Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 17:13, реферат
Государственный долг - это совокупность дефицитов государственного бюджета за определенный период времени. Это экономическое определение государственного долга. В Бюджетном кодексе дано юридическое определение этого понятия как долговых обязательств РФ перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.
Государственный долг
- это совокупность дефицитов государственного
бюджета за определенный период времени.
Это экономическое определение государственного
долга. В Бюджетном кодексе дано юридическое
определение этого понятия как долговых
обязательств РФ перед юридическими и
физическими лицами, иностранными государствами,
международными организациями и иными
субъектами международного права.
Основными причинами
образования государственного долга являются
дефицит государственного бюджета и наличие
свободных денежных средств у физических
и юридических лиц.
Государственные долговые обязательства могут существовать в различных формах:
кредитные соглашения и договоры РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями в пользу указанных кредитов;
государственные ценные бумаги, выпущенные от имени РФ;
договоры о предоставлении государственных гарантий РФ, договоры поручительства по обеспечению обязательств третьими лицами;
переоформление долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе федеральных законов;
соглашения и договоры
РФ о пролонгации и реструктуризации долговых
обязательств РФ прошлых лет.
Государственный долг
можно классифицировать по различным
критериям. По валютному критерию он делится
на внутренний и внешний: рублевые долги
относятся к внутреннему долгу, а валютные
- к внешнему. В международной практике
есть и другое определение внешнего долга:
совокупный долг нерезидентам, а внутреннего
долга - как совокупного долга резидентам.
Государственный долг
делится на капитальный и текущий. Капитальный
долг - это сумма выпущенных и непогашенных
долговых обязательств государства, включая
проценты. Текущий долг - это расходы по
выплате доходов и погашению обязательств.
По срокам государственные
долговые обязательства могут быть краткосрочными
(до 1 года), среднесрочными (от 1 года до
5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет). Долговые
обязательства не могут превышать срок
в 30 лет.
По уровню управления
государственный долг делится на государственный
долг РФ, государственный долг субъекта
РФ и муниципальный государственный долг.
Россия не несет ответственности по долговым
обязательствам субъектов РФ.
Размеры и структура
государственного внутреннего долга приведены
в Программе государственных внутренних
заимствований РФ, субъектов РФ и муниципальных
образований. Программа входит в число
документов, предоставляемых одновременно
с проектом бюджета на очередной финансовый
год.
Предельные объемы внутреннего долга утверждаются законом о бюджете на соответствующий финансовый год (федеральным законом, законом субъекта РФ или местного органа власти). Предельный объем может быть превышен Правительством РФ, если это снижает расходы по обслуживанию государственного долга. В законе о бюджете утверждается также предельный объем заемных средств, направляемых РФ, субъектами РФ или муниципальными образованиями на финансирование дефицита бюджета соответствующего уровня. Для субъекта РФ этот предел не должен превышать 30% доходов бюджета на текущий финансовый год без учета финансовой помощи из федерального бюджета и заемных средств, привлеченных в текущем году. Для муниципальных образований он не должен превышать 15% доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ, привлеченных в текущем году заемных средств. Предельный размер расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ или муниципального долга не должен превышать 15% объема расходов бюджета соответствующего уровня. Если эти расходы больше 15%, то могут быть применены следующие санкции:
ревизия бюджета субъекта РФ;
передача исполнения бюджета субъекта РФ под контроль Министерства финансов РФ или местного бюджета под контроль органа, исполняющего бюджет субъекта РФ;
иные меры.
В Российской Федерации
действует единая система учета и регистрации
государственного долга. Субъекты РФ и
муниципальные образования регистрируют
свои долговые обязательства в Министерстве
финансов РФ, которое ведет Государственную
долговую книгу РФ.
Внутренние долговые обязательства можно разбить на две группы:
рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг (ГКО, ОФЗ, ОГСЗ и др.);
нерыночные, выпущенные
в счет финансирования образовавшейся
задолженности бюджета (векселя Министерства
финансов РФ, задолженность перед ЦБ РФ
и др.).
Быстрый рост государственного внутреннего долга привел к тому, что расходы по обслуживанию долга стали превышать доходы от размещения государственных ценных бумаг. Поэтому были приняты меры, которые позволили снизить эти затраты, а именно:
на российский рынок ценных бумаг были допущены нерезиденты (для покупки государственных ценных бумаг им было разрешено открывать счета типа "С");
начался выпуск нерыночных займов и золотых сертификатов;
начался выпуск еврооблигаций,
который позволил перевести внутренний
долг во внешний.
Расходы по обслуживанию
внешнего долга меньше, чем внутреннего,
заимствования за рубежом в худшем случае
обходятся в 25% годовых. Однако обострение
финансового кризиса внесло свои коррективы
в эти планы.
Госуда́рственный
долг -- результат финансовых заимствований
государства, осуществляемых для покрытия
дефицита бюджета. Государственный долг
равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом
вычета бюджетных излишков. Государственный
долг складывается из задолженности центрального
правительства, региональных и местных
органов власти, государственных организаций,
предприятий.
Государственный долг
является составляющей более широкого
понятия «государственный
кредит»
Если валюта государства не является конвертируемой, то различают два типа госдолга[1]:
Внутренний -- задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ) и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте.
Внешний -- задолженность
государства другим странам, международным
экономическим организациям и другим
лицам, выраженная в иностранной валюте.
Погашается за счёт экспорта товаров или
новых заимствований.
В случае конвертируемой валюты, все кредиторы (держатели облигаций) как внутренние, так и внешние, имеют равные права, и государственный долг на внутренний и внешний не разделяется.Содержание [убрать]
1 Последствия накопления государственного долга
2 Ссылки и примечания
3 См. также
4 Ссылки
[править]
Последствия накопления государственного долга
Переложение налогового бремени на будущие поколения.
Перераспределение доходов среди населения.
Вытеснение (сокращение)
частных инвестиций в силу выпуска государственных
ценных бумаг.
Пик российского государственного
долга пришёлся на 1998 г. (146,4 % ВВП).[2] На
1 января 2000 г., внешний долг достиг 146 млрд
долларов (а суммарный внешний и внутренний
государственный долг составлял 84 % ВВП).
На начало 2007 государственный внешний
долг был снижен до 52 млрд. долларов (5%
ВВП). [3]
Для сравнения, по данным
S&P за 2005 г., государственный долг Германии
составлял 68 % ВВП, Франции -- 66 %, США -- 53
%, Великобритании -- 43 %, Норвегии -- 36 %, Австралии
-- 12 %, Казахстана -- 10 %, Гонконга -- 2 %[4].
Государственный долг
Ежегодный дефицит,
складываясь, образует государственный
долг.
До введения в действие
Бюджетного кодекса Российской Федерации
(принят 31 июля 1998 года №145-ФЗ) законодательную
основу в сфере управления государственным
долгом составляли два основных Федеральных
закона: "О государственном внутреннем
долге Российской Федерации" от 13 ноября
1992 года №3877-1 и "О государственных внешних
заимствованиях Российской Федерации
и государственных кредитах, предоставляемых
Российской Федерацией иностранным государствам,
их юридическим лицам и международным
организациям" от 17 декабря 1994 года№76-ФЗ.
Полномочия Правительства
Российской Федерации по вопросам управления
государственным долгом были определены
Федеральным конституционным законом
от 17 декабря 1997 года №2-ФКЗ "О Правительстве
Российской Федерации" (с изменениями
и дополнениями). В соответствии со статьей
15 "Полномочия Правительства Российской
Федерации в сфере бюджетной, финансовой,
кредитной и денежной политики" вышеуказанного
закона Правительство Российской Федерации
осуществляет управление государственным
внутренним и внешним долгом Российской
Федерации.
Отдельные вопросы,
связанные с управлением государственным
долгом, операциями с государственными
долговыми обязательствами и учетом этих
операций, регулировались и продолжают
в настоящее время регламентироваться
в нормативных документах Правительства
Российской Федерации, Министерства финансов
Российской Федерации и соответствующих
нормативных актах Банка России и Внешэкономбанка.
В Бюджетном кодексе
Российской Федерации основные положения
и понятия (с учетом дополнений и изменений)
по активной части долга приведены в главе
15 "Государственные кредиты, предоставляемые
Российской Федерацией иностранным государствам,
и долг иностранных государств перед Российской
Федерацией" и по пассивной части долга
- в главе 14 "Государственный и муниципальный
долг". В данном анализе рассматриваются
вопросы пассивной части долга.
Государственными
внешними заимствованиями Российской
Федерации являются привлекаемые из иностранных
источников (иностранных государств, их
юридических лиц и международных организаций)
кредиты (займы), по которым возникают
государственные финансовые обязательства
Российской Федерации как заемщика финансовых
средств или гаранта погашения таких кредитов
(займов) другими заемщиками.
Государственные внешние
заимствования Российской Федерации формируют
государственный внешний долг Российской
Федерации.
Государственный долг
- неизбежное порождение дефицита бюджета,
причины которого связаны со спадом производства,
ростом предельных издержек, необеспеченной
эмиссией денег, возрастанием затрат по
финансированию военно-промышленного
комплекса, ростом объемов теневой экономики,
непроизводственных расходов, потерь,
хищений и т. д.
Взаимосвязь бюджетного
дефицита и государственного долга проявляется
в выпуске займов для покрытия бюджетного
дефицита, что приводит к последующему
нарастанию долговых последствий. Увеличительное
влияние на государственной долг оказывает
и необходимость выплаты его с процентами.
Со временем текущие займы превращаются
в последующие налоги. Поэтому государства,
имеющие большие долги, вынуждены постоянно
к ним прибегать для погашения процентов
по долгу. Покрывая старые долги, государство
прибегает к еще большим займам. Критическим
моментом, угрожающим стабильности экономики
и нормальному денежному обращению, считается
ситуация, когда задолженность превышает
величину годового ВНП.
При обсуждении проблемы
государственного долга, прежде всего,
необходимо обратить внимание на его качество.
Потребность в заемных средствах обусловлена
различными причинами. Например, дефицит
финансовых ресурсов в бюджете может возникнуть
в результате чрезвычайных обстоятельств
(войн и локальных конфликтов, террористических
актов и техногенных катастроф, крупных
стихийных бедствий и т.д.), когда резервных
фондов недостаточно и правительству
приходится прибегать к дополнительным
заимствованиям.
Государственный долг
может быть следствием экономической
политики государства. Идея привлечения
займов для решения различных социально-экономических
задач не редкость. Практически все страны
мира прибегают к внешним источникам финансирования.
Подавляющее их число имеет дефицитные
бюджеты и испытывает недостаток собственных
ресурсов для осуществления внутренних
вложений, проведения социально-экономических
преобразований, выполнения долговых
обязательств по внешним заимствованиям.
Хронический дефицит текущего платежного
баланса характерен для Швеции, Испании,
Австралии, Новой Зеландии и других государств.
Вместе с тем, бюджетный
дефицит может также отражать кризисные
явления в экономике - неэффективность
экономической инфраструктуры, финансово-кредитных
связей, денежно-кредитной, банковской
и бюджетно-налоговой политики. В таких
случаях требуется принятие срочных и
действенных экономических мер по стабилизации
экономики, финансовому оздоровлению
хозяйства, а зачастую и соответствующих
политических решений.