Государственный бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 12:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить экономическую суть таких понятий как государственный бюджет, доходы и расходы государственного бюджета и их сбалансированность, бюджетное регулирование.
Задачи работы:
1) Раскрыть сущность, роль и главные функции государственного бюджета.
2) Рассмотреть формирование доходов и расходов бюджета, а также пути сбалансирования государственного бюджета.
3) Определить методы бюджетного регулирования.

Оглавление

Введение
1. Понятие государственного бюджета
1.1. Общие принципы построения бюджетной системы
1.2. Сущность и структура государственного бюджета
1.3. Экономическая сущность и функции государственного бюджета
2. Доходы и расходы бюджета в рыночной экономике
3. Проблема сбалансированности государственного бюджета
4. Формы и методы бюджетного регулирования
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

ГРЭ.docx

— 73.40 Кб (Скачать)

2. Доходы и расходы бюджета в рыночной экономике

2.1. Доходы государственного  бюджета.

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном  и безвозвратном порядке в  соответствии с законодательством  Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации. Доходы государственного  бюджета,  делятся на: текущие и капитальные. Текущие доходы включают все налоговые и неналоговые поступления. Налоговые доходы — это обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными органами с целью удовлетворения государственных потребностей. К налоговым поступлениям относятся: прибыль, переводимая фискальными, экспортными и импортными монополиями, штрафы и пени, уплаченные за нарушение налогового законодательства.Текущие неналоговые поступления — это невозвратные возмездные поступления и некоторые невозвратные безвозмездные поступления. Официальные трансферты — это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления. Они выступают в виде субвенций, дарений, репараций и являются нерегулярными, единовременными и добровольными. Источниками официальных трансфертов могут быть отечественные и зарубежные органы государственного управления, а также международные организации. Показатель общего объема доходов государственного бюджета отражает общий объем бюджетного фонда, подлежащего распределению по территориальному, отраслевому и целевому назначению. Он включает налоговые доходы и неналоговые поступления.Налоговые доходы — это совокупность обязательных платежей в бюджет, поступающих в определенных законом размерах и в строго установленные сроки. Показатель налоговых поступлений включает все виды прямых и косвенных налогов: подоходные налоги, налоги на прибыль, налоги на заработную плату и рабочую силу, налоги на собственность, прочие налоги. Показатель неналоговых поступлений включает в себя совокупность невозвратных возмездных и безвозмездных поступлений, К ним относятся: доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; все поступления по штрафам и санкциям, кроме штрафов за просрочку уплаты налогов; все добровольные, невозвратные текущие поступления из негосударственных источников. В российской бюджетной классификации в показатель неналоговых поступлений включены капитальные доходы. Это является отступлением от международной классификации доходов государственного бюджета.

Таблица «Доходы гос бюджета  РФ в 2005 – 2007гг (млн.руб)»

Год

Доходы, млн.руб.

2005

5127,23

2006

6276,30

2007

7779,10

Итого

19182,63


 

Доходная часть бюджетов состоит из закрепленных и регулирующих доходов. Кроме того, в бюджеты  могут поступать дотации и  субвенции, а также заемные средства. Порядок и условия предоставления и использования дотаций и субвенций из государственного бюджета Российской Федерации устанавливаются законодательными актами Российской Федерации, а порядок и условия предоставления и использования дотаций и субвенций из других бюджетов устанавливаются законодательными актами республик в составе Российской Федерации и решениями соответствующих представительных органов власти, принятыми в пределах их компетенции. Вместе с тем, основной статьей дохода государственного бюджета (около 95% в РФ) являются налоги. Основы налоговой системы России установлены в различных нормативных актах, в частности, в Законе "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

Так, следующие основные налоги являются федеральным:

а) налог на добавленную  стоимость;

б) акцизы на отдельные группы и виды товаров;

в) налог на операции с  ценными бумагами;

г) таможенная пошлина;

д) отчисления на воспроизводство  минерально-сырьевой базы;

ж) платежи за пользование  природными ресурсами;

з) налог на прибыль предприятий  и организаций;

и) налоги, служащие источниками  образования дорожных фондов;

к) гербовый сбор;

л) государственная пошлина;

м) сбор за использование  наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний;

н) налог на покупку иностранных  денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;

о) налог на доходы (дивиденды, проценты и др.).

Помимо соотношения доходов, поступающих в региональные бюджеты  в виде налогов и в виде финансовой помощи, значимым вопросом является структура  налоговых доходов бюджетов каждого  уровня: то есть их распределение по видам и соотношение собственных  и регулирующих налоговых доходов  определенного бюджета. Здесь необходимо оговориться, что принятое в российском законодательстве разделение налогов  по видам на федеральные, региональные и местные ни в коей мере не подразумевает  зачисления налоговых поступлений  в бюджет соответствующего уровня. Подавляющая часть доходов бюджетной  системы в настоящее время  формируется за счет поступлений  от федеральных налогов (прежде всего  от НДС, налога на прибыль, подоходного  налога с физических лиц, акцизов). В  консолидированном бюджете на 2000 г. На федеральные налоги и сборы (включая отчисления в социальные и дорожные фонды) приходится около 89% всей суммы налоговых поступлений. Другим основанием деления налогов  на виды является их принадлежность к  числу собственных или регулирующих доходных источников. Соотношение между  закрепленными и регулирующими  доходными источниками является крайне важным аспектом межбюджетных отношений, так как степень финансовой независимости региональных бюджетов зависит не только и даже не столько  от абсолютных размеров доходной базы, сколько от ее стабильности. Чем  дольше срок закрепления доходов  – тем больше у региональных органов  власти предпосылок для осуществления  самостоятельного бюджетного планирования. Если же нормативы отчислений от федеральных  налогов ежегодно пересматриваются, то региональные правительства лишены условий для разработки даже краткосрочной  бюджетной политики и всецело  зависимы от текущей конъюнктуры  во взаимоотношениях с вышестоящими бюджетами. Согласно ст.47 БК собственными признаются доходы, закрепленные за соответствующим  бюджетом на постоянной основе полностью  или частично. Вплоть до последнего времени такое закрепление налогов за бюджетами разного уровня осуществлялось актами налогового законодательства. Например, закон о налоге на прибыль предприятий устанавливает ставку федеральной части налога на прибыль (11%) и верхний предел ставки региональной части налога на прибыль (19%). Однако в ходе налоговой реформы последних лет возобладал подход, в соответствии с которым вопросы распределения налоговых поступлений между уровнями бюджетной системы должны являться исключительной прерогативой бюджетного законодательства. Теоретически отказ от регулирования налоговым законодательством этих вопросов представляется правильным, в то же время он может породить некоторые проблемы на практике. Это связано с тем, что в рамках бюджетного права вопросы распределения налоговых поступлений между бюджетами до сих пор регулировались только ежегодными законами о бюджете. Таким образом, сейчас, к моменту вступления в силу всех глав нового Налогового кодекса, в действующей системе законодательства не остаётся ни одного постоянно действующего нормативного акта, устанавливающего распределение налоговых поступлений между уровнями бюджетной системы. Тем самым фактически все налоги для региональных бюджетов приобретут статус регулирующих – то есть негарантированных и непостоянных доходных источников. Во избежание снижения достигнутого уровня финансовой автономии региональных бюджетов можно было бы закрепить перечень собственных налоговых доходов региональных бюджетов непосредственно в Бюджетном кодексе. Широта этого перечня в значительной степени должна определяться законодательным статусом регулирующих налогов, который в настоящее время достаточно противоречив.

Из неналоговых же доходов основными являются следующие виды:

  • доходы от имущества, находящегося  в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;
  • доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • доходы от реализации государственных запасов;
  • доходы от продажи земли и нематериальных активов;
  • поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
  • административные платежи и сборы;
  • штрафные санкции, возмещение ущерба;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности

На основании статьи 54 Бюджетного кодекса РФ [1], в доходах  федерального бюджета обособленно  учитываются доходы федеральных  целевых бюджетных фондов. Они  учитываются по ставкам, установленным  налоговым законодательством РФ, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год.

2.2.  Расходы  государственного бюджета.

Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие  в связи с распределением фонда  денежных средств государства и  его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Категория расходов бюджета проявляется  через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован  с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую  природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная - их величину.Расходы  бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением  государством своих функций. Эти  затраты выражают экономические  отношения, на основе которых происходит процесс использования средств  централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Расходная часть охватывает всю экономику, так как государство учитывает экономические интересы общества в целом. На величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество факторов, как-то: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы. Текущие расходы  - это бюджетные средства, выделяемые юридическим лицам, для финансирования их текущих потребностей. Расходы государственного бюджета включают все невозвратные платежи (возмездные или безвозмездные) вне зависимости от целей их дальнейшего использования (текущих или капитальных). В состав расходов входят трансфертные платежи другим органам государственного управления.

В действующей  классификации предусмотрена группировка  расходов бюджета по трем признакам:

• функциональному назначению;

• экономическому назначению;

• ведомственному назначению.

Функциональная структура  состоит из разделов расходов, связанных с осуществлением основных функций государства.

 В обобщенном виде основные функции государства неизменны и характерны для всех стран, в их числе:

• государственное управление;

• обеспечение внутренней и внешней безопасности;

• международная деятельность;

• содействие научно-техническому прогрессу;

• социальное развитие.

В Российской Федерации действует  следующая функциональна классификация  государственного бюджета:

• государственное управление;

• судебная власть;

• межгосударственная деятельность;

• национальная оборона;

• правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности;

• фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

• промышленность, энергетика и строительная индустрия;

• сельское хозяйство и  рыболовство;

• охрана окружающей среды  и природных ресурсов, гидрометеорология, картография, геодезия, стандартизация и метролог;

• транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика;

• развитие рыночной инфраструктуры;

• предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;

• образование;

• культура и искусство;

• средства массовой информации;

• здравоохранение и физическая культура;

• социальная политика;

• обслуживание и погашение  государственного долга;

• пополнение государственных  запасов и резервов;

• региональное развитие;

• утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных  долгов;

• прочие расходы.

От построения функциональной классификации, обоснованности объемов финансирования отдельных ее разделов и подразделов зависит эффективность государственного управления. В функциональной классификации государственного бюджета выделены разделы, обеспечивающие оборону страны, государственное управление, правоохранительную и международную деятельность.К расходам на государственное управление относятся расходы, связанные с управленческой сферой деятельности государства; расходы, направленные на функционирование системы законодательной и исполнительной государственной власти; расходы, связанные с деятельностью финансовых и фискальных органов; расходы на управление государственной собственностью; расходы на статистическую службу.Новым показателем расходов являются расходы на развитие рыночной инфраструктуры, включающие государственную поддержку малого бизнеса и предпринимательства.

Таблица «Расходы гос бюджета  РФ в 2005 – 2007гг (млн.руб)»

Год

Расходы, млн.руб

2005

3514,35

2006

4281,33

2007

5983,04

Итого

13778,72


 

Поскольку государству необходимо, прежде всего, обеспечить стабильность в обществе, то основными направлениями  расходов государственного бюджета  являются: правоохранительные органы, государственный аппарат, социальные цели. С первой трети двадцатого века повышается роль государства, а следовательно, и расходная часть госбюджета в экономическом регулировании.

При составлении проектов бюджетов, уточнении бюджетов в ходе их исполнения, при рассмотрении проектов бюджетов, утверждении бюджетов:

  • определяется объем финансирования мероприятий по социально-экономическому развитию соответствующих национально-государственных и административно-территориальных образований в пределах планируемых бюджетных доходов, предоставленных дотаций, субвенций, а также с учетом привлекаемых заемных средств;
  • определяются направления использования средств бюджета на инвестиции, собственные целевые программы; на внешнеэкономическую деятельность, мероприятия по охране окружающей среды (сверх ассигнований, выделяемых из экологических внебюджетных фондов), восстановление памятников природы и культуры, благоустройство городов, поселков и сел, содержание и капитальный ремонт жилищного фонда, объектов коммунального назначения, сети дорог соответствующего значения (сверх выделяемых ассигнований из дорожных фондов), образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, на содержание органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления и на другие цели;
  • определяются и уточняются нормы расходов на содержание жилищно-коммунального хозяйства, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, органов милиции общественной безопасности, охраны окружающей среды и на другие цели;
  • определяются размеры дотаций, субвенций бюджетам нижестоящего территориального уровня и их целевое назначение4.

Информация о работе Государственный бюджет