

2001, 1 января

143,7

2002, 1 января

133,5

2003, 1 января

125,7

2004, 1 января

121,7

2005, 1 января

114,1

2006, 1 января

76,5

2007, 1 января

52,0

2008, 1 января

44,9

2009, 1 января

40,6

2010, 1 января

37,6

2011, 1 ноября

36,0

2012, 1 января

33,5


 

В результате резкого снижения внешнего долга  и быстрого роста экономики РФ по сравнению с другими странами, Россия постепенно превращается в страну кредитора. Так, в 2011 Кипр получил от России кредит в размере 2,5 млрд евро ан 4,5 года под 4,5% годовых в то время  как европейские страны отказывались предоставить кредит под менее чем 15% годовых. В августе 2007 года Россия превратилась в держателя долговых обязательств правительства США и т.д. За пять лет доля России на этом рынке возросла с 0% до 3%. Россия занимала восьмое место в рейтинге держателей государственного долга США, по данным журнала «Финанс». На 30 июня 2008 года США были должны РФ 2,5 % всего своего госдолга, или 65,3 млрд долларов.[27] Сравнить внешний долг РФ по состоянию на 1 апреля 2011г можно в таблице 4 (приложение 2).

Таблица 5

 

Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации 

млрд. рублей

 

по состоянию на                    

01.01.2012

01.02.2012

Объем государственного внутреннего  долга Российской Федерации - всего,

4 190,553

4 181,996

в том числе:

   

государственные гарантии Российской Федерации  в валюте Российской Федерации

637,334

635,374


 

Так же в  таблицах 6, 7, 8 можно увидеть объем  государственного внутреннего долга  РФ с 2009-2011г. (приложения 3,4,5)

 

 

 

 

 

Из таблиц видно, что  государственной гарантии Российской Федерации в валюте РФ в 2011 году выросли почти в два раза по сравнению с 2010 годом. Что касаемо объема внутреннего государственного долга он ежемесячно рос, и лишь только к концу 2011 года начал немного снижаться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В данной курсовой работе я попыталась не только максимально раскрыть заданную тему, определить сущность, виды и механизмы  управления государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации, но и найти и определить возможности  его погашения.

Государственный долг образуется вследствие возникновения  дефицитов бюджета государства, т.е. вследствие превышения расходов правительства над его доходами. Основными способами покрытия бюджетного дефицита являются эмиссия денег и государственные займы. Последние осуществляются путем выпуска и размещения среди населения и кредитно-финансовых учреждений различного рода государственных ценных бумаг (прежде всего казначейских векселей и облигации), являющихся долговыми обязательствами государства по отношению к купившим их физическим и юридическим лицам – это и есть приблизительное определение внутреннего долга.

Отрицательные последствия государственного долга  связаны с тем, что выплаты процентов по внутреннему долгу увеличивают неравенство в доходах и требуют повышения налогов, что подрывает экономические стимулы развития производства, а также могут повышать общий уровень процентных ставок и вытеснять частное инвестиционное финансирование.

Причинами возникновения государственного долга  обычно являются трудные периоды  для экономики: войны, спады и  т.д. В эти периоды, когда национальный доход сокращается, или не может  увеличиваться, налоговые поступления  автоматически сокращаются и  приводят к бюджетным дефицитам.

Еще один источник государственного долга - политические интересы, приводящие к увеличению правительственных расходов и, следовательно, увеличению бюджетного дефицита. Чем обременительнее для страны накопленный внешний долг, тем в большей мере его обслуживание вовлекается во взаимодействие с функционированием всей национальной экономики и ее финансовой сферы.

В результате резкого снижения внешнего долга  за последние несколько лет и быстрого роста экономики РФ по сравнению с другими странами, Россия постепенно превращается в страну кредитора.

Даже  небольшой внешний долг России депрессивно  воздействует на экономику государства, деформирует бюджетный процесс, ставя его в зависимость от долговой ситуации.

Наибольшую  опасность для финансовой системы  РФ представляют процентные платежи  по обслуживанию основного долга, поскольку  они кумулятивно нарастают ввиду  того, что реструктуризации подвергается, как правило, лишь основной долг, не погашаются в первоочередном порядке  в нарушение общепринятых стандартов заимствования с высокой стоимостью обслуживания, не ведется переговорный процесс по изменению условий  выплаты долгов, или частичному их списанию, или отсрочке погашения. Так, например, за шесть предстоящих лет  основной долг уменьшится лишь на 40 %, хотя суммарные платежи на обслуживание и погашение основного долга  будут вдвое больше.

Несмотря  на сегодняшнюю положительную ситуацию в сфере долговых выплат для снижения угрозы внешней задолженности национальной экономики России требуется реализация ряда дополнительных мер:

- отказ от  привлечения международных кредитов  на государственном уровне;

- разработка  комплексной и ясной нормативной  базы по вопросам внешних заимствований;

- согласование  политики по обслуживанию внешнего  долга с финансовой и экономической  политикой в целом, в особенности  с денежно-кредитной и валютной.

Экономические трудности развития Российской Федерации  и сопровождающие данный процесс  пробелы правового регулирования  не способствуют повышению международно-правового  статуса России. В сложившихся условиях, существенно отягощенных наличием большой внешней задолженности, требуется системное реформирование национального финансового законодательства, приведение в соответствие с международными стандартами многих дефиниций и принципов, содержащихся в федеральных законах, введение реальных гарантийных механизмов, устранение коллизий между различными отраслями законодательства, регулирующих кредитные отношения. Основой же системных изменений действующих нормативных правовых актов должны стать реальные экономические расчеты и прогнозы.

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 26.04.2007) // СЗ РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3823.
  2. Указ Президента РФ от 31.01.1996 г. № 126 "О некоторых мерах по упорядочению работы с внешним и внутренним валютным долгом Российской Федерации" // СЗ РФ, 1996, № 6, ст. 534.
  3. Распоряжение Правительства РФ от 02.11.1995 № 1527-р "О порядке погашения государственного долга Российской Федерации странам - членам бывшего СЭВ товарными поставками" // Российская газета, 1995, 21 ноября.
  4. Постановление Верховного Совета РФ от 30.06.1993 "О государственных кредитах правительствам государств - бывших республик Союза ССР""// Ведомости СНД и ВС РФ, 1993, № 28, ст. 1071.

Информация о работе Государственный долг: сущность, виды и механизм управления