Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 12:38, курсовая работа
Актуальность темы чрезвычайно высока, так как проблема долгосрочного и системного урегулирования государственного долга объективно требует серьезного, взвешенного и кардинального решения. Большой внешний долг России депрессивно воздействует на экономику государства, деформирует бюджетный процесс, ставя его в зависимость от долговой ситуации.
Введение………………………………………………………………………...…..3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОНЯТИЕ, ФОРМЫ И ВИДЫ ……………….……………………………….…5
1.1 Характеристика государственного долга РФ. Формы и виды…………………………………………………….………..…………….........5
1.2 Социально-экономические последствия государственного долга и методы его регулирования…………………………………………..……………11
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ПОГАШЕНИЯ..……………………………………......17
2.1 Погашение внешнего и внутреннего долга РФ…….. ….……......17
2.2 Динамика и структура внешнего и внутреннего долга РФ….……21
Заключение…………………………………………………………………………30Список использованной литературы и источников……………… …………….33
Приложение………………………………………………………………………..35
Внешние долги банковской системы за первые 3 месяца текущего года возросли со $144,225 млрд до $148,024 млрд.
Внешние долги нефинансовых предприятий увеличились с $297,868 млрд до $309,842 млрд. Из этой суммы $70,353 млрд составляли долговые обязательства перед прямыми инвесторами, $221,95 млрд — кредиты, $11,051 млрд — долговые ценные бумаги, $2,271 млрд — задолженность по финансовому лизингу.
Однако внешний долг органов государственного управления за I квартал текущего года сократился с $34,525 млрд до $33,975 млрд, в том числе федеральных органов управления – с $32,166 млрд до $31,455 млрд.[26]
Долг бывшего СССР сократился за январь-март 2011 года с $2,9 млрд до $2,786 млрд. В структуре бывшего союзного долга $1,122 млрд составляла задолженность перед бывшими социалистическими странами. В 2011 году погашение внешнего долга распределено по кварталам достаточно равномерно: на первый квартал приходится 37,7 миллиарда долларов, в том числе 32,3 миллиарда долларов - основной долг и 5,4 миллиарда долларов - проценты. Во втором квартале предстоит погасить внешний долг на 30 миллиардов долларов (25,3 миллиарда долларов и 4,7 миллиарда долларов соответственно), в третьем квартале - 26,6 миллиарда долларов (21,7 миллиарда долларов и 4,9 миллиарда долларов), в четвертом квартале - 34,3 миллиарда долларов (30,3 миллиарда долларов и 4,1 миллиарда долларов). В 2012 году максимальный объем погашений придется на последний квартал. В первом квартале предстоит погасить 16,2 миллиарда долларов внешнего долга (11,8 миллиарда долларов - основной долг и 4,4 миллиарда долларов - проценты), во втором квартале - 17,6 миллиарда долларов (13,95 миллиарда долларов и 3,7 миллиарда долларов соответственно), в третьем квартале - 13,1 миллиарда долларов (9,2 миллиарда долларов и 3,9 миллиарда долларов), в четвертом квартале - 25,2 миллиарда долларов (21,7 миллиарда долларов и 3,5 миллиарда долларов).[26]
Оценка внешнего государственного долга (приложение 1).
По данным Министерства Финансов РФ на 1 марта 2011 года государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах, составил 3 083 млн. руб.
Структура
и динамика государственного внутреннего
долга по состоянию на 1 мая 2007 года
(в части государственных
Таблица 2
Виды государственных ценных бумаг |
(млрд. руб.) |
ОФЗ-ПД |
244,5 |
ОФЗ-ФК |
94,83 |
ОФЗ-АД |
717,16 |
ГСО-ППС |
0,42 |
ГСО-ФПС |
52 |
Итого |
1 108,91 |
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2003 год" от 24.12.2002г. № 176-ФЗ установлен верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2004 года по долговым обязательствам Российской Федерации в сумме 842,1 млрд. рублей.
Правительство
Российской Федерации вправе определять
объемы выпуска, формы и методы эмиссии
государственных ценных бумаг, являющихся
долговыми обязательствами
Рис.1
На этой диаграмме показан рост внутреннего долга РФ. Как видно, с начала 2011 года, долг лишь увеличивается.
Увеличивается и объем внутреннего долга, касательно ценных бумаг.
Рис.2
ГСО-ФПС - государственные сберегательные облигации с фиксированной процентной ставкой.
ГСО-ППС - государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой.
ОФЗ-АД - Облигации Федерального Займа с амортизацией долга, периодическое погашение основной суммы долга.
ОФЗ-ПД - Облигации Федерального Займа с постоянным доходом, Купон выплачивается раз в год и фиксируется на весь срок обращения.
ОВОЗ - облигации внутренних облигационных займов РФ.
Один из способов погашения внутреннего долга, это выплаты купонного дохода и погашение гособлигаций. Такие выплаты проводятся раз в две недели Департаментом государственного долга и государственных финансовых активов.
2.3 Динамика и структура внешнего и внутреннего долга РФ
В 2004—2008 годах, по поручению бывшего
в то время президентом В. В.
Пик российского государственного долга пришёлся на 1998 год (146,4 % ВВП). На 1 января 2000 года, внешний долг достиг 158,7 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП).
Для сравнения, по данным S&P за 2005 г., государственный долг Германии составлял 68 % ВВП, Франции — 66 %, США — 53 %, Великобритании — 43 %, Норвегии — 36 %, Австралии — 12 %, Казахстана — 10 %, Гонконга — 2 %.
Таблица 3
Дата |
Сумма, млрд долл. США |
1991, 25 декабря |
67,9 |
1997, 31 декабря |
123,5 |
2000, 1 января |
158,7 |
2001, 1 января |
143,7 |
2002, 1 января |
133,5 |
2003, 1 января |
125,7 |
2004, 1 января |
121,7 |
2005, 1 января |
114,1 |
2006, 1 января |
76,5 |
2007, 1 января |
52,0 |
2008, 1 января |
44,9 |
2009, 1 января |
40,6 |
2010, 1 января |
37,6 |
2011, 1 ноября |
36,0 |
2012, 1 января |
33,5 |
В результате резкого снижения внешнего долга и быстрого роста экономики РФ по сравнению с другими странами, Россия постепенно превращается в страну кредитора. Так, в 2011 Кипр получил от России кредит в размере 2,5 млрд евро ан 4,5 года под 4,5% годовых в то время как европейские страны отказывались предоставить кредит под менее чем 15% годовых. В августе 2007 года Россия превратилась в держателя долговых обязательств правительства США и т.д. За пять лет доля России на этом рынке возросла с 0% до 3%. Россия занимала восьмое место в рейтинге держателей государственного долга США, по данным журнала «Финанс». На 30 июня 2008 года США были должны РФ 2,5 % всего своего госдолга, или 65,3 млрд долларов.[27] Сравнить внешний долг РФ по состоянию на 1 апреля 2011г можно в таблице 4 (приложение 2).
Таблица 5
Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации
млрд. рублей | ||
по состоянию на | ||
01.01.2012 |
01.02.2012 | |
Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации - всего, |
4 190,553 |
4 181,996 |
в том числе: |
||
государственные гарантии Российской Федерации в валюте Российской Федерации |
637,334 |
635,374 |
Так же в таблицах 6, 7, 8 можно увидеть объем государственного внутреннего долга РФ с 2009-2011г. (приложения 3,4,5)
Из таблиц видно, что государственной гарантии Российской Федерации в валюте РФ в 2011 году выросли почти в два раза по сравнению с 2010 годом. Что касаемо объема внутреннего государственного долга он ежемесячно рос, и лишь только к концу 2011 года начал немного снижаться.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе я попыталась не только максимально раскрыть заданную тему, определить сущность, виды и механизмы управления государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации, но и найти и определить возможности его погашения.
Государственный долг образуется вследствие возникновения дефицитов бюджета государства, т.е. вследствие превышения расходов правительства над его доходами. Основными способами покрытия бюджетного дефицита являются эмиссия денег и государственные займы. Последние осуществляются путем выпуска и размещения среди населения и кредитно-финансовых учреждений различного рода государственных ценных бумаг (прежде всего казначейских векселей и облигации), являющихся долговыми обязательствами государства по отношению к купившим их физическим и юридическим лицам – это и есть приблизительное определение внутреннего долга.
Отрицательные последствия государственного долга связаны с тем, что выплаты процентов по внутреннему долгу увеличивают неравенство в доходах и требуют повышения налогов, что подрывает экономические стимулы развития производства, а также могут повышать общий уровень процентных ставок и вытеснять частное инвестиционное финансирование.
Причинами возникновения государственного долга обычно являются трудные периоды для экономики: войны, спады и т.д. В эти периоды, когда национальный доход сокращается, или не может увеличиваться, налоговые поступления автоматически сокращаются и приводят к бюджетным дефицитам.
Еще один источник государственного долга - политические интересы, приводящие к увеличению правительственных расходов и, следовательно, увеличению бюджетного дефицита. Чем обременительнее для страны накопленный внешний долг, тем в большей мере его обслуживание вовлекается во взаимодействие с функционированием всей национальной экономики и ее финансовой сферы.
В результате резкого снижения внешнего долга за последние несколько лет и быстрого роста экономики РФ по сравнению с другими странами, Россия постепенно превращается в страну кредитора.
Даже небольшой внешний долг России депрессивно воздействует на экономику государства, деформирует бюджетный процесс, ставя его в зависимость от долговой ситуации.
Наибольшую
опасность для финансовой системы
РФ представляют процентные платежи
по обслуживанию основного долга, поскольку
они кумулятивно нарастают
Несмотря
на сегодняшнюю положительную
- отказ от
привлечения международных
- разработка
комплексной и ясной
- согласование
политики по обслуживанию
Экономические
трудности развития Российской Федерации
и сопровождающие данный процесс
пробелы правового
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Государственный долг: сущность, виды и механизм управления