Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 12:33, курсовая работа
Цель работы: изучить экономическую суть таких понятий как государственный бюджет, доходы и расходы государственного бюджета и их сбалансированность, бюджетное регулирование.
Задачи работы:
1) Раскрыть сущность, роль и главные функции государственного бюджета.
2) Рассмотреть формирование доходов и расходов бюджета, а также пути сбалансирования государственного бюджета.
3) Определить методы бюджетного регулирования.
Введение
1. Понятие государственного бюджета
1.1. Общие принципы построения бюджетной системы
1.2. Сущность и структура государственного бюджета
1.3. Экономическая сущность и функции государственного бюджета
2. Доходы и расходы бюджета в рыночной экономике
3. Проблема сбалансированности государственного бюджета
4. Формы и методы бюджетного регулирования
Заключение
Список использованных источников
Объект – государственный бюджет
Предмет – бюджетный механизм в Республике Беларусь
Цель работы: изучить экономическую
суть таких понятий как
Задачи работы:
1) Раскрыть сущность,
роль и главные функции
2) Рассмотреть формирование доходов и расходов бюджета, а также пути сбалансирования государственного бюджета.
3) Определить методы бюджетного регулирования.
Содержание
Введение
1. Понятие государственного бюджета
1.1. Общие принципы построения бюджетной системы
1.2. Сущность и структура государственного бюджета
1.3. Экономическая сущность и функции государственного бюджета
2. Доходы и расходы бюджета в рыночной экономике
3. Проблема сбалансированности государственного бюджета
4. Формы и методы бюджетного регулирования
Заключение
Список использованных источников
Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, необходимый для выполнения функций государства. Эти функции сводятся к перераспределению средств и контролю за их эффективным использованием. В этом смысле функции бюджета сходны с функциями финансов, что понятно, поскольку бюджет лишь часть целого.
Вместе с тем, применительно
к государственному бюджету
Все эти функции во многом возможны именно благодаря финансовой системе. Принципами бюджетной системы являются ее основополагающие начала и правила: единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему1.Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единых бюджетных классификаций, единством формы бюджетной документации, предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированных бюджетов, согласованными принципами бюджетного процесса, единством денежной системы. Помимо этого. Принцип единства бюджетной системы основывается на взаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемом через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичное перераспределение. Механизмом реализации принципа единства бюджетной системы является единая социально-экономическая, включая налоговую, политика. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования и расходования. К собственным источникам доходов бюджетов относятся: закрепленные законом доходные источники для каждого уровня бюджета; отчисления по регулирующим доходным источникам; дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно представительными органами власти субъектов и местными органами власти2. Решения представительных органов власти по бюджетным вопросам подлежат опубликованию в средствах массовой информации в сроки, установленные соответствующим представительным органом власти, или доводятся до сведения населения иным способом исходя из возможностей соответствующего представительного органа власти. В случае принятия решения об отклонении проекта бюджета или о неутверждении отчетов об исполнении бюджета и использовании средств внебюджетных и валютного фондов в средствах массовой информации должны быть опубликованы необходимые сведения о причинах принятия такого решения3.
Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга
взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой политики. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства. Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, так как по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования. Государственный бюджет отражает доходы и расходы сектора государственного управления. Характер системы статистических показателей государственного бюджета, базирующихся на бюджетной классификации, опирается на категории, отражающие природу различных хозяйственных операций.
К ним относятся:
• поступления или платежи;
• поступления (платежи) возвратные и невозвратные;
• поступления (платежи) возмездные или безвозмездные;
• поступления (платежи) текущие и капитальные;
• приобретение финансовых активов или принятие обязательств;
• приобретение финансовых активов с целью проведения государственной политики или управления ликвидностью.
Все операции, осуществляемые органами государственного управления с институциональными единицами других секторов экономики, можно отнести либо к платежам, либо к поступлениям, выполняющимся на возвратной или на невозвратной основе. Текущие и капитальные, а также возмездные и безвозмездные поступления относятся к невозвратным операциям. В любой операции участвуют две стороны (участники операции). В большинстве случаев в операции задействованы два потока: входящий (поступление); выходящий (платеж). Платеж или поступление является возвратным, если обратный поток выступает в форме договорных обязательств с фиксированным сроком погашения. В результате возвратной операции возникает финансовое требование либо погашается обязательство.
1.1. Сущность и структура государственного бюджета
Бюджет не являлся
институтом, присущем государству на всех
стадиях его развития. Долгое время государство
не имело бюджета. Бюджет появился не тогда,
когда государство начало производить
расходы и добывать для этого необходимые
средства, а когда было введено плановое
начало – составление сметы доходов и
расходов на определенный период. В современных
условиях бюджет представляет собой план
формирования и использования финансовых
ресурсов для финансового обеспечения
задач и функций государства и местных
органов самоуправления. Различают вышестоящий
и нижестоящий бюджет. Вышестоящий бюджет
– это республиканский бюджет или бюджет
вышестоящей административно-
Бюджет выполняет две главные функции:
1) распределительную (
2) контрольную (сигнализация обо всех отклонениях движения бюджетных средств).
Проявление присущих бюджету функций, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое отражение в создаваемом государством бюджетном механизме. Бюджетный механизм определяет методы мобилизации доходов, виды доходов бюджета, порядок их исчисления и взимания, формы бюджетных расходов, принципы и порядок предоставления бюджетных средств, формы межбюджетного распределения и перераспределения доходов. Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Маневрирование позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного производства. Бюджетный механизм является активным инструментом реализации бюджетной политики государства. С юридической точки зрения бюджет представляет собой основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства, утверждаемый соответствующими представительными органами власти. Этот финансовый план закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений. Государственный бюджет характеризуется теми же чертами, что и другие финансовые планы. Однако он отличается огромными масштабами и исключительной мобильностью в процессе его формирования и использования. Величина бюджета зависит от ряда факторов, и прежде всего от уровня развития экономики и величины валового внутреннего продукта и национального дохода и методов руководства народным хозяйством. Роль бюджета заключается в том, что он является важнейшим инструментом воздействия на развитие экономики. С его помощью на основе бюджетного механизма государство изменяет структуру общественного производства, влияет на результаты хозяйствования, осуществляет социальные преобразования. При этом государство применяет различные формы воздействия на экономику – субсидирование организаций и предприятий, государственные инвестиции, бюджетное финансирование отраслей, определяющих научно технический прогресс, что позволяет добиваться роста валового внутреннего продукта и национального дохода. Совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны, называется бюджетной системой.
Бюджетная система выполняет три функции:
1)фискальная функция означает
создание финансовой базы
2)функция экономического
регулирования — это
3)социальная функция
Осуществляя эти функции, государство не должно ослаблять рыночных стимулов предпринимательства. Поэтому бюджетная политика государства должна строиться на синтезе рыночного и государственного механизмов регулирования. В унитарных единых государствах бюджетная система включает два уровня: республиканский бюджет и местные бюджеты, находящиеся в ведении органов местного самоуправления. В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех уровней: государственного (федерального) бюджета, бюджетов членов федерации, местных бюджетов. В унитарных государствах доходы и расходы местных бюджетов не входят в государственный бюджет, не включаются бюджеты членов федерации, доходы и расходы которых, в свою очередь, не входят федеральный бюджет. Бюджетный процесс представляет собой регламентируемую нормами права деятельность исполнительных и законодательных органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.
Бюджетный процесс включает в себя четыре стадии бюджетной деятельности:
1) составление проектов бюджетов;
2) рассмотрение и утверждение бюджетов;
3) исполнение бюджетов;
4)составление отчета об
исполнении бюджетов и их
Указанные стадии осуществляются в строгой последовательности в течение бюджетного периода и тесно взаимосвязаны между собой. Бюджетный период представляет собой срок, в течение которого действует утвержденный бюджет.
Бюджетная система строится на основе следующих принципов:
Ведущее место в бюджетном
устройстве каждой страны принадлежит
центральному или государственному
бюджету, который образует централизованный
фонд денежных ресурсов правительства
для содержания государственного аппарата,
вооруженных сил, здравоохранения,
образования, выплаты социальных пособий.
Бюджет является мощным рычагом государственного
регулирования экономики, воздействия
на хозяйственную конъюнктуру, осуществления
мер по ее стабилизации. Воздействие
государства на экономику происходит
путем финансирования, выдачи субсидий,
трансфертов и т. д. С помощью бюджета государство
осуществляет сочетание централизованных
и местных интересов регионов через распределение
налогов, бюджетных дотаций, трансфертов.
Через него в зависимости от специфики
государства перераспределяется от 20
до 60% национального дохода. Как экономический
документ этот бюджет отражает политическую
и социальную динамику общества. Местные
бюджеты – бюджеты штатов, земель, субъектов
федерации, областей, районов. Под влиянием
усложнения производства, роста НТП в
развитых рыночных странах развивается
тенденция повышения и усиления влияния
местных органов власти. Растут масштабы
и объемы регионального хозяйства, расширяются
и усложняются межтерриториальные связи
и функции местных властей. Все это усиливает
значение, авторитет и удельный вес местных
бюджетов. На их долю в федеративных государствах
приходится от 40 до 50 % всех бюджетных ресурсов,
тогда как в унитарных государствах не
более 30 %. Бюджет центрального правительства
и местные бюджеты тесно взаимосвязаны
как по источникам поступления денежных
средств, так и их расходованию. Таким образом, государственный
консолидируемый бюджет представляет
собой не только бюджет центрального (республиканского,
федерального) правительства, но и совокупность
бюджетов всех уровней государственных
и административно-