Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:42, лекция
Государственный бюджет, являясь составной частью финансов, отражает их качественные признаки. Финансы представляют собой денежные распределительные отношения, следовательно, бюджет — это совокупность денежных отношений, но более узкая. Сфера бюджетных отношений включает денежные отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением по поводу формирования и использования бюджетного фонда.
Социально-экономическая сущность бюджета, его роль в распределении и перераспределении национального дохода
Доходы и расходы государственного бюджета
Бюджетное устройство и бюджетная система РБ
Бюджетный дефицит
Бюджетный процесс
• Бюджетный процесс в Российской Федерации регламентируется Бюджетным кодексом РФ, соответствующими законами субъектов федерации и правовыми актами органов местного самоуправления.
Министерство финансов
Российской Федерации, финансовые органы
субъектов федерации и муниципа
Составлению проектов бюджетов предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, отраслей экономики, а также разработка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.
Прогноз социально-экономического развития государства и сводный баланс финансовых ресурсов служат базой для определения основных направлений бюджетной политики на соответствующий год. Последние составляют содержание Бюджетного послания Президента РФ Федеральному собранию РФ.
Основой для составления бюджета
являются: Бюджетное послание Президента
РФ; прогноз социально-
Расчеты показателей бюджетов ориентированы на минимальные государственные социальные стандарты, т.е. те услуги, которые государство предоставляет гражданам на безвозмездной основе путем финансирования из бюджетов всех уровней. Минимально допустимая стоимость государственных и муниципальных услуг, финансируемых из соответствующих бюджетов, в расчете на одного жителя составляет минимальную бюджетную обеспеченность.
Проекты бюджетов составляются таким
образом, чтобы обеспечить достижение
минимальных государственных
Правительство Российской Федерации, органы власти субъектов Федерации и местного самоуправления вносят проект бюджета в специальные комитеты и комиссии, формируемые органами представительной власти для рассмотрения финансовых вопросов.
Составление проекта федерального бюджета начинается за 10 месяцев до начала очередного финансового года, оно регулируется Бюджетным кодексом. Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета определяет Правительство Российской Федерации. Оно же вносит в Государственную ,Думу проект Закона о федеральном бюджете, который рассматривается в четырех чтениях (что соответствует бюджетной процедуре в большинстве демократических государств). После голосования в четвертом чтении проект Закона о бюджете принимает силу закона и направляется на рассмотрение в Совет Федерации. Одобренный данным органом власти закон поступает к Президенту РФ для подписания и обнародования.
В случае отклонения Закона о федеральном бюджете Советом Федерации или Президентом РФ к работе подключается согласительная комиссия.
Порядок рассмотрения и утверждения
бюджета на территории каждого субъекта
Российской Федерации и ее муниципального
образования регламентируется Положением
о бюджетном процессе, которое
разрабатывается
В России действует казначейская система исполнения бюджетов. Органы Федерального казначейства организуют исполнение бюджета, осуществляют платежи за счет бюджетных средств по поручению бюджетных учреждений.
Бюджеты всех уровней исполняются на основе принципа единства кассы, который требует зачислять все поступающие доходы на единый счет бюджета и осуществлять с него все предусмотренные расходы. При исполнении федерального бюджета запрещается производить операции, минуя систему балансовых счетов Федерального казначейства. Представительные органы местного самоуправления имеют право создавать муниципальное казначейство за счет средств местного бюджета с целью более эффективного управления ресурсами местного бюджета.