Государственный бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 12:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить экономическую суть таких понятий как государственный бюджет, доходы и расходы государственного бюджета и их сбалансированность, бюджетное регулирование.
Задачи работы:
1) Раскрыть сущность, роль и главные функции государственного бюджета.
2) Рассмотреть формирование доходов и расходов бюджета, а также пути сбалансирования государственного бюджета.
3) Определить методы бюджетного регулирования.

Оглавление

Введение
1. Понятие государственного бюджета
1.1. Общие принципы построения бюджетной системы
1.2. Сущность и структура государственного бюджета
1.3. Экономическая сущность и функции государственного бюджета
2. Доходы и расходы бюджета в рыночной экономике
3. Проблема сбалансированности государственного бюджета
4. Формы и методы бюджетного регулирования
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

ГРЭ.docx

— 73.40 Кб (Скачать)

1) общегосударственный –  устанавливает макроэкономические  пропорции в развитии общегосударственного  воспроизводства в рамках государства;

2) межтерриториальный –  регулирует уровень развития  территорий;

3) межбюджетный – обеспечивает  распределение доходов и расходов  между уровнями бюджетной системы;

4) межгосударственный –  регулирует степень участия республики  в межгосударственных программах  и мероприятиях, финансируемых за  счет средств бюджета.

   Каждому уровню бюджетного регулирования соответствуют комбинации форм и методов, которые необходимы как при составлении бюджета, так и при организации его исполнения.

Для регулирования  межбюджетных отношений используются:

- межбюджетные трансферты  – бюджетные средства, передаваемые  из одного бюджета в другой  бюджет на безвозвратной и  безвозмездной основе;

- бюджетный кредит –  бюджетные средства, предоставляемые  из вышестоящего бюджета нижестоящему  бюджет, а также из республиканского  бюджета бюджету государственного  внебюджетного фонда или из  бюджета государственного внебюджетного  фонда республиканскому бюджету  на возвратной основе.

    Государство может применять прямые и косвенные методы регулирования, влияя тем самым на экономические интересы субъектов хозяйствования. Прямые методы государственного управления непосредственно воздействуют на субъект хозяйствования и ограничивают его экономические свободы. Косвенные, или рыночные, методы в форме бюджетной политики действуют обезличенно и направлены на управление мотивациями и логическими действиями субъектов хозяйствования для достижения поставленных целей экономического развития. Косвенные методы управления экономикой получили широкое распространение.

Задачи бюджетного регулирования:

1)  регулирование народнохозяйственных  и отраслевых пропорций;

2)  регулирование доходов  населения и уровня жизни;

3)  обеспечение социальных  гарантий

4)  выравнивание уровня  социально-экономического развития  регионов;

5)  предупреждение и  ликвидация последствий нежелательных  событий, стихийных бедствий, предупреждение  диспропорций в развитии экономики  путем создания бюджетных резервов  и финансирования соответствующих  мероприятий;

6)  регулирование сальдо  бюджета;

7)  формирование бюджета  Союзного государства Беларуси  и России и участие в международных  общественных и финансовых организациях.

     Практическая реализация бюджетной политики требует применения соответствующего инструментария. Существует целый ряд инструментов и методов, с помощью которых осуществляется бюджетное регулирование в рыночной экономике.

Выделяют  следующие формы и методы бюджетного регулирования, действующие в сфере  бюджетных отношений, связанных  с формированием доходов бюджета:

1) изъятие части доходов,  полученных в результате первичного  распределения национального продукта (методы изъятия налогов и неналоговых  платежей в бюджет, включая целевые  бюджетные фонды);

2) предоставление налоговых  привилегий:

- полное освобождение  от уплаты налогов и неналоговых  платежей;

- предоставление льгот  по налогам;

- налоговых кредитов;

3) перераспределение общегосударственных  доходов и налогов между уровнями  бюджетов:

- закрепление за местными  бюджетами полностью или частично  общегосударственных доходов;

- передача регионам части  общегосударственных доходов в  виде регулирующих доходных источников;

- предоставление трансфертов  для сбалансирования доходов  и расходов региональных бюджетов  и др.;

4) резервирование части  бюджетных ресурсов достигается  созданием резервных фондов в  составе бюджетов всех уровней;

5) регулирование привлечения  государственных кредитов осуществляется  посредствам внутреннего государственного  кредита и международного государственного  кредита.

К группе форм и методов бюджетного регулирования, действующих в сфере бюджетных  отношений, связанных с формированием  расходов бюджета, относятся:

1) финансирование расходов  на отрасли экономики на отрасли  экономики, социально-культурную  сферу, управление и оборону:

- прямое финансирование;

- дотация – межбюджетные  трансферты, предоставляемые из  вышестоящего бюджета нижестоящему  бюджету в случае, если собственных  и регулирующих доходов недостаточно  для сбалансированности нижестоящего  бюджета;

- субсидии – бюджетные  трансферты, предоставляемые организации,  физическому лицу на условиях  участия в финансировании (софинансировании) для производства и (или) реализации  товаров (работ, услуг) либо  частичного возмещения целевых  расходов

- субвенции – межбюджетные  трансферты, предоставляемые другому  бюджету на осуществление определенных  целевых расходов.[1, статья 2]

2) выравнивание расходов  на отрасли непроизводственной  сферы в региональном разрезе:

- принятие единого для  всех территорий республики норматива  бюджетной обеспеченности в отраслях  непроизводственной сферы в расчете  на одного жителя;

- предоставление трансфертов  из фонда финансовой поддержки  регионов;

- финансирование капитальных  вложений в развитие сети учреждений  непроизводственной сферы.

3) перераспределение расходов  между уровнями бюджетной системы:

- передача объекта финансирования  с бюджета одного уровня на  другой ;

- передача трансфертов  в качестве дополнительных источников  финансирования.

4) регулирование погашения  государственного долга (выплата  долгов и процентов по ним).

5) участие в формировании  доходов международных организаций,  бюджета Союзного государства  Беларуси и России.

     Эффективность использования бюджетных методов регулирования обуславливается тем, что они гораздо легче поддаются корректированию со стороны государственных органов, чем другие экономические методы, так как находятся в сфере непосредственного влияния государства и могут применяться в оптимальном сочетании для получения наибольшего эффекта.

 

4.1. Бюджетное прогнозирование.

     Целью является разработка и обоснование оптимальных путей развития бюджета на основе сложившихся тенденций и социально-экономической конъюнктуры.  Цель бюджетного прогнозирования — на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических условий и перспективных оценок разработать и обосновать оптимальные пути развития бюджета и на этой основе дать предложения по его укреплению. Своевременный учет результатов такого прогнозирования является важным условием для принятия наиболее эффективных мер в финансовой политике государства, региона. Расчет прогнозируемых бюджетных показателей основан на иных методологических подходах, нежели расчеты показателей годового бюджета. Если показатели годовых и квартальных бюджетов определяются на базе прямых расчетов экономических и финансовых параметров, то при определении прогнозных бюджетных показателей, как правило, такой возможности нет из-за отсутствия необходимых статистических и отчетных данных.

Рис. 1. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС  в Российской Федерации.


 

 







 


 




 






 


 

В первом чтении

 Государственная Дума  обсуждает его общие качественные  характеристики: концепцию и прогноз  социально-экономического развития  Российской Федерации на очередной  финансовый год, основные направления  бюджетной и налоговой политики  на очередной финансовый год,  основные принципы и расчеты  по взаимоотношениям федерального  бюджета и бюджетов субъектов  Российской Федерации, проект  программы государственных внешних  заимствований Российской Федерации  в части источников внешнего  финансирования дефицита федерального  бюджета, а также основные характеристики  федерального бюджета, к которым  относятся:

 – доходы федерального  бюджета по группам, подгруппам  и статьям классификации доходов  бюджетов Российской Федерации;

 – распределение доходов  от федеральных налогов и сборов  между федеральным бюджетом и  бюджетами субъектов Российской  Федерации;

 – дефицит федерального  бюджета в абсолютных цифрах  и в процентах к расходам  федерального бюджета на очередной  финансовый год и источники  покрытия дефицита федерального  бюджета;

 – общий объем расходов  федерального бюджета на очередной  финансовый год.

 Во втором  чтении

 утверждаются его расходы  по разделам функциональной классификации  расходов бюджетов Российской  Федерации в пределах общего  объема расходов федерального  бюджета, утвержденного в первом  чтении, и размер Федерального  фонда финансовой поддержки субъектов  Российской Федерации. Государственная  Дума рассматривает во втором  чтении указанный законопроект  в течение 15 дней со дня его  принятия в первом чтении.

 

 В третьем чтении

 Государственная Дума  утверждает расходы федерального  бюджета, классифицируя по подразделам  то, на что должны быть израсходованы  бюджетные средства и кто должен  эти расходы осуществлять. Госдума  рассматривает проект закона  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год в течение 25 дней с момента принятия этого  законопроекта во втором чтении.

 В четвертом чтении

 Дума рассматривает  поправки к закону, а так же  поквартальное распределение доходов,  расходов и дефицита.

   Внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации и предназначенный для реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Совокупность бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов входящих в него муниципальных образований называется консолидированным бюджетом субъекта Российской Федерации. Соответственно, консолидированный бюджет Российской Федерации – это сумма федерального бюджета и консолидированных бюджетов 89 субъектов Российской Федерации. Структура консолидированного бюджета РФ представлена на рисунке 2. Термин «государственный бюджет» используют в двух смыслах. В первом случае имеют в виду только федеральный бюджет – бюджет центрального правительства. Иногда консолидированный бюджет РФ тоже называют «государственным бюджетом». Подобный подход сформировался в советское время, когда в государственный бюджет СССР включались все нижестоящие бюджеты. Поэтому этот термин стараются не использовать, чтобы не создавать путаницы.

 






 

Рис.2. Структура консолидированного бюджета РФ.

5. Суть бюджетного дефицита

При превышении расходной  части государственного бюджета  над расходной возникает бюджетный  дефицит. Бюджетный дефицит - сумма  денег, на которую за данный период (обычно - год) расходы правительства, фирмы, организации, семьи, гражданина превосходят его доходы; на микроэкономическом (частном) уровне он служит одним из основных показателей банкротства  фирмы; на макроэкономическом - одним  из факторов развития инфляционного  процесса, показателем кризисного состояния  государственных финансов. Баланс государственного бюджета - соотношение денежных доходов  и расходов государства. Превышение расходов над доходами создает дефицит  государственного бюджета. Бюджетные  доходы государства формируются  за счет бюджетных поступлений, которые  подразделяются на налоговые и неналоговые. Налоговые поступления бюджета - прямые и косвенные налоги с доходов  населения, предпринимателей и государственных  предприятий. Неналоговые поступления - поступления различного рода платежей и сборов, например от реализации государственных  запасов, приватизации; это доходы от внешнеэкономической деятельности и поступления от государственной  предпринимательской деятельности, а также поступления от государственных  займов, доходы от реализации билетов  денежно-вещевой лотереи и др. Это также и обязательные платежи фирм, организаций, предприятий и граждан во внебюджетные фонды, например, на социальное страхование, в фонд занятости. Бюджетные расходы - финансовые ресурсы, направляемые на развитие национального хозяйства и социальные нужды общества. Для финансирования бюджетных расходов широко используются государственные займы. Это особый вид кредита, при котором государство одалживает деньги у предприятий и населения, как правило, путем выпуска облигаций6. Государственный бюджет, как и всякий баланс предполагает выравнива- ние доходов и расходов. Однако, как правило, при принятии бюджета планируемые поступления и расходы не совпадают. Превышение доходов над расходами образует бюджетный профицит (или излишек), превышение расходов над доходами – бюджетный дефицит (недостаток). Обычно бюджетный дефицит выражается в процентах к ВНП (ВВП). Бесспорно, бюджетный дефицит - нежелательное для государства явление: его финансирование на основе денежной эмиссии гарантированно ведет к инфляции, с помощью не эмиссионных средств росту государственного долга. Тем не менее бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, так как различным может быть качество, природа дефицита. Он может быть связан с решением острых социальных проблем или с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, и тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства.  Если в прошлом бюджетный дефицит возникал достаточно редко и был обычно связан с чрезвычайными обстоятельствами, прежде всего с войнами, то сегодня он стал типичен для большинства стран рыночной экономики. Бюджетный дефицит возникает вследствие многих причин объективного и субъективного характера. Наиболее часто – из-за невозможности мобилизовать необходимые доходы в результате спада темпов производства, низкой производительности труда и других причин, вызывающих нестабильность экономики, снижение эффективности производства. Причина бюджетного дефицита кроется и в росте расходов без учета финансовых возможностей государства, в недостаточной целесообразности и эффективности расходов. Высокий уровень расходов непроизводственного характера (военные расходы, содержание административного аппарата, покрытие убытков предприятий и др.) приводит к «проеданию» бюджетных средств, а не к умножению общественного богатства. Отрицательное влияние на сбалансированность бюджета оказывают инфляция, расшатывание денежного обращения и системы расчетов, нерациональная налоговая и инвестиционно-кредитная политика. Однако бюджетный дефицит не может служить показателем, характеризующим состояние экономики страны, и бездефицитный бюджет ещё не означает экономического благополучия. Сбалансированность бюджета — один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования. Этот принцип даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства, (баланса) между суммарной величиной бюджетных поступлений (доходов бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов. Отсутствие бюджетного равновесия порождает несбалансированность. Если расходы превышают бюджетные поступления, бюджет в принципе не исполним — несбалансированный бюджет заведомо нереален, несбалансированность делает его фиктивным. Составление бюджета профицитом также нежелательно, поскольку связано с завышенной нагрузкой на экономику и снижением общей эффективности использования бюджетных средств. Отсюда сбалансированность бюджета — обязательное требование, предъявляемое к составлению и утверждению бюджета. Сбалансированность бюджета призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней. Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и муниципальных заказов, к сбоям в системе сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в народном хозяйстве страны. Именно поэтому сбалансированность бюджета особенно важна для России, где финансовое положение в период проведения реформ характеризовалось острой нехваткой бюджетных ресурсов из-за кризисного состояния экономики. Экономисты предлагают три основных подхода к проблеме сбалансированности бюджета. Первый подход связан с ориентацией на ежегодную сбалансированность бюджета, что означает объявление его сбалансированности основной целью государственных финансов. Такая ориентация фискальной политики сводит на нет её антициклический и стабилизационный характер. Ежегодно балансируемый бюджет на самом деле усугубляет колебания экономического цикла, вызывает ускорение инфляции. Это происходит потому, что в условиях депрессии, значительной безработицы имеет место сокращение доходов, которое неизменно вызовет уменьшение налоговых поступлений в государственную казну, и в такой ситуации правительство, стремясь балансировать бюджет,  должно либо увеличивать налоги, либо сокращать государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Второй подход предполагает достижение сбалансированности бюджета в течение экономического цикла, при этом он не должен балансироваться ежегодно. В данном случае допускаются годовые дефициты и профициты бюджета, а фискальная политика используется одновременно как инструмент и антициклического регулирования, и балансирования бюджета в долгосрочном периоде. Для того, чтобы  противостоять спаду, правительство должно снизить налоги и увеличить расходы, сознательно вызывая дефицит. В ходе последующего подъема и проявления инфляции необходимо повысить налоги и урезать государственные расходы. Возникающее на этой основе положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие государственного долга, возникшего в период спада. Таким образом правительство может сбалансировать бюджет не на ежегодной основе, а в период в несколько лет. Сторонники этой концепции считают, что надо стремиться к балансу бюджета в течение всего цикла деловой активности. Третий подход к регулированию государственного бюджета связан с концепцией функциональных финансов, суть которой сводится к тому, чтобы фискальная политика рассматривалась лишь в качестве инструмента экономической политики сбалансированного развития народного хозяйства. При этом вопрос о ежегодной или циклической сбалансированности бюджета – второстепенный. Основной целью государственных финансов является макроэкономическая стабильность, а сбалансированность госбюджета рассматривается как один из составляющих элементов такой стабильности. В соответствии с этим подходом, развитие экономики может сопровождаться бюджетными дефицитами или профицитами. Предполагается, что макроэкономическая стабильность и экономический рост автоматически оказывают положительное воздействие на преодоление бюджетного дефицита и сокращение государственного долга. Характер бюджетного сальдо – дефицит или излишек – определяется состоянием экономики в целом. При данном объеме государственных расходов и данной ставке налогообложения бюджетное сальдо зависит от масштабов национального производства. Чем больше объем производства, тем выше налоговые поступления. В то же время правительственные расходы (на оборону, социальные нужды, управление) мало зависят от уровня дохода. Таким образом, при низком уровне дохода будет наблюдаться бюджетный дефицит, при высоком – бюджетный излишек.

Информация о работе Государственный бюджет