Государственный бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 14:16, контрольная работа

Краткое описание

Бюджет любого уровня представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, которыми располагает и распоряжается правительство страны или администрация конкретной территории.
К бюджетам территории относятся: бюджеты крупных регионов - штатов, земель, департаментов; бюджеты местных органов управления - городов, графств, районов и т. д.
Структурно, любой бюджет включает две части: доходы субъекта и его расходы.

Оглавление

1.Государственный бюджет…………………………………………......2
2.Социально-экономическое значение бюджета…………………......6
3.Государственный долг…………………………………………………8
4.Структура бюджетной системы РФ…………………………….......12
5.Список использованной литературы………………………………..15

Файлы: 1 файл

контрольная бюджет.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и  консолидированные бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные  бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах  и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Государственный долг

 

Государственный долг – временная мобилизация государством дополнительных средств для покрытия своих расходов  (правительственные займы).

Государственный долг Российской Федерации  подразделяется на внутренний и внешний.  

Внутренний  долг – долг перед гражданами и предприятиями своей страны. Внутренние займы обычно оформляются путем выпуска облигаций на всю сумму займа, кроме того внутренний государственный долг – это денежные сбережения населения и часть средств на счетах различных банков и предприятий. Он образуется при дефиците бюджетных средств. Необходимость финансирования социальных расходов  (главным образом – выплата задолженностей по пенсиям и заработной плате в бюджетных отраслях) резко увеличивает потребность в привлечении бюджетных средств. В то же время снижение налоговой дисциплины предприятий приводит к снижению реальных налоговых поступлений. Что наблюдалось в 1995 г. Изменение динамики внутреннего долга  были достигнуты за счет резкого снижения доходности государственных  ценных бумаг. В результате  удалось избежать лавинообразного накопления долга. Бюджетный дефицит финансировался по следующей схеме: в условиях нарастающей доходности новые выпуски государственных долговых обязательств покрывают их погашение и процентные  выплаты по старым обязательствам.

Стабилизация динамики внутреннего долга позволила  денежным властям сосредоточиться  на реализации одной из приоритетных задач политики управления этим долгом, а именно – удлинением сроков до погашения гос. Облигаций.. Путем  общего снижения процентных ставок  Министерству Финансов удалось выровнять временную структуру доходности.  К октябрю 1997 года внутренний долг, оформленный в ГКО-ОФЗ и облигации сберегательного займа достиг 12,5-13%. Это примерно соответствует 3/5 общего значения внутреннего долга, включающего задолженность ЦБР, государственные гарантии и другие обязательства.

В течение последних 5 лет  рынок Государственных Краткосрочных  облигаци1 и Облигаций Федерального Займа  являлся главным элементом  всего финансового рынка. Высокая инвестиционная привлекательность рынка ГКО-ОФЗ объяснялась следующим:

  • Гарантом исполнения обязательств являлось государство в лице Министерства Финансов РФ,
  • Инфраструктура рынка ГКО-ОФЗ была технически более совершенна по сравнению с другими секторами Российского финансового рынка,
  • Рынок ГКО-ОФЗ представлял условия для инвестирования денежных средств на срок от 1 дня до 7 лет,
  • Достаточно высокий уровень процентных ставок и ликвидности на рынке ГКО-ОФЗ.

Неправильное регулирование  Министерством Финансов и Банком России рынка ГКО-ОФЗ, выразившееся в отсутствии согласованной стратегии использования . Ценных бумаг, нерациональной структуре  источников финансирования, потере контроля за рисками и истощение золотовалютных резервов ЦБ сделало не возможным исполнение обязательств по обслуживанию внутреннего долга РФ, что послужило фактором  дестабилизации и последующего разрушения всех секторов финансового рынка.

В ближайшие 2-3 года принципиальными  задачами фискальной политики являются: проведение налоговой реформы, сокращение неэффективных бюджетных расходов и увеличение социальных расходов, важных в аспекте стимулирования экономического роста ( на науку, образование, медицину). Решить эти задачи без значительных социально-политических издержек можно лишь при условии поддержания определенного уровня финансирования бюджетной сферы.

Политика сокращения государственного долга путем недофинансирования бюджетной сферы сопряжена с  неоправданно высокими социальными  издержками. В условиях же начинающегося  экономического подъема можно осторожно корректировать политику накопления государственного долга с учетом необходимости финансирования ключевых социальных направлений.

С точки зрения долгосрочной стратегии управления государственным  долгом можно применить временную структуру процентных ставок. Это означает, что государство, используя свои возможности, репутацию, благоприятные условия и т.д., создает наиболее привлекательную временную структуру долга, беря за отправную точку  облигации максимально возможн6ой длительности.

Минимизация текущей  стоимости обслуживания гос. Долга  предполагает, что доходности качественно  однородных обязательств не должны значительно  различаться. Если какая-то бумага обеспечивает относительную экономию для бюджета, то следует расширять ее эмиссию, и наоборот, изымать из обращения невыгодные выпуски.

Внешний государственный  долг – это сумма финансовых обязательств одного государства по отношению к другим. Внешний гос. Долг должен быть погашен в определенный срок. Его погашение осуществляется свободно конвертируемой валютой. 

В период с 1999 по 2010 гг платежи  по погашению и обслуживанию гос. Внешнего долга при действующих  ныне условиях кредитных соглашений должны составить ежегодно 14-19 млрд. долларов. В ближайшие 12 лет предстоит  выплатить 70% суммы основного долга и примерно на ту же сумму – процентов. Львиную долю Российских обязательств составляют Советские долги – 103 млрд. дол.

При огромных изъятиях из национальных сбережений лишь половина расходуемых сумм  будет направляться на погашение основного долга, т.е. на возврат средств , действительно полученных бывшим СССР и Россией, другая половина – это процентные платежи. Российское правительство пытается убедить кредиторов простить  России хоть и самую большую, но и самую безнадежную часть долгов – долги СССР.

Россия только тогда  сможет выполнить свои обязательства, когда ее экономика достигнет  достаточно высоких темпов роста  – 4-5%  в год. Увеличение же сейчас затрат  на погашение внешних  долгов будет означать, что заметный рост российской экономики начнется еще на 3-4 года позже.

Анализ платежеспособности России на среднесрочную перспективу, показывает, что  в течение 3-5 лет  федеральный бюджет будет оставаться единственным источником средств для  погашения и обслуживания внешнего долга. Но его использование будет сопряжено с существенными трудностями из-за дефицита валюты при сокращении негативных тенденций в динамике выручки от экспорта и увеличении валютных обязательств частного сектора. Надеятся же на зарубежные займы можно лишь после того, как Россия покажет твердые намерения рассчитаться по своим долгам. Восстановить доверие инвесторов и кредиторов возможно при выполнении следующих условий:

  1. Усиление административного контроля за финансовыми потоками, дополненное ужесточением законодательства;
  2. Осуществление  системных институциональных изменений, Создающих благоприятный инвестиционный климат.

Основные элементы запроса  России по урегулированию внешнего долга:

  • Списание 100% внешнего долга СССР,
  • Частичная реструктуризация внешнего долга РФ,
  • По реструктурируемой части российского долга льготный период – 10 лет, общий срок погашения не менее 30 лет,

Основные схемы реструктуризации внешних долгов:

  1. Списание долга.

Если обязательства  страны превышают ее ожидаемую платежеспособность, внешний долг выступает в качестве пропорционального налога, т.к. дополнительные доходы государства направляются не собственным гражданам, а кредиторам.

  1. Выкуп долга.

Некоторые страны-должники имеют в своем активе значительные объемы золото-валютных резервов, в  таком случае можно разрешить заемщику самостоятельно выкупить собственные долги на открытом рынке.

  1. Секьютеризация.

Основная идея секьютеризации состоит в том, что страна должник  эмитирует новые долговые обязательства  в виде облигаций, которые либо непосредственно обмениваются на старый долг, либо продаются. В случае продажи, вырученные средства направляются на выкуп старых обязательств.

  1. Обмен гос. Долга на акции национальных предприятий.

Предоставление кредиторам права продажи долгов с дисконтом  за национальную валюту, на которую впоследствии можно приобрести акции национальных компаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Структура  бюджетной системы РФ 

 

Бюджетная система  представляет собой основанную на экономических  отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ (областных, окружных, республиканских, краевых), местных бюджетов (городских, районных, сельских, поселковых) и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Консолидированный бюджет РФ (т.е. свод федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ) и бюджеты государственных внебюджетных фондов составляют, так называемый, бюджет расширенного правительства.

Показатели  доходов и расходов консолидированных  бюджетов используются при анализе  экономической политики государственной власти и экономического роста территории.

Поскольку Россия является федеративным государством, то бюджетная система РФ имеет  многоуровневую структуру (рис.1). В  нашем государстве существует несколько  уровней публичной власти - федеральный, региональный и местный, каждый из которых действует самостоятельно в пределах закрепленных за ним полномочий. Для исполнения своих функций каждый уровень государственной власти осуществляет расходы и соответственно должен иметь свои доходные источники, поэтому каждый уровень власти имеет свой собственный бюджет.

Структура государственного бюджета 

Доходы

Расходы

Налог с физических лиц (подоходный)

Социальные расходы

Налог на прибыль предприятий

Военные расходы

Налог с оборота (НДС)

Расходы на фундаментальную  науку и научные исследования

Акцизы

Расходы на финансирование экономики:

А) предоставление субсидий, дотаций, займов;

Б) гос. Инвестиции

В) федеральные программы

Таможенные пошлины

Содержание гос. Аппарата

Прочее

Обслуживание гос. Долга.


 

Федеральные органы власти формируют и исполняют федеральный бюджет, из которого финансируются общегосударственные программы. Федеральный бюджет принимается государственной Думой, одобряется Президентом РФ и Советом федерации, за его исполнением следят Федеральное казначейство и Министерство финансов РФ.

Каждый регион (субъект РФ) принимает и исполняет  свой собственный бюджет для того, чтобы обеспечить выполнение государственных  функций на своей территории. В  бюджетном процессе на региональном уровне принимают участие законодательные и исполнительные органы власти региона. В бюджетную систему РФ входят 89 бюджетов субъектов РФ, среди которых 21 республиканский; 55 краевых и областных бюджетов; 1 бюджет автономной области; 10 бюджетов автономных округов и 2 бюджета городов федерального значения.

Кроме федерального и регионального уровней власти на всей территории Российской Федерации  в муниципальных образованиях осуществляется местное самоуправление. Муниципальными образованиями в Российской Федерации  считаются муниципальные районы (несколько поселений, объединенных общей территорией), городские округа (город, не входящий в состав муниципального района), городские и сельские поселения (так называемый второй уровень местного самоуправления), а также внутригородские территории городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга). Муниципальные образования имеют свои бюджеты, предназначенные для выполнения задач местного самоуправления.

В бюджетной  системе РФ вне федерального бюджета  субъектов РФ существуют также такие  формы образования и расходования денежных средств как для государственные внебюджетные фонды. Государственные внебюджетные фонды созданы для реализации конституционных прав граждан РФ на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. В Российской Федерации существует три таких фонда: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальные фонды).

В соответствии с бюджетным Кодексом первый и второй уровни бюджетной системы РФ включают в себя помимо непосредственно государственного бюджета бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Хотя бюджеты  различного уровня самостоятельны, они  не изолированы друг от друга. Между ними происходит передача средств от одного бюджета другому - так называемые межбюджетные трансферты. Межбюджетные отношения отражают структуру взаимоотношений, сложившуюся между федеральными, региональными органами власти и органами местного самоуправления по вопросам распределения доходов, перераспределения средств между бюджетами.

Информация о работе Государственный бюджет