Государственный бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:42, лекция

Краткое описание

Государственный бюджет, являясь составной частью финансов, отражает их качественные признаки. Финансы представляют собой денежные распределительные отношения, следовательно, бюджет — это совокупность денежных отношений, но более узкая. Сфера бюджетных отношений включает денежные отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением по поводу формирования и использования бюджетного фонда.

Оглавление

Социально-экономическая сущность бюджета, его роль в распределении и перераспределении национального дохода
Доходы и расходы государственного бюджета
Бюджетное устройство и бюджетная система РБ
Бюджетный дефицит
Бюджетный процесс

Файлы: 1 файл

gosudarstvennyj_bjudzhet.doc

— 228.50 Кб (Скачать)

Бюджетный дефицит в  современном мире не относят к  разряду исключительных, чрезвычайных финансовых явлений. Многие высокоразвитые государства на определенных этапах развития сталкивались с ним. Более  того, известный английский экономист ДЖ.М. Кейнс в целях активизации экономического роста и обеспечения полной занятости рекомендовал проводить политику дефицитного финансирования.

• Государственные бюджеты  стран с развитой рыночной экономикой хронически дефицитны, однако в условиях относительно устойчивого экономического положения это не рассматривается как зло. Вместе с тем с 1990-х гг. наблюдается сокращение бюджетного дефицита в развитых странах Запада.

• Что касается государств с переходной экономикой, то бюджетный  дефицит является общей чертой их бюджетов. Переходный период в финансовой жизни практически любого общества характеризуется дефицитностью государственного бюджета, в ряде случаев превышающей допустимые нормы.

• Согласно законодательству Республики Беларусь при составлении и утверждении местных бюджетов должен соблюдаться принцип сбалансированности. В то же время республиканский бюджет на протяжении более десяти лет утверждается с дефицитом.

К основным причинам бюджетного дефицита можно отнести:

1) рост государственных расходов как следствие крупных инвестиционных вложений государства в развитие экономики страны. В этом случае дефицит отражает государственное регулирование экономических процессов;

2) чрезвычайные обстоятельства (войны, стихийные бедствия);

3) экономический кризис.

Чаще всего дефицит  отражает кризисные явления в  экономике, ухудшение показателей  финансово-хозяйственной деятельности, нарушение экономических связей, неэффективность налоговой системы  и т.д. В этом случае требуется  принятие срочных мер по стабилизации экономики, оздоровлению финансового состояния субъектов хозяйствования, реформированию финансово-кредитной системы.

По расчетам отечественных  экономистов, финансовое положение  в стране считается контролируемым при бюджетном дефиците не более 2—З % к ВВП и государственном долге, не превышающем 50 % его величины.

Утверждение бюджета  с дефицитом допускается в  случае наличия обоснованных источников финансирования дефицита бюджета.

Предельный  размер дефицита республиканского бюджета, а также предельные уровни дефицита консолидированных бюджетов областей и бюджета г.Минска по отношению к доходам соответствующего консолидированного бюджета области или бюджета г.Минска устанавливаются законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

Предельные уровни дефицита консолидированных бюджетов районов и бюджетов городов областного подчинения по отношению к их доходам определяются решениями вышестоящих местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год в пределах уровня дефицита, установленного для консолидированных бюджетов областей.

Предельные  уровни дефицита бюджетов сельсоветов, поселков городского типа, городов  районного подчинения по отношению  к их доходам определяются решениями  вышестоящих местных Советов  депутатов о бюджете на очередной финансовый год в пределах уровня дефицита, установленного для консолидированных бюджетов районов.

Принятые в  ходе исполнения бюджета решения, приводящие к уменьшению доходов или увеличению расходов, влекущие дефицит бюджета  или его увеличение, должны определять источники финансирования дефицита бюджета и предусматривать меры по компенсации потерь доходов бюджета.

 В случае  принятия бюджета с дефицитом  источники финансирования дефицита  бюджета утверждаются:

1.1. по республиканскому  бюджету - законом о республиканском  бюджете на очередной финансовый  год;

1.2. по местным  бюджетам - решениями соответствующих  местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год.

2. Кредиты Национального  банка Республики Беларусь, а  также средства от приобретения  Национальным банком Республики  Беларусь долговых обязательств  Республики Беларусь при их  первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета, за исключением случаев, предусмотренных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и (или) Президентом Республики Беларусь.

Источниками финансирования дефицита республиканского бюджета являются:

- государственные займы;

- средства от операций с имуществом, находящимся в республиканской собственности, кроме средств от операций с имуществом, являющихся доходами и расходами республиканского бюджета в соответствии с бюджетным законодательством;

- изменения остатков средств на счетах по учету средств республиканского бюджета;

- иные источники в соответствии с бюджетным законодательством.

Источниками финансирования дефицита местных бюджетов являются:

- бюджетные кредиты;

- займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг местными исполнительными и распорядительными органами;

- средства от операций с имуществом, находящимся в коммунальной собственности, кроме средств от операций с имуществом, являющихся доходами и расходами местных бюджетов в соответствии с бюджетным законодательством;

- изменения остатков средств на счетах по учету средств соответствующего местного бюджета;

- иные источники в соответствии с бюджетным законодательством.

В целом, источниками финансирования дефицита государственного бюджета могут быть как внутренние, так и внешние источники. К внутренним источникам относятся государственные займы посредством выпуска государственных ценных бумаг (в национальной валюте), кредиты национального (центрального) банка страны, эмиссия денежных знаков. К внешним источникам относятся государственные займы (в иностранной валюте), кредиты правительств иностранных государств, банков, международных организаций.

Таким образом, вопросы  управления бюджетным дефицитом  по-прежнему актуальны для Республики Беларусь. В связи с этим система мер включает мероприятия по управлению внутренним и внешним долгом. Обслуживание государственного долга требует дополнительных расходов, что способно привести к реструктуризации расходов бюджета в целом, сокращению социальных программ. Сумма получаемых государством в долг финансовых ресурсов не должна ложиться бременем на экономику страны.

Итак, дефицит государственного бюджета ведет к инфляции, наращиванию  государственного долга, истощению  валютных резервов. Правительства государств в подобных условиях принимают бюджетные решения, направленные на сокращение дефицита. Это может быть ужесточение налоговых режимов, замораживание финансирования, сокращение трансфертных платежей и т.д.

Ряд стран доказали, что  в экстремальных условиях, вызванных резким возрастанием дефицита бюджета, можно достичь сбалансированности доходов и расходов, задействован весь механизм государственного регулирования. И хотя бюджетный дефицит связан с бюджетом, вряд ли правомерно считать его неотъемлемой частью государственного бюджета. Условиями сокращения бюджетного дефицита являются:

• укрепление доходной базы бюджета;

• оптимизация расходов;

• реформирование бюджетного процесса.

В мировой практике для  уменьшения бюджетного дефицита широко используется привлечение в страну иностранного капитала. Такая форма способствует сокращению бюджетных расходов на финансирование капитальных вложений, расширению круга налогоплательщиков, увеличению базы производства товаров и услуг. Важно при этом, чтобы финансовые ресурсы направлялись на финансирование высокоэффективных, приоритетных инвестиционных программ.

 

 

5. Бюджетный  процесс.

Бюджетный процесс регулируется конституцией страны, бюджетным кодексом, рядом законов и правовых норм. Составление, рассмотрение, утверждение проекта бюджета и исполнение бюджета — таковы его последовательные этапы. Участники процесса, обладающие бюджетными полномочиями, контролируют качество бюджетных показателей, оценивают их соответствие основным задачам бюджетной политики конкретного периода и эффективность использования государственных финансовых ресурсов.

Бюджетными полномочиями наделены законодательные и исполнительные органы власти, финансовые органы и органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного (муниципального) контроля. Кроме того, в бюджетном процессе участвуют все субъекты, вступающие в бюджетные отношения: бюджетные учреждения, государственные и муниципальные предприятия, кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджета.

На каждом этапе бюджетного процесса решаются конкретные задачи. По его завершении оформляются соответствующие документы. Первый этап — составление проекта бюджета; второй — рассмотрение проекта бюджета и вынесение заключения по нему; третий — утверждение проекта, после чего бюджет становится законом; четвертый этап — составление отчета по результатам исполнения бюджета.

От подготовки проекта  бюджета до утверждения отчета о  его исполнении проходит не менее  двух лет. Этот период получил название бюджетного цикла.

Организация бюджетного процесса имеет свои особенности в унитарных и федеративных государствах, однако в обоих случаях обязанности по составлению проекта бюджета лежат на министерствах финансов.

• Бюджетный процесс  в Республике Беларусь регулируется Конституцией Республики Беларусь, законами «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах», «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», «О бюджетной классификации Республики Беларусь», налоговым законодательством и другими законодательными актами, а также Правилами составления и исполнения республиканского и местных бюджетов, поступления средств в государственные внебюджетные и бюджетные целевые фонды и их использования. В республике идет разработка Бюджетного кодекса страны.

Составление проектов бюджетов находится в исключительной компетенции  Правительства Республики Беларусь и соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов. Непосредственное участие в работе над ними принимают Министерство финансов Республики Беларусь (республиканский бюджет), местные финансовые органы (местные бюджеты) либо местные исполнительные и распорядительные органы. Они определяют прогнозные показатели по доходам и расходам республиканского и местных бюджетов, руководствуясь прогнозами социально-экономического развития республики и соответствующих административно-территориальных единиц, а также основными направлениями бюджетной и денежно-кредитной политики.

Проекты республиканского бюджета, бюджетов областей и г. Минска служат основой проекта консолидированного бюджета Республики Беларусь. Все эти проекты бюджетов на предстоящий год и предложения по их сбалансированию вносятся соответственно на рассмотрение Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов. Одобренные проекты республиканского и консолидированного бюджетов представляются на рассмотрение Президента Республики Беларусь.

При необходимости внести изменения и дополнения в законодательные акты, регулирующие порядок налогообложения, Глава государства направляет проекты соответствующих законов в Национальное собрание Республики Беларусь до внесения проекта Закона о бюджете либо одновременно с этим проектом. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь проект Закона о бюджете на очередной финансовый год рассматривается Национальным собранием по представлению Президентом Республики Беларусь.

Местные бюджеты утверждаются решениями местных Советов депутатов, причем утверждение нижестоящих местных бюджетов производится после утверждения соответствующих вышестоящих бюджетов.

Закон о бюджете Республики Беларусь и решения местных Советов  депутатов об утверждении соответствующих  бюджетов должны быть приняты до 1 января очередного бюджетного года. В случае неутверждения республиканского и местных бюджетов до начала бюджетного года Правительство Республики Беларусь и местные исполнительные и распорядительные органы имеют право в течение каждого месяца до утверждения соответствующих бюджетов расходовать средства в размере одной трети плановых ассигнований 4 квартала предыдущего бюджетного года в пределах поступающих доходов.

Утвержденный бюджет Республики Беларусь становится законом  и принимается к исполнению.

Изменения в организации  исполнения бюджета с середины 1990-х гг. связаны с переходом на казначейскую систему исполнения бюджета. Главное государственное казначейство организует исполнение республиканского бюджета Республики Беларусь и управление государственными финансовыми ресурсами, находящимися на счетах казначейства, составляет отчет об исполнении республиканского и консолидированного бюджетов за истекший год.

Территориальные органы казначейства осуществляют учет операций по движению средств республиканского бюджета на счетах органов казначейства, обслуживающих соответствующий регион, передают вышестоящим органам казначейства информацию об исполнении доходов и расходов республиканского бюджета по данной территории. Они контролируют своевременность совершения операций со средствами республиканского бюджета и их целевое использование.

Концентрация финансовых ресурсов государства на едином счете  казначейства создала более широкие  возможности для маневрирования ими, позволила ускорить расчеты, принципиально  изменить процедуру исполнения бюджета.

Механизм исполнения бюджета через систему казначейства обеспечивает финансирование расходов министерств, ведомств ц их подведомственных учреждений с единого казначейского  счета. Средства перечисляются непосредственно  в адрес поставщиков товаров  и услуг для бюджетного сектора, минуя зачисление на счета распорядителей средств.

Информация о работе Государственный бюджет