Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:42, лекция
Государственный бюджет, являясь составной частью финансов, отражает их качественные признаки. Финансы представляют собой денежные распределительные отношения, следовательно, бюджет — это совокупность денежных отношений, но более узкая. Сфера бюджетных отношений включает денежные отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением по поводу формирования и использования бюджетного фонда.
Социально-экономическая сущность бюджета, его роль в распределении и перераспределении национального дохода
Доходы и расходы государственного бюджета
Бюджетное устройство и бюджетная система РБ
Бюджетный дефицит
Бюджетный процесс
Неналоговые доходы бюджета
включают: доходы от продажи и использования
имущества, находящегося в государственной
или муниципальной
Привлечение доходов
от продажи имущества, находящегося
в государственной или
Финансовая помощь из
бюджетов другого уровня может поступать
в виде дотаций, субвенций и субсидий.
Дотации предоставляются для по
Безвозмездные поступления включают: суммы, поступившие от юридических и физических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств; безвозмездные поступления по взаимным расчетам между бюджетами различных уровней в виде передачи части доходов или полномочий по финансированию расходов в связи с изменением налогового либо бюджетного законодательства.
Среди неналоговых доходов бюджета особое место занимают доходы, связанные с использованием бюджетных средств в сфере финансового рынка. Это доходы, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах, или дивидендов по акциям, находящимся в государственной собственности, и некоторые другие.
Доходы бюджета
По условиям и способу зачисления в бюджеты различных уровней доходы бюджета делятся на собственные, закрепленные и регулирующие. К собственным относятся доходы от муниципальной собственности, местные налоги и сборы и некоторые другие доходы. Закрепленные — это доходы, законодательно закрепленные (полностью или частично) за бюджетами того или иного уровня. К регулирующим относятся доходы, которые зачисляются в бюджеты соответствующих уровней по установленным в законодательном порядке нормативам отчисления.
1. Собственные
доходы республиканского
1.1. налоговые доходы, зачисляемые в бюджет в соответствии с законодательством на постоянной основе;
1.3. неналоговые
доходы, зачисляемые в бюджет
в соответствии с
1.4. безвозмездные
поступления, за исключением
2. Собственные доходы бюджетов разных уровней бюджетной системы Республики Беларусь зачисляются в бюджеты по нормативам отчислений, в том числе установленным в виде нижнего уровня отчислений, от налоговых и неналоговых доходов.
К регулирующим доходам республиканского бюджета и местных бюджетов относятся доходы, которые могут частично или полностью передаваться в другие бюджеты и по которым установлен норматив в виде верхнего уровня отчисления от налогового дохода, а также местные налоги и сборы по нормативам, определяемым местными Советами депутатов.
2. Нормативы
отчислений от регулирующих
3. Нормативы
отчислений от регулирующих
4. Нормативы отчислений от регулирующих доходов (в процентах) районных бюджетов, бюджетов городов областного подчинения в бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения определяются решениями районных, городских (городов областного подчинения) Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год.
Доходная часть бюджета государств с развитой рыночной экономикой формируется в основном за счет налоговых платежей. Она характеризуется множеством налогов и отличается высоким уровнем косвенного налогообложения, что в условиях кризисных явлений, инфляции дает определенную гарантию систематического пополнения бюджетного фонда. Однако состав доходов бюджета, их структура в значительной степени определяются финансовой политикой государства и зависят от объема национального дохода и общественного продукта страны.
Расходы государственного бюджета — это экономические отношения, опосредующие распределение и использование ресурсов бюджетного фонда. Формой их проявления выступают конкретные виды расходов, а материальным воплощением — денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение функций государства и местного самоуправления.
Формирование расходов бюджетов основывается на государственных минимальных социальных стандартах, обеспечивающих реализацию закрепленных Конституцией Республики Беларусь социальных прав граждан.
Расходы республиканского
бюджета и местных бюджетов определяются
с учетом программ социально-экономического
развития Республики Беларусь и соответствующей
административно-территориально
В бюджете на очередной финансовый год в соответствии с принятыми ранее обязательствами предусматриваются в полном объеме ассигнования на обслуживание долговых обязательств.
В составе республиканского бюджета и местных бюджетов создаются соответственно резервные фонды Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов.
По экономическому содержанию расходы бюджета делятся на текущие и капитальные. Текущие расходы бюджетов предназначены для обеспечения текущей деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и бюджетных учреждений. Капитальные расходы связаны с вложением бюджетных средств в основные фонды и нематериальные активы, созданием государственных запасов и резервов.
Текущие расходы бюджетов являются частью расходов бюджетов, обеспечивающей текущее функционирование бюджетных организаций, оказание поддержки другим бюджетам, организациям и физическим лицам, отдельным отраслям экономики на текущее функционирование, а также включают в себя другие расходы бюджетов, не увеличивающие стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов.
Капитальные
расходы бюджетов являются
Капитальные расходы бюджетов также включают в себя расходы на создание государственных запасов и резервов, приобретение земельных участков и имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности.
По роли в процессе
воспроизводства расходы
Предоставление средств из бюджетов осуществляется в следующих формах:
- расходы на функционирование бюджетных организаций;
- бюджетные трансферты населению;
- субсидии организациям и физическим лицам;
- бюджетные трансферты за границу;
-межбюджетные трансферты;
- расходы на увеличение стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов;
- бюджетные ссуды, бюджетные займы;
- бюджетные кредиты;
- расходы на обслуживание долговых обязательств;
- другие формы расходов в соответствии с бюджетным законодательством.
По функциональному назначению различают расходы по финансированию отраслей экономики (промышленности, сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и др.), социально-культурной сферы, обороны страны, аппарата управления, правоохранительной деятельности и государственной безопасности, обслуживания государственного долга и др.
Из республиканского бюджета могут финансироваться следующие функциональные виды расходов:
1.1. общегосударственная деятельность:
обеспечение функционирования Президента Республики Беларусь;
обеспечение функционирования Парламента Республики Беларусь;
обеспечение функционирования финансовых, налоговых и статистических органов;
обеспечение функционирования других государственных органов республиканского значения, выполняющих общегосударственные функции;
обеспечение функционирования организаций, подчиненных республиканским органам государственного управления, выполняющим общегосударственные функции;
обеспечение функционирования республиканских архивов;
международная деятельность;
международная экономическая и гуманитарная помощь;
обеспечение деятельности Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;
обеспечение проведения выборов Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов депутатов, республиканских референдумов, а также другие расходы в соответствии с законодательством;
обслуживание государственного долга Республики Беларусь, кроме долга органов местного управления и самоуправления;
формирование государственного материального резерва;
фундаментальные научные исследования;
прикладные исследования в области общегосударственной деятельности;
формирование резервных фондов;
другая общегосударственная деятельность;
1.2. национальная оборона:
оборона и Вооруженные Силы Республики Беларусь;
обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации, кроме расходов на территориальную оборону в соответствии с законодательством;
обеспечение функционирования
республиканских органов
другие вопросы, связанные с национальной обороной;
1.3. судебная
власть, правоохранительная
обеспечение функционирования органов судебной власти;
обеспечение функционирования органов внутренних дел, внутренних войск;
обеспечение функционирования органов прокуратуры;
обеспечение функционирования органов пограничной службы;
обеспечение функционирования
органов и организаций
обеспечение функционирования
органов государственной
обеспечение функционирования государственных нотариальных контор;
обеспечение функционирования таможенных органов;
обеспечение функционирования органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям;
предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций;
прикладные исследования в области правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности;
другие вопросы в области правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности;
1.4. национальная экономика:
1.4.1. общие экономические вопросы:
регулирование экономической деятельности, включая мероприятия по санации и банкротству;
программы и мероприятия по развитию предпринимательства;
1.4.2. сельское
хозяйство, рыбохозяйственная
обеспечение функционирования бюджетных сельскохозяйственных организаций, подчиненных республиканским органам государственного управления;