Государственный долг: сущность, виды и механизм управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 12:38, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы чрезвычайно высока, так как проблема долгосрочного и системного урегулирования государственного долга объективно требует серьезного, взвешенного и кардинального решения. Большой внешний долг России депрессивно воздействует на экономику государства, деформирует бюджетный процесс, ставя его в зависимость от долговой ситуации.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...…..3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОНЯТИЕ, ФОРМЫ И ВИДЫ ……………….……………………………….…5
1.1 Характеристика государственного долга РФ. Формы и виды…………………………………………………….………..…………….........5
1.2 Социально-экономические последствия государственного долга и методы его регулирования…………………………………………..……………11
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ПОГАШЕНИЯ..……………………………………......17
2.1 Погашение внешнего и внутреннего долга РФ…….. ….……......17
2.2 Динамика и структура внешнего и внутреннего долга РФ….……21
Заключение…………………………………………………………………………30Список использованной литературы и источников……………… …………….33
Приложение………………………………………………………………………..35

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 132.39 Кб (Скачать)

 

 

Финансовый факультет

Кафедра «Финансы и кредит»

 

 

 

Курсовая  работа

по дисциплине «Финансы»

на тему: «Государственный долг: сущность, виды и механизм управления»

 

 

 

Выполнил:

студент группы № Ф-09зс

Смирнов А.В

 

Результат защиты:

 

(оценка)


 

(подписи  членов комиссии)

«__» ____________ 20___г.

 

 

 

Якутск 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………...…..3

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОНЯТИЕ, ФОРМЫ И ВИДЫ ……………….……………………………….…5

            1.1 Характеристика государственного долга РФ. Формы и               виды…………………………………………………….………..…………….........5

             1.2 Социально-экономические последствия государственного долга и методы его регулирования…………………………………………..……………11

ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ  И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ПОГАШЕНИЯ..……………………………………......17

              2.1 Погашение внешнего и внутреннего долга РФ…….. ….……......17

             2.2 Динамика и структура внешнего и внутреннего долга РФ….……21

Заключение…………………………………………………………………………30Список использованной литературы и источников……………… …………….33

Приложение………………………………………………………………………..35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

 

 

 

 Актуальность  темы чрезвычайно высока, так  как проблема долгосрочного и  системного урегулирования государственного  долга объективно требует серьезного, взвешенного и кардинального  решения. Большой внешний долг  России депрессивно воздействует  на экономику государства, деформирует  бюджетный процесс, ставя его  в зависимость от долговой  ситуации.

Актуальность  темы определяется также важностью  проблемы формирования государственного долга страны, как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Это в равной степени относится  как к периоду его формирования, так и проблематике настоящего времени. Проблема государственного долга уже  давно носит характер одной из самых насущных в экономической  жизни России и уже этим заслуживает  самого пристального внимания со стороны  различных исследователей. Государственный  долг – такая же важная категория  экономики, как налоговая система, банковская система, рынок ценных бумаг. Его назначение – не только в  привлечении средств населения, институциональных инвесторов и  банков для удовлетворения экстраординарных расходов государства, но с его помощью  производится регулирование денежного  обращения, поддержка курса национальной валюты, оказывается существенное влияние  на формирование и исполнение государственного бюджета.

Цель  данной работы состоит в изучении государственного долга Российской Федерации, а так же его влияния на экономику РФ.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:

  1. Раскрыть понятие государственного долга РФ;
  2. Рассмотреть содержание и формы государственного долга РФ;
  3. Выявить основные виды государственного долга.
  4. Рассмотреть методы управления и регулирования государственного долга.
  5. Определить Социально-экономические последствия государственного долга.

Практические  задачи:

  1. Изучить на примере РФ способы погашения внутреннего долга
  2. Выяснить методы выплаты внутреннего долга на примере РФ
  3. Раскрыть сущность программ списание долга и HIPC.

Объект  исследования – государственный  долг РФ.

Предметом исследования является влияние государственного долга на экономику Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОНЯТИЕ, ФОРМЫ И ВИДЫ

 

1.1 Характеристика  государственного долга РФ его формы и виды

 

Государственный долг образуется в результате привлечения  государством заемных денежных средств. Государственный долг - это совокупность долговых обязательств Российской Федерации  перед физическими и юридическими лицами, а также иностранными государствами, международными организациями и другими субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, которые предоставлены Российской Федерацией (ст. 97 Бюджетного кодекса РФ) [1].

Долг, это  результат финансовых заимствований  государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Превышение доходов  над расходами образует бюджетный  профицит (или излишек), превышение расходов над доходами – бюджетный  дефицит (недостаток). Обычно бюджетный  дефицит выражается в процентах  к ВНП (ВВП). [28]

Бесспорно, бюджетный дефицит - нежелательное  для государства явление: его  финансирование на основе денежной эмиссии  гарантированно ведет к инфляции, с помощью не эмиссионных средств  росту государственного долга. Тем  не менее бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, так как  различным может быть качество, природа  дефицита.[5, с.318] Он может быть связан с решением острых социальных проблем или с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, и тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства.

К рыночным инструментам можно отнести  государственные краткосрочные  облигации (ГКО), облигации федерального займа с переменным и постоянными  купонами (ОФЗ), облигации федерального государственного займа (ОГСЗ), облигации  внутреннего валютного займа, к  нерыночным – векселя Минфина, задолженность  центральному банку и пр. В 1996г. внутреннее финансирование дефицита федерального бюджета осуществлялось в основном путем выпуска ГКО. В целях  увеличения срока заимствования  и уменьшения % ставок в июле 1995г. были введены в обращение облигации  федерального займа (ОФЗ). Технология размещения, обращения и погашения этих бумаг  полностью совпадает с технологией  выпуска ГКО, поэтому недостаток, присущий учету расходов по обслуживанию последних, в полной мере относится и к данному виду ценных бумаг.

Государственный долг является прямым следствием кредитной  политики государства. Его состав зависит  от форм государственного кредита, которые  используются для привлечения временно свободных денежных средств в  распоряжение публичной власти. В  этой связи ст. 98 Бюджетного кодекса  РФ обоснованно включает в объем  государственного долга Российской Федерации только суммы основного  долга по кредитам, номинальную сумму  долга по государственным ценным бумагам и объем обязательств по выданным Россией гарантиям. Не образует состава государственного долга  выплата процентов и непроцентных доходов по государственным заимствованиям, поскольку согласно ст. 69 Бюджетного кодекса РФ они являются самостоятельной  формой расходов федерального бюджета.[1]

Гарантом  платежеспособности государства по своим кредитным обязательствам выступает государственная казна, за счет имущества которой полностью  и без условий обеспечивается государственный долг. Несмотря на то, что кредитные отношения государства  обеспечиваются его казной, погашение  долговых обязательств и их обслуживание осуществляются за счет доходов федерального бюджета. БК РФ предписывает федеральным  органам государственной власти использовать все полномочия по формированию доходов федерального бюджета в  целях погашения долговых обязательств и обслуживания государственного долга  Российской Федерации.

В настоящее  время практически во всех странах  растет как внутренний так и внешний  долг, но практика показывает, что превышение государственного долга более чем  в 2.5 раза над ВВП является опасным  для стабильности экономики и  особенно для устойчивого денежного  обращения.

Показатели  государственного долга являются своеобразным индикатором "здоровья" экономики. Финансовая политика многих государств различна: если США и многие развитые европейские страны предпочитает выпускать  множество долговых ценных бумаг для привлечения инвестиций в экономику, то правительство Российской Федерации предпочитает минимизировать долг.

Проблема  обслуживания государственного внешнего долга – один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в  стране. От характера решения долговой проблемы будет зависеть бюджетная  дееспособность России, состояние ее валютных резервов, а, следовательно, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка.[7]

Практически все страны мира, проводя экономические  преобразования, прибегают к внешним  источникам финансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению  экономического развития, решению социально-экономических  проблем.

Однако  отсутствие целостной государственной  политики по привлечению и использованию  внешних финансовых ресурсов ведет  к образованию внешней задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований.

Формы:

Долговые  обязательства Российской Федерации  могут существовать в форме:

  • кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  • государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
  • договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  • договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
  • соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет (ст. 98 Бюджетного кодекса РФ) . [3,с. 318]

Долговые  обязательства Российской Федерации  могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше  пяти лет до 30 лет).

Долговые  обязательства Российской Федерации  погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа  и не могут превышать 30 лет.

Изменение условий выпущенного в обращение  государственного займа, в том числе  сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

В объем  государственного внутреннего долга  Российской Федерации включаются:

  • основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации;
  • объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией;
  • объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней;
  • объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

В объем  государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

  • объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;
  • объем основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.

В объем  государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

  • объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;
  • объем основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.

Виды:

Государственный долг классифицируется на различные  виды по нескольким основаниям.

Государственный долг подразделяется на капитальный  и текущий.

Капитальный государственный долг - вся сумма  выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая  начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам.[9]

Текущий долг, включает расходы государства  по выплате доходов кредиторам и  погашению обязательств, срок которых  наступил.

Согласно  действующему законодательству, следует  выделять государственный и общегосударственный  долг. Последнее понятие более  широкое и включает задолженность  не только Правительства РФ, но и  органов управления республиками, входящими  в состав Российской Федерации, местных  органов власти. Хроническая дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий государственный долг характерны на современном этапе  для большинства промышленно  развитых стран. Государство, широко используя  свои возможности для привлечения  дополнительных финансовых ресурсов в  целях своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает  задолженность как внутреннюю, так  и иностранным кредиторам.

Информация о работе Государственный долг: сущность, виды и механизм управления