Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 17:13, реферат
Государственный долг - это совокупность дефицитов государственного бюджета за определенный период времени. Это экономическое определение государственного долга. В Бюджетном кодексе дано юридическое определение этого понятия как долговых обязательств РФ перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.
Но дефицит может быть
связан с необходимостью осуществления
крупных государственных вложений в развитие
экономики. Еще Дж. М. Кейнс, исследуя взаимозависимости
между бюджетным дефицитом, государственными
расходами, совокупным спросом, частными
сбережениями и безработицей, рекомендовал
проводить политику дефицитного финансирования.
В этом случае бюджетный дефицит отражает
не кризисное течение общественных процессов,
а государственное регулирование экономической
конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные
сдвиги в структуре общественного производства.
Не все так однозначно
и в вопросе о займах. С одной стороны,
выпуск государственных долговых обязательств
стимулирует внутренний спрос на товары
и услуги, способствует росту производства,
с другой - в долгосрочной перспективе
для погашения задолженности государство
скорее всего будет вынуждено пойти на
увеличение налогового бремени или сократить
расходы бюджета. Это можно наблюдать
в российской экономике (хотя номинально
в последние годы происходит расширение
расходной базы федерального бюджета,
фактически темпы роста бюджетных доходов
существенно превышают темпы роста расходов
бюджета). В такой ситуации происходит
перераспределение налогового бремени
между нынешним и последующими поколениями,
что не совсем справедливо по отношению
к последним. Огромные изъятия из национальных
сбережений, которые пойдут на обслуживание
и погашение государственного долга, приведут
к сокращению благосостояния населения
и снижению инвестиционной активности
хозяйствующих субъектов.
Государственный долг
подразделяется на внутренний и внешний.
Внутренний долг представляет собой величину
задолженности своим гражданам и предприятиям.
Внутренний долг состоит
из государственных краткосрочных облигаций
(ГКО), облигаций федерального займа (ОФЗ),
деноминированных в рублях облигаций
сберегательного займа (ОГСЗ), внутренних
обязательств в иностранной валюте (ОВВЗ),
а также переоформленные задолженности
по централизованным кредитам сельскохозяйственному
сектору и северным регионам. Основную
долю (81,5%) занимают обязательства, оформленные
облигациями федерального займа.
Внешний долг -- задолженность
государства гражданам и организациям
иностранных государств. Это наиболее
тяжелый долг, поскольку по нему государство
связано рядом целевых обязательств, с
одной стороны, а с другой стороны, при
его погашении приходится рассчитываться
ценными товарами и платить большие проценты.
В некоторых развивающихся странах ежегодные
обязательства выплат по займам превышают
все поступления от внешнеэкономической
деятельности.
Таблица 1.4
Величина государственного
долга РФ
№ п/п
На начало года, если не указано иное
Внешний долг, млрд.долл.
Внутренний долг, млрд.руб.
1
1990
64,8
400
2
1995
119,9
10,62
3
1996
120,4
76,76
4
1997
125,1
248,98
5
1998
123,5
450,97
6
1999
149,3
493,74
7
2000
148,4
525,83
8
2001
139,3
531,81
9
2002
129,3
511,06
8
2003
122,1
654,70
9
2004
119,8
663,67
Структура и величина
внешнего долга РФ показана в табл. 1.5.
Таблица 1.5
Структура государственного
внешнего долга по состоянию
на 1 октября 2005 года
Наименование
млрд.дол. США
Государственный внешний долг РФ (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые РФ)
86,8
Задолженность странам - участницам Парижского клуба
29,8
Задолженность странам - не вошедшим в Парижский клуб
6,1
Коммерческая задолженность
2,2
Задолженность перед международными финансовыми организациями
5,8
МВФ
0,0
Мировой банк
5,3
ЕБРР
0,5
Еврооблигационные займы
31,5
ОВГВЗ
7,1
Задолженность по кредитам Внешэкономбанка, предоставленным за счет средств Банка России
4,3
Предоставление гарантий РФ в иностранной валюте
0,0
В целом же последствия
государственного долга приводят к существенному
сокращению возможностей роста потребления
для населения данной страны, а также увеличению
налогов для оплаты растущего долга и
связанных с ним процентов.
Наличие государственного
долга предполагает его обслуживание,
т.е. текущую выплату по процентам. Расходы
на обслуживание госдолга определяются
ставкой процента, которая обусловлена
совокупным спросом и предложением кредитно-денежных
ресурсов. Экономические последствия
госдолга можно свести к четырем моментам:
1.Необходимость обслуживать
внешний долг, что при крупном его объеме
означает существенное сокращение возможностей
потребления для населения данной страны.
2.Долг приводит, в определенной
мере, к вытеснению частного капитала,
что может ограничить дальнейший рост
в экономике.
3.Увеличение налогов
для оплаты растущего госдолга выступает
в качестве антистимула экономической
активности.
4.Перераспределение
дохода в пользу держателей государственных
облигаций.
За счет финансирования
дефицита на финансовом рынке остаются
недофинансированными какие-то проекты
частного сектора, снижаются инвестиции.
Именно здесь-то и проявляется высокая
альтернативная стоимость, как самих заимствований,
так и всего процесса обслуживания долга
в целом.
Также существует проблема
соотношения величины государственного
сектора и частного. Вследствие увеличенных
расходов государства растет государственный
сектор, а вследствие эффекта вытеснения
сокращается частный сектор. Если же повышенные
государственные расходы, кроме того,
не сопряжены с повышенными государственными
инвестициями, то из-за сокращения инвестиций
пострадают будущие поколения.
Как же действовать
в такой ситуации? Как предотвратить рост
государственного долга и возможно ли
решить проблему госдолга в ближайшем
будущем?
Может ли крупный государственный
долг привести государство к банкротству,
лишив его возможности выполнять свои
финансовые обязательства? Ни в коем случае,
и тому есть три причины:
1. Рефинансирование
- когда подходит ежемесячный срок выплаты
части долга, правительство обычно не
сокращает расходы и не повышает налоги,
чтобы погасить облигации, срок которых
истек. На самом деле правительство рефинансирует
свой долг; оно продает новые облигации
и использует выручку для выплат держателям
погашаемых облигаций.
2. Налогообложение
- правительство имеет конституционное
право облагать население налогами и собирать
их. Повышение налогов для правительства
- один из способов получить достаточные
доходы для выплаты процентов и общей
суммы государственного долга.
3. Создание денег -
банкротство государства очень сложно
себе представить еще и потому, что государство
вправе печатать деньги, которыми можно
выплатить и основную сумму долга, и проценты
по нему. Создание новых денег для выплаты
процентов или погашения основной суммы
долга может иметь инфляционный эффект.
Крупный долг действительно
может породить вполне реальные проблемы.
Внешний долг - то есть
долговые обязательства государства перед
иностранными гражданами и институтами
- действительно представляет собой экономическое
бремя для страны. Эта часть государственного
долга не является "задолженностью
самим себе", и фактически выплата процентов
и основной суммы такого долга требует
передачи части реального продукта страны
другим государствам.
Поэтому управление
государственным долгом в последние годы
в центре внимания российской экономической
дискуссии. Основные методы управления
представлены ниже.
Основной, традиционный
метод - выплата долгов за счет золотовалютных
резервов, что, конечно, ведет к обеднению
страны, так как уменьшается золотой запас
государства.
Другой метод - это
реструктуризация, которая помогает отсрочить
платеж по долгу, что дает время государству
для накопления и увеличения средств,
предназначенных к выплате.
Ряд соглашений о реструктуризации
долговых платежей коммерческим (в декабре
1991 г., июле 1993 г., ноябре 1995 г., ноябре 1998
г., феврале 2000 г.) и официальным (в апреле
1993 г., июне 1994 г., июне 1995 г., апреле 1996 г.,
августе 1999 г.) кредиторам позволил уменьшить
долговую нагрузку на экономику страны,
приходившуюся на период 1992-2000 гг. В то
же время, проведенные реструктуризации
существенно увеличили ее как в целом,
так и в части, приходящейся на первое
десятилетие наступившего столетия. Так,
в соответствии с договоренностью о реструктуризации
долгов Лондонскому клубу в феврале 2000
г. кредиторы согласились списать 36,5% задолженности
и выпустить взамен старых долговых обязательств
новые облигации со сроком погашения в
2010-2030 гг. Однако, здесь существует один
нюанс: в целом России придется заплатить
42 млрд. долларов вместо первоначальных
32,6 млрд. долларов. Достигнуть подобного
соглашения с Парижским клубом не удалось.
Реструктуризация долга Лондонскому клубу
является заменой менее ликвидных ценных
бумаг на более ликвидные. Поскольку сохраняется
значительное отставание реальной цены
долга от его номинала, есть возможность
игры на рынке, допустимы различные варианты
выкупа долга, в том числе с привлечением
третьих стран - должников России, с последующим
зачетом российских долговых обязательств
за их задолженность.
Еще один метод управления
госдолгом конверсия, т.е. превращение
его в долгосрочные иностранные' инвестиции.
В счет долга иностранным кредиторам предлагают
приобрести в стране - должнике недвижимость,
участие в капитале. Так как Россия согласилась
взять на себя обязательства по долгам
СССР в обмен на признание ее прав на все
его финансовые активы, то соответственно
у СССР были страны-должники, которые задолжали
около 50 млрд. долларов. Поэтому вполне
резонно начать переговоры с зарубежными
кредиторами о конверсии российских долгов
советской эпохи в активы СССР. Такие переговоры
особенно актуальны в связи с тем, что
на Западе давно говорят о 100-процентном
списании межгосударственных долгов беднейших
стран мира, в число которых попадают многие
должники России.
При погашении и обслуживании
государственного внешнего долга львиная
доля приходится на процентные платежи
(табл. 1.6).
Таблица 1.6
Платежи по погашению
и обслуживанию государственного
внешнего долга Российской
Федерации (млрд.долл.)
&a
Год
Долг РФ
Долг бывшего СССР
Погашенные
Процентные платежи
Погашенные
Процентные платежи
1999
4,85
3,34
3,95
5,24
2000
4,65
2,91
2,6
4,85
2001
4,27
2,72
2,27
5,17
2002
3,38
2,43
2,9
5,87
2003
4,48
2,33
6,86
5,81
Государственный долг
Введение
В настоящий момент проблема обслуживания государственного долга - один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От характера решения долговой проблемы будет зависеть бюджетная дееспособность, состояние ее валютных резервов, а следовательно стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка. Перечисленные причины определяют актуальность данной проблемы для всех участников финансового рынка.