Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 12:38, курсовая работа
Актуальность темы чрезвычайно высока, так как проблема долгосрочного и системного урегулирования государственного долга объективно требует серьезного, взвешенного и кардинального решения. Большой внешний долг России депрессивно воздействует на экономику государства, деформирует бюджетный процесс, ставя его в зависимость от долговой ситуации.
Введение………………………………………………………………………...…..3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОНЯТИЕ, ФОРМЫ И ВИДЫ ……………….……………………………….…5
1.1 Характеристика государственного долга РФ. Формы и виды…………………………………………………….………..…………….........5
1.2 Социально-экономические последствия государственного долга и методы его регулирования…………………………………………..……………11
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ПОГАШЕНИЯ..……………………………………......17
2.1 Погашение внешнего и внутреннего долга РФ…….. ….……......17
2.2 Динамика и структура внешнего и внутреннего долга РФ….……21
Заключение…………………………………………………………………………30Список использованной литературы и источников……………… …………….33
Приложение………………………………………………………………………..35
В зависимости от валюты обязательств государственный долг подразделяется на:
В некоторых
случаях дополнительным критерием
по разграничению государственного
долга на внешний и внутренний
может служить субъектный состав.
Предоставление кредитных средств
государству резидентами
Современная кредитная деятельность Российской Федерации показывает усилившееся взаимодействие внешнего и внутреннего долга. Так, часть внутреннего долга по государственным краткосрочным облигациям была трансформирована в краткосрочный внешний долг, в то время как для погашения внешнего долга эмитируются новые государственные ценные бумаги, размещаемые на внутреннем фондовом рынке.
Однако справедливо отметить, что содержащиеся в БК РФ критерии разграничения государственного долга на внутренний и внешний требуют серьезной доработки.
Являясь следствием кредитной деятельности государства, имеющей юридическую форму, государственный долг также может существовать только в определенных формах, выработанных экономической практикой и зафиксированных законодательством (ст. 98 БК РФ) .[1]
1.2. Социально-экономические последствия государственного долга и методы его регулирования
Отсутствие нормативного порядка расходования средств финансового резерва, неопределенность правового статуса и отсутствие четких полномочий Долгового агентства могут спровоцировать серьезные нарушения финансовой дисциплины и незаконное расходование денежных средств в больших суммах.[28]
Отсутствие правовых норм регламентирования внешних заимствований государства и контроля за формированием внешних долговых обязательств "размывает" ограничения по объемам заимствований, государственных гарантий, эмиссии государственных ценных бумаг и их доходности, увеличивает финансовые, экономические, инвестиционные, правовые и политические риски. Учитывая все эти факторы, нужно создать эффективную систему долгового управления.
Продажа акций двух компаний с преимущественным участием государственного капитала вообще не решает долговую проблему, однако резко ослабляет рыночную позицию государства как собственника в будущих периодах.
Использование золотовалютных резервов Банка России для погашения внешнего долга государства противоречит правовым императивам их назначения, свидетельствует о финансовой и экономической несостоятельности государства.
Недопустимым в продолжающемся трансформационном периоде является сокращение непроцентных расходов, а по существу, социальных обязательств государства. Задача сокращения непроцентных расходов, действительно должна решаться, но лишь при условии обеспечения равновесия социальных обязательств государства и производительных возможностей экономики. [5,с.310]
Введение жестких ограничений на рост непроцентных расходов приводит к сокращению внутреннего спроса и, как следствие, к замедлению темпов экономического роста.
Таким образом, из всего этого следует вывод о необходимости использования в значительно большей мере возможностей сокращения процентной части государственных обязательств за счет улучшения структуры долга, рационализации выплат по его обслуживанию и погашению и в целом повышения эффективности формирования политики управления государственным долгом.
Вместе
с тем нужно иметь в виду,
что стратегия управления государственным
долгом не должна заключаться в стремлении
к глобальному сокращению долгов
любой ценой, а в использовании
тех возможностей, которые получает
государство при проведении политики
внешних заимствований, нацеленной
на инвестиции в реальный сектор экономики,
на поддержку
Основными методами регулирования государственного долга являются: реструктуризация, конверсия, пролонгация и уступка права требования, а также некоторые другие.
Реструктуризация
означает основанное на соглашении сторон
прекращение долговых обязательств,
составляющих государственный долг,
с заменой указанных долговых
обязательств иными долговыми
В условиях
долгового кризиса
Условия проведения реструктуризации внутреннего долга определены БК РФ и заключаются в погашении долговых обязательств путем выпуска новых долговых обязательств, в объеме погашаемых с одновременным установлением новых условий обслуживания и сроков погашения размещаемого долга.
Реструктуризация
внешнего долга возможна, как правило,
с согласия международных финансовых
организаций - кредиторов при наличии
условий, выработанных международной
финансово-кредитной практикой.
Одним из
основных условий реструктуризации
внешнего долга выступает нахождение
государства-должника на грани банкротства.
В частности, внешние кредиторы
могут предложить государству-должнику
принять программу финансовой стабилизации,
разработанную и финансируемую
Международным валютным фондом, программу
совершенствования системы
Конверсия
государственного долга означает совокупность
финансово-правовых механизмов, направленных
на сокращение долга. В результате конверсии
происходит замена внешнего долга на
другие виды обязательств, как финансово-правовые,
так и гражданско-правовые. Так, возможен
перевод государственного долга
в инвестиции промышленности государства-кредитора,
погашение долга товарными
В отличие от реструктуризации конверсия направлена не на отсрочку платежей, а на сокращение денежного объема государственного долга.
Новация
государственного долга означает прекращение
обязательства соглашением
Новация может коснуться и других элементов обязательства, включая саму его сущность. Так, возможен переход в заемное обязательство долга, возникшего из любого другого основания, например купли-продажи, аренды имущества, и наоборот. В частности, в 1993 г. государства - бывшие республики Союза ССР погашали свои государственные долги перед Российской Федерацией в имущественной форме: поставками товаров, передачей собственности, пакетов акций ключевых производственных объектов; в 1995 - 1996 гг. государственный долг Российской Федерации перед странами - членами бывшего Совета экономической взаимопомощи погашался поставками российских товаров.
Пролонгация государственного долга означает продление срока действия долгового обязательства. [23,с. 82]
Уступка
права требования представляет собой
замену одного кредитора другим. Данный
метод регулирования
Секьюритизация – переоформление нерыночных займов в ценные бумаги, свободно обращающиеся на финансовых рынках.[27]
Аннулирование – отказ от всех обязательств по ранее выпущенным займам. Но применение этого метода ведет к нанесению непоправимого ущерба репутации государства как заемщика среди потенциальных инвесторов и кредиторов.
Консолидация
- государственного долга производится
путем продления срока действия
кратко и среднесрочных займов или
путем унификации ранее выпущенных
кратко и среднесрочных займов в
один долгосрочный заем. Так формируется
консолидированный долг как часть
общей суммы государственной
задолженности в результате выпуска
долгосрочных займов. Это приводит
к тому, что отодвигаются сроки
выплат по долгу. Погашение старой государственной
задолженности с помощью
Государственный долг, особенно при условии его возрастания, вызывает определенные негативные последствия для национальной экономики. Рассмотрим основные последствия накопления государственного долга. Во-первых, госдолг приводит к перераспределению доходов среди населения в пользу держателей государственных ценных бумаг, которые, как правило, являются наиболее имущей частью общества. В свою очередь это ведет к углублению расслоения в обществе и росту социальной напряженности. Во-вторых, поиски источников погашения приводят к необходимости повышения налогов и усилению государственного вмешательства в экономику, что отрицательно сказывается на хозяйственной активности. В-третьих, возможно переложение долгового бремени на будущие поколения. [2,с.600] Если государственные займы были истрачены на текущее потребление, а не на инвестиции и модернизацию производства, доходы от которых дали бы возможность расплатиться с долгами то рост долга и процентов по нему приведет к снижению темпов роста и ограничению потребления в будущем. В-четвертых, быстро растущие издержки по процентам всё более затрудняют сокращение бюджетного дефицита, так как выплаты процентов по государственному долгу оборачиваются новыми расходами бюджета, новыми займами для расчета по старым долгам. В-пятых, рост внешнего долга способствует усилению зависимости страны от других государств, что ограничивает возможности ведения самостоятельной внешней политики с целью обеспечения собственных интересов. Также значительный и возрастающий внешний долг вызывает значительные трудности при получении новых кредитов.
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ПОГАШЕНИЯ
2.1. Погашение внешнего и внутреннего государственного долга РФ
На 1 апреля 2011года государственный долг России составляет 38% от объема российского ВВП, что составляет 504 605 млрд. долл. США. Начиная с 1999 г. расходы на погашение и обслуживание внешнего долга составляют примерно 5.6% от ВВП России. Это сопоставимо с долей в ВВП всего федерального бюджета. По оценкам ведущих российских экономистов, в период до 2013 года платежи по обслуживанию и погашению только государственного внешнего долга составят ежегодно 12 - 17 млрд. долл. В соответствии с международными договорами в ближайший период России предстоит выплатить 70% суммы основного долга и примерно на ту же сумму проценты, т.е. всего 330 млрд. долл.. [23,с. 62]
По принятому трёхлетнему бюджету на период 2008—2010 гг., госдолг должен был удерживаться в рамках 2,5% от ВВП. Однако вследствие падения цен на нефть бюджет России стал дефицитным.
Ежегодные
расходы на обслуживание государственного
внешнего долга составляют: в 2006 году
— 10,9 млрд. долларов, в том числе
проценты — 5,9; в 2006 году — соответственно
14,0 и 5,8; в 2008 году — 14,07 и 7,23 2010 – 12.67 и 6.3
млрд. долларов по приблизительным
прогнозам, на 2011 сумма составит 14,35
и 7,45млрд. долл. Таким образом, на финансирование
процентных расходов требуется от четверти
до почти трети доходов
29 апреля
2011года Внешэкономбанк по
В том числе перечислено $36 млн 250 тыс. в счет оплаты купонов по облигациям с окончательным сроком погашения в 2015 году, выпущенным на сумму $2 млрд в 2010 году и выплатой купонного дохода двумя полугодовыми взносами.
Еще $87 млн 500 тыс. переведено в счет оплаты купонов по облигациям с окончательным сроком погашения в 2020 году, выпущенным на сумму $3,5 млрд в 2010 году и выплатой купонного дохода двумя полугодовыми взносами.
Информация о работе Государственный долг: сущность, виды и механизм управления