Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:42, лекция
Государственный бюджет, являясь составной частью финансов, отражает их качественные признаки. Финансы представляют собой денежные распределительные отношения, следовательно, бюджет — это совокупность денежных отношений, но более узкая. Сфера бюджетных отношений включает денежные отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением по поводу формирования и использования бюджетного фонда.
Социально-экономическая сущность бюджета, его роль в распределении и перераспределении национального дохода
Доходы и расходы государственного бюджета
Бюджетное устройство и бюджетная система РБ
Бюджетный дефицит
Бюджетный процесс
Бюджету, как и финансам в целом, присущи распределительная и контрольная функции. Посредством бюджета перераспределяются значительная часть национального дохода и ВВП. Сфера действия распределительной функции включает перераспределение различных уровней: между структурными подразделениями общественного производства, межотраслевое, межтерриториальное, между уровнями бюджетов.
Контрольная функция бюджета проявляется в процессе формирования и использования фонда денежных средств государства. Через показатели доходов можно определить, насколько своевременно и полно поступают финансовые ресурсы от субъектов хозяйствования и граждан в распоряжение государства, в какой степени они соответствуют потребностям, как складываются пропорции в распределении средств и насколько эффективно они расходуются.
В современных государствах
(как с развитой рыночной экономикой,
так и с переходной) бюджет широко
используется в системе государственного
регулирования
Бюджетный механизм создается государством для реализации бюджетной политики на конкретном этапе развития страны, регулирования экономики путем маневрирования бюджетными ресурсами. Этому способствует специфическое свойство бюджета — обезличенность доходов государственного бюджета, т.е. отсутствие привязки к конкретным расходам.
С помощью бюджетного
механизма государство
Государство оперирует такими формами прямого и косвенного воздействия на экономические и социальные процессы, как бюджетное финансирование, государственные инвестиции, передача трансфертов, субсидий и субвенций, предоставление льгот и преференций, объявление налоговых каникул и др.
Необходимость соблюдать макроэкономические пропорции требует бюджетного финансирования отдельных отраслей и субъектов хозяйствования, учреждений непроизводственной сферы, экономических регионов.
В процессе формирования
бюджетных фондов происходит перераспределение
доходов субъектов
В соответствии с установленным порядком распределения доходов и расходов между бюджетами различных уровней формируются бюджеты отдельных территорий, составляющие их финансовую базу. Трансферты из вышестоящих бюджетов выравнивают доходы разных регионов и уравновешивают их социально-экономическое развитие.
Из бюджетного фонда
финансируются важнейшие
Расходы бюджета на образование, здравоохранение, культуру способствуют воспроизводству трудовых ресурсов. Через бюджетный фонд организуется система социальных выплат, которая обеспечивает перераспределение доходов, сохранение политической стабильности.
Таким образом, в современном мире бюджет не только не утратил своей роли, но и широко используется в системе государственного регулирования благодаря активизации его функций.
2. Доходы и расходы бюджета.
В историческом аспекте бюджеты разных стран имеют много общего: основные каналы поступления и структуру доходов, направления расходования.
Доходы и расходы бюджета представляют собой особые формы реализации бюджетных отношений и определяют этапы перераспределения стоимости общественного продукта посредством государственного бюджета.
Доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета, а также бюджетных кредитов, средств от возврата бюджетных займов и бюджетных ссуд.
Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства.
В целях обеспечения
сопоставления показателей
Бюджетная классификация Республики Беларусь включает в себя:
классификацию доходов бюджета;
функциональную классификацию расходов бюджета;
программную классификацию расходов бюджета;
экономическую классификацию расходов бюджета;
ведомственную классификацию расходов бюджета;
классификацию финансирования дефицита бюджета;
классификацию видов государственного долга Республики Беларусь.
Доходы государственного бюджета выражают экономические отношения предприятий, организаций и граждан с государством по поводу формирования бюджетного фонда страны. Материальным содержанием этих отношений выступают денежные средства, поступающие в безвозвратном и безвозмездном порядке в распоряжение органов государственной власти.
Доходы бюджетов образуются за счет налогов и неналоговых платежей. В странах с развитой рыночной экономикой, а также формирующих рыночные механизмы основными доходными источниками бюджета являются налоги и сборы.
Доходы бюджетов классифицируются по следующим группам:
1.1. налоговые доходы;
1.2. неналоговые доходы;
1.3. безвозмездные поступления.
2. Налоговые доходы включают в себя:
2.1. республиканские
налоги, сборы (пошлины), местные
налоги и сборы и другие
налоговые доходы, установленные
Президентом Республики
2.2. пени, начисленные
за несвоевременную уплату
2.3. проценты
за пользование отсрочкой и
(или) рассрочкой уплаты
3. К неналоговым доходам относятся:
3.1. доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;
3.2. штрафы;
3.3. другие неналоговые доходы.
4. К безвозмездным поступлениям относятся необязательные текущие и капитальные платежи, которые включают в себя поступления от:
4.1. иностранных государств;
4.2. международных организаций;
4.3. другого бюджета в форме межбюджетных трансфертов.
6. Безвозмездные
поступления в форме
Неналоговые доходы республиканского бюджета включают в себя (по нормативу отчислений от неналогового дохода, получаемого на территории республики, если иное не установлено законодательными актами):
1.1. доходы от
размещения денежных средств
республиканского бюджета, а
1.2. дивиденды по акциям, за исключением акций, находящихся в хозяйственном ведении и оперативном управлении унитарных предприятий, и доходы от других форм участия в капитале, находящемся в республиканской собственности, - 100 процентов;
1.3. плату за
право заключения договоров
1.4. плату за использование радиочастотного спектра - 100 процентов;
1.4-1. плату за
право заключения договоров
1.5. доходы от
сдачи в аренду имущества,
1.6. административные платежи:
плату за предоставление гарантий Правительства Республики Беларусь по кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь, - 100 процентов;
плату за предоставление гарантий Правительства Республики Беларусь по внешним займам - 100 процентов;
вознаграждение за исполнение государственными служащими обязанностей представителя государства в хозяйственных обществах, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь, - 100 процентов;
плату за пробирные работы и услуги - 100 процентов;
1.7. средства, поступающие в республиканский бюджет в счет компенсации расходов государства в соответствии с законодательством, - 100 процентов;
1.8. доходы от
реализации имущества,
1.9. доходы от имущества, конфискованного и иным способом обращенного в доход государства:
доходы от реализации
товаров, транспортных средств и
иного имущества, изъятого (арестованного,
задержанного) таможенными органами
и обращенного в доход
доходы от реализации конфискованных и иным способом обращенных в доход государства орудий охоты и добычи рыбы и других водных животных, а также от продажи незаконно добытой с помощью этих орудий продукции - 100 процентов;
денежные средства, конфискованные и иным способом обращенные в доход государства, - 100 процентов, если иное не предусмотрено законодательными актами;
доходы от реализации конфискованных и иным способом обращенных в доход государства ценных бумаг - 100 процентов;
доходы от реализации иного конфискованного и иным способом обращенного в доход государства имущества, кроме средств, полученных от реализации обращенных в доход государства бесхозяйного имущества, находок или кладов, безнадзорных животных, - 100 процентов;
1.9-1. доходы от продажи земельных участков в собственность иностранным государствам и международным организациям - 100 процентов;
1.10. удержания
из заработной платы
1.11. штрафы, подлежащие
уплате в республиканский
1.12. возмещение потерь, вреда:
возмещение потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, вызванных изъятием сельскохозяйственных земель, земель лесного фонда, - 100 процентов;
возмещение вреда, причиненного окружающей среде, - 100 процентов;
возмещение вреда, причиненного лесному хозяйству нарушением лесного законодательства, - 100 процентов;
возмещение другого вреда, причиненного имуществу, находящемуся в республиканской собственности, - 100 процентов;
1.13. добровольные взносы, поступающие в республиканский бюджет, - 100 процентов;
1.14. плату за
проезд тяжеловесных и
1.15. плату за
проезд по платным
2. В республиканский
бюджет могут также
В 2011 году в состав доходной части республиканского бюджета включены доходы следующих целевых бюджетных фондов: республиканский фонд охраны природы; инновационные фонды ; фонд национального развития; фонд организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья; фонд универсального обслуживания (резерв универсального обслуживания)
Налоги представляют
собой обязательные безвозмездные
платежи, взимаемые с предприятий
и физических лиц в порядке
и сроки, установленные
Под сборами понимаются обязательные взносы, взимаемые с организаций и физических лиц за совершение уполномоченными органами определенных действий в отношении плательщиков. В отличие от налогов сборы носят чаще всего целевой характер.
Налогам присущи безвозвратность,
безвозмездность, склонность к смене
собственника. Посредством налогов
часть собственности