Государственный бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:42, лекция

Краткое описание

Государственный бюджет, являясь составной частью финансов, отражает их качественные признаки. Финансы представляют собой денежные распределительные отношения, следовательно, бюджет — это совокупность денежных отношений, но более узкая. Сфера бюджетных отношений включает денежные отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением по поводу формирования и использования бюджетного фонда.

Оглавление

Социально-экономическая сущность бюджета, его роль в распределении и перераспределении национального дохода
Доходы и расходы государственного бюджета
Бюджетное устройство и бюджетная система РБ
Бюджетный дефицит
Бюджетный процесс

Файлы: 1 файл

gosudarstvennyj_bjudzhet.doc

— 228.50 Кб (Скачать)

Неналоговые доходы бюджета  включают: доходы от продажи и использования  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности; доходы от оказания платных услуг, оказываемых  органами государственной власти, местного самоуправления или находящимися в их ведении бюджетными учреждениями; суммы, получаемые в виде штрафов, компенсаций, конфискаций и другие суммы принудительного изъятия; доходы, получаемые в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд от бюджетов других уровней; безвозмездные поступления и прочие неналоговые доходы.

Привлечение доходов  от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной  собственности, связано с процессом  приватизации, в то время как среди  доходов от использования этого имущества значительную долю составляют средства, поступающие в виде платы за сдачу имущества во временное пользование.

Финансовая помощь из бюджетов другого уровня может поступать  в виде дотаций, субвенций и субсидий. Дотации предоставляются для покрытия текущих расходов, а субвенции и субсидии носят целевой характер, причем субсидии предоставляются на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Безвозмездные поступления  включают: суммы, поступившие от юридических  и физических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств; безвозмездные поступления по взаимным расчетам между бюджетами различных уровней в виде передачи части доходов или полномочий по финансированию расходов в связи с изменением налогового либо бюджетного законодательства.

Среди неналоговых доходов  бюджета особое место занимают доходы, связанные с использованием бюджетных  средств в сфере финансового  рынка. Это доходы, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных  средств на счетах в кредитных  организациях доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах, или дивидендов по акциям, находящимся в государственной собственности, и некоторые другие.

Доходы бюджета классифицируются не только по способам взимания (налоговые  и неналоговые), но и по ряду других признаков: источникам образования, категориям плательщиков, принадлежности к соответствующему уровню бюджетной системы и др.

По условиям и способу  зачисления в бюджеты различных  уровней доходы бюджета делятся  на собственные, закрепленные и регулирующие. К собственным относятся доходы от муниципальной собственности, местные налоги и сборы и некоторые другие доходы. Закрепленные — это доходы, законодательно закрепленные (полностью или частично) за бюджетами того или иного уровня. К регулирующим относятся доходы, которые зачисляются в бюджеты соответствующих уровней по установленным в законодательном порядке нормативам отчисления.

1. Собственные  доходы республиканского бюджета  и местных бюджетов могут включать  в себя:

1.1. налоговые  доходы, зачисляемые в бюджет в соответствии с законодательством на постоянной основе;

1.3. неналоговые  доходы, зачисляемые в бюджет  в соответствии с законодательством  на постоянной основе;

1.4. безвозмездные  поступления, за исключением межбюджетных  трансфертов.

2. Собственные доходы бюджетов разных уровней бюджетной системы Республики Беларусь зачисляются в бюджеты по нормативам отчислений, в том числе установленным в виде нижнего уровня отчислений, от налоговых и неналоговых доходов.

К регулирующим доходам республиканского бюджета и местных бюджетов относятся доходы, которые могут частично или полностью передаваться в другие бюджеты и по которым установлен норматив в виде верхнего уровня отчисления от налогового дохода, а также местные налоги и сборы по нормативам, определяемым местными Советами депутатов.

2. Нормативы  отчислений от регулирующих доходов  (в процентах) республиканского  бюджета в консолидированные  бюджеты областей и бюджет  г.Минска определяются законом  о республиканском бюджете на  очередной финансовый год.

3. Нормативы  отчислений от регулирующих доходов  (в процентах) областных бюджетов  в консолидированные бюджеты  районов и бюджеты городов  областного подчинения определяются  решениями областных Советов  депутатов о бюджете на очередной  финансовый год.

4. Нормативы отчислений от регулирующих доходов (в процентах) районных бюджетов, бюджетов городов областного подчинения в бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения определяются решениями районных, городских (городов областного подчинения) Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год.

Доходная часть бюджета  государств с развитой рыночной экономикой формируется в основном за счет налоговых  платежей. Она характеризуется множеством налогов и отличается высоким  уровнем косвенного налогообложения, что в условиях кризисных явлений, инфляции дает определенную гарантию систематического пополнения бюджетного фонда. Однако состав доходов бюджета, их структура в значительной степени определяются финансовой политикой государства и зависят от объема национального дохода и общественного продукта страны.

Расходы государственного бюджета — это экономические  отношения, опосредующие распределение  и использование ресурсов бюджетного фонда. Формой их проявления выступают  конкретные виды расходов, а материальным воплощением — денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение функций государства и местного самоуправления.

Формирование  расходов бюджетов основывается на государственных  минимальных социальных стандартах, обеспечивающих реализацию закрепленных Конституцией Республики Беларусь социальных прав граждан.

Расходы республиканского бюджета и местных бюджетов определяются с учетом программ социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующей  административно-территориальной единицы, нормативов бюджетной обеспеченности и осуществляются по направлениям и в размерах, установленных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год.

В бюджете на очередной финансовый год в соответствии с принятыми ранее обязательствами предусматриваются в полном объеме ассигнования на обслуживание долговых обязательств.

В составе республиканского бюджета и местных бюджетов создаются  соответственно резервные фонды Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов.

По экономическому содержанию расходы бюджета делятся на текущие  и капитальные. Текущие расходы  бюджетов предназначены для обеспечения текущей деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и бюджетных учреждений. Капитальные расходы связаны с вложением бюджетных средств в основные фонды и нематериальные активы, созданием государственных запасов и резервов.

Текущие расходы бюджетов являются частью расходов бюджетов, обеспечивающей текущее функционирование бюджетных организаций, оказание поддержки другим бюджетам, организациям и физическим лицам, отдельным отраслям экономики на текущее функционирование, а также включают в себя другие расходы бюджетов, не увеличивающие стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов.

 Капитальные  расходы бюджетов являются частью  расходов бюджетов, обеспечивающей  инновационную и инвестиционную  деятельность, включающей в себя расходы, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые организации, расходы на проведение модернизации, реконструкции и другие расходы, связанные с увеличением стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов, а также расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в республиканской и коммунальной собственности.

Капитальные расходы  бюджетов также включают в себя расходы  на создание государственных запасов  и резервов, приобретение земельных  участков и имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности.

По роли в процессе воспроизводства расходы бюджета  делятся на расходы, связанные с финансированием материального производства, и расходы непроизводственной сферы.

Предоставление  средств из бюджетов осуществляется в следующих формах:

- расходы на функционирование бюджетных организаций;

- бюджетные трансферты населению;

- субсидии организациям и физическим лицам;

- бюджетные трансферты за границу;

-межбюджетные трансферты;

- расходы на увеличение стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов;

- бюджетные ссуды, бюджетные займы;

- бюджетные кредиты;

- расходы на обслуживание долговых обязательств;

- другие формы расходов в соответствии с бюджетным законодательством.

По функциональному  назначению различают расходы по финансированию отраслей экономики (промышленности, сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и др.), социально-культурной сферы, обороны страны, аппарата управления, правоохранительной деятельности и государственной безопасности, обслуживания государственного долга и др.

Из республиканского бюджета могут финансироваться следующие функциональные виды расходов:

1.1. общегосударственная  деятельность:

обеспечение функционирования Президента Республики Беларусь;

обеспечение функционирования Парламента Республики Беларусь;

обеспечение функционирования финансовых, налоговых и статистических органов;

обеспечение функционирования других государственных органов  республиканского значения, выполняющих  общегосударственные функции;

обеспечение функционирования организаций, подчиненных республиканским  органам государственного управления, выполняющим общегосударственные функции;

обеспечение функционирования республиканских архивов;

международная деятельность;

международная экономическая и гуманитарная помощь;

обеспечение деятельности Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;

обеспечение проведения выборов Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местных  Советов депутатов, республиканских референдумов, а также другие расходы в соответствии с законодательством;

обслуживание  государственного долга Республики Беларусь, кроме долга органов  местного управления и самоуправления;

формирование  государственного материального резерва;

фундаментальные научные исследования;

прикладные  исследования в области общегосударственной  деятельности;

формирование  резервных фондов;

другая общегосударственная  деятельность;

1.2. национальная  оборона:

оборона и Вооруженные  Силы Республики Беларусь;

обеспечение мобилизационной  подготовки и мобилизации, кроме  расходов на территориальную оборону  в соответствии с законодательством;

обеспечение функционирования республиканских органов государственного управления в сфере национальной обороны;

другие вопросы, связанные с национальной обороной;

1.3. судебная  власть, правоохранительная деятельность  и обеспечение безопасности:

обеспечение функционирования органов судебной власти;

обеспечение функционирования органов внутренних дел, внутренних войск;

обеспечение функционирования органов прокуратуры;

обеспечение функционирования органов пограничной службы;

обеспечение функционирования органов и организаций уголовно-исполнительной системы;

обеспечение функционирования органов государственной безопасности;

обеспечение функционирования государственных нотариальных контор;

обеспечение функционирования таможенных органов;

обеспечение функционирования органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям;

предупреждение  и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций;

прикладные исследования в области правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности;

другие вопросы  в области правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности;

1.4. национальная  экономика:

1.4.1. общие экономические  вопросы:

регулирование экономической деятельности, включая мероприятия по санации и банкротству;

программы и  мероприятия по развитию предпринимательства;

1.4.2. сельское  хозяйство, рыбохозяйственная деятельность:

обеспечение функционирования бюджетных сельскохозяйственных организаций, подчиненных республиканским органам государственного управления;

Информация о работе Государственный бюджет