Государственный бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 14:16, контрольная работа

Краткое описание

Бюджет любого уровня представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, которыми располагает и распоряжается правительство страны или администрация конкретной территории.
К бюджетам территории относятся: бюджеты крупных регионов - штатов, земель, департаментов; бюджеты местных органов управления - городов, графств, районов и т. д.
Структурно, любой бюджет включает две части: доходы субъекта и его расходы.

Оглавление

1.Государственный бюджет…………………………………………......2
2.Социально-экономическое значение бюджета…………………......6
3.Государственный долг…………………………………………………8
4.Структура бюджетной системы РФ…………………………….......12
5.Список использованной литературы………………………………..15

Файлы: 1 файл

контрольная бюджет.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

 

Содержание:

 

  1. Государственный бюджет…………………………………………......2

 

  1. Социально-экономическое значение бюджета…………………......6

 

  1. Государственный долг…………………………………………………8

 

  1. Структура бюджетной системы РФ…………………………….......12

 

  1. Список использованной литературы………………………………..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Государственный бюджет.

 

Бюджетная  система  страны  представляет  собой  сложный  механизм,  характеризующий  особенности  взаимоотношений  государства  и  местных  органов  власти.

Структура  бюджета  страны  зависит  от  её  государственного  устройства.  В  странах,  имеющих  унитарное  устройство,  бюджетная  система  имеет  как  бы  двухъярусное построение  -  государственный  и  местный  бюджеты.  В  странах  с  федеративным  государственным  устройством  (США,  ФРГ)  имеется промежуточное звено -  бюджеты штатов,  земель  и соответствующих им  административных  образований.

Бюджет  любого  уровня  представляет  собой  централизованный  фонд  денежных  ресурсов,  которыми  располагает  и  распоряжается  правительство  страны  или  администрация  конкретной  территории.

К  бюджетам  территории  относятся:  бюджеты  крупных  регионов  -  штатов,  земель,  департаментов;  бюджеты  местных  органов  управления  -  городов,  графств,  районов  и  т.  д.

Структурно,  любой  бюджет  включает  две  части:  доходы  субъекта  и  его  расходы.

Расходы  показывают  направление  и  цели  бюджетных  ассигнований.  По  своей  структуре  расходные  статьи,  например  государства,  подразделяются  на  расходы  по  государственному  управлению,  на  военные  расходы,  расходы  на  социально-экономические  цели,  расходы  на  хозяйственную  деятельность  государства,  расходы  на  осуществление  внешнеэкономической  деятельности.

Государственные  финансы,  в  которые  входят  бюджеты  центрального  правительства,  местных  органов  власти  всех  уровней,  а  в  ряде  стран  и  некоторые   внебюджетные  фонды,  -  важнейшая  составная  часть  хозяйственного  механизма  развитых  стран.  Это  тот  рычаг,  с  помощью  которого  правительство  оказывает  огромное  воздействие  на  весь  процесс  производства  и  распределения.  Бюджетная  система  выполняет  при  этом  три  функции:

  1. фискальную  -  через  изъятие  налогов  обеспечивает  необходимые  ресурсы  для  правительственной  деятельности,  то  есть  для  покрытия  расходов  на  военные,  экономические  и  социальные  программы,  а  также  на  существование  аппарата  управления;
  2. экономического  регулирования  -  налоги  и  расходы  используются  как  рычаги  управления  хозяйственной  деятельностью и осуществления определённых  целей экономической политики  (стабилизации  экономики,  стимулирования  её  роста,  структурных сдвигов и т.  п.);
  3. выравнивания  доходов  -  то  есть  перераспределения  доходов,  благодаря  прогрессивной  системе  налогообложения  и  системе  трансфертных  платежей,  мало  обеспеченным  и  безработным  гражданам,  инвалидам,  детям,  отсталым  регионам  и  т.  п.

Главная  особенность  стран  с  рыночной  экономикой  состоит  в    том,  что  с  помощью  бюджета финансируются по  преимуществу  только  те  общественные  потребности или сферы народного хозяйства,  где частное предпринимательство и рыночные  отношения не  работают  или работают  плохо,  а также те  сферы,  где требуется защита  интересов  отдельных  слоёв  общества  или  населения  в  целом.

Бюджетные  расходы  идут  на  такие  основные  статьи,  как:  содержание  вооружённых  сил  и  государственного  аппарата;  финансирование  социальной  инфраструктуры  (социальное  обеспечение,  здравоохранение,  просвещение,  наука  и  пр.);  финансирование  хозяйства;  выплата  процентов  по  государственному  долгу.

Соотношение  между  этими  глобальными  категориями  определяется  многими  факторами:  социальной  и  экономической  структурой  в  конкретной  стране,  долей  государственного  сектора,  историческими  и  политическими  традициями,  общей  стратегией  регулирования  экономики. Бюджет – роспись денежных расходов и доходов, составляемая для государственных органов управления, предприятий, семей или отдельного лица.

Приходная и расходная  части содержат указания на источники  поступления, направление и расходование средств. Если расходы превышают  доходы – то существует дефицит  бюджета.

Существуют различные  концептуальный подходы к проблеме регулирования государственного бюджета. Одни экономисты и политики считают, что бюджет должен ежегодно быть сбалансирован. Другие придерживаются концепции циклически балансируемого бюджета (свод бюджета то с дефицитом, то с положительным сальдо), доказывая, что бюджет является инструментом антициклической политики. Дефицит, возникающий в период спада, в ходе подъема экономики в результате жесткой фискальной политики может быть ликвидирован. Третий подход на первый план выдвигает задачу стабилизации экономики.

Наиболее важным направлением бюджетной политики являются: сбор бюджетных доходов,   выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным  долгом; поэтому эффективность бюджетной  политики может быть оценена по результатам деятельности органов исполнительной власти по указанным составляющим.

Основными критериями эффективности  бюджетной политики является:

  1. уровень собираемости бюджетных доходов ( в т.ч. налогов),
  2. уровень выполнения бюджетных обязательств,
  3. величина бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга,
  4. объем финансирования ресурсов, отвлекаемых на обслуживание гос. долга.
  5. Величина валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита,
  6. Динамика валового внутреннего продукта
  7. Уровень безработицы,
  8. Степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете,
  9. Величина просроченной задолженности по оплате труда из-за отсутствия  бюджетного финансирования,
  10. Величина просроченной задолженности по оплате государственного заказа.

Различная бюджетная  политика, проводившаяся в течении  последних 5 лет  в Российской Федерации, имела и различные макроэкономические последствия. Более мягкая бюджетная  политика, сопровождавшаяся нарастанием  просроченной бюджетной задолженности  вела к ускорению роста неплатежей между предприятиями. Лишь существенное сокращение бремени государственных расходов, снижение бюджетного дефицита, уменьшение правовых заимствований на финансовом рынке, сопровождавшееся падением равных процентных ставок, обеспечили необходимые условия для начала экономического подъема. В апреле – ноябре 1997 г. российский ВВП стал увеличиваться со средней скоростью 0,4 % в год.

Важным моментом в  исполнении бюджета является взаимодействие между центром и регионами. Оно  становиться с каждым годом все более жестким: во-первых, в последнее время существенно возросла ответственность субъектов РФ и органов местного самоуправления за обеспечение социальных гарантий на их территории;, в то же время, в федеральном бюджете продолжает собираться до 50% доходов общего бюджета России. Во-вторых, вследствие спада производства резко сократилась база налогообложения и, следовательно, объемы бюджетов всех уровней.

Интересы развития реформы  в РФ требуют преодоления субъективизма  при распределении средств финансовой поддержки , установления более жесткого контроля за использованием указанных средств, ликвидации дублирующих друг друга форм финансовой поддержки и перекрестного  субсидирования.

Чтобы обеспечить исполнение федерального законодательства в сфере межбюджетных отношений  необходимо принятие Бюджетного  кодекса Российской Федерации. Содержащиеся в нем нормы позволят поставить достаточно жесткие преграды неправильному расходованию бюджетных споров между участниками бюджетного процесса в судебном порядке.

В последние два года заметно изменение в лучшую сторону  к вопросу финансирования образования. Так в проекте бюджета на будущий  год на образовательные учреждения федерального подчинения заложено 45,8 млрд. рублей по сравнению с 32,1 млрд. рублей в текущем году. Из них на вузы - 26,7 млрд. рублей (в текущем году - 19,4 млрд.). Эти показатели еще несколько улучшатся после того, как по результатам второго чтения на образование добавлено 3 млрд. рублей. Третий год отдельной строкой будет финансироваться наука в вузах. И здесь на будущий год после добавки будет заложено почти на 40% больше, чем в текущем году.

Управление реальной динамикой долговых обязательств предполагает контроль за двумя важнейшими показателями – величиной гос. долга и стоимостью его обслуживания. В условиях экономического роста важны не абсолютные их размеры, а доля государственного долга в ВВП и соотношение реального процента и темпа экономического роста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Социально-экономическое значение бюджета

 

Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д. Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.

Как правило, сложившиеся  формы государственного управления и взаимоотношений между членами  общества определяют и особенности финансовой системы. В странах с социалистической экономикой в силу монопольной государственной собственности на средства производства и наличия мощного госаппарата, основной её задачей было обслуживание потребностей государственной власти. Государственные финансы подчиняли себе и средства предприятий и организаций, и даже сбережения населения.

Перемены в экономике  России и её политическом строе, произошедшие в начале 90-х годов, вызвали серьезные  изменения в её финансовом механизме. Появление новых форм собственности, новых субъектов хозяйствования повлекло изменения в системе денежных доходов и расходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами. Одним из важнейших направлений реформирования государственных финансов стало расчленение единого госбюджета на три самостоятельных части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Это стало важным шагом к демократизации финансовых отношений. В этом же направлении действовали переход к налогам, как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, приватизация государственной собственности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям в бюджетной системе Российской Федерации и ее бюджетном устройстве.

Бюджетный кодекс РФ дает следующее определение: «бюджетная система - основанная на экономических  отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами  права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов». Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы её построения.

Организационное построение бюджетной системы всецело зависит  от формы государственного устройства. Бюджетная система унитарных государств включает в себя два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты. У государств с федеративным устройством наряду с федеральным и местными бюджетами выделяются бюджеты субъектов федерации (штатов в США, Бразилии, Индии; земель в Германии; республик, краёв, областей и автономных округов в России). Однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней не входят в бюджеты вышестоящих уровней.

Таким образом, бюджетная  система России, как федеративного государства состоит из трёх уровней:

  1. первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  2. второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  3. третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

Информация о работе Государственный бюджет