Государственный бюджет РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 14:01, курсовая работа

Краткое описание

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.
Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воз

Файлы: 1 файл

Курс.doc

— 301.50 Кб (Скачать)

 

     
Введение
 

      Ведущую, определяющую роль в формировании и  развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

    Государственный бюджет, являясь главным средством  мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

      Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени  зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.

      Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации.

      Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

  • понятие государственного бюджета, условий и факторов его формирования, структуры, принципов в структуре финансовой системы государства,
  • обосновать положения различных теорий бюджетирования,
  • рассмотреть состав и структуру доходов и расходов бюджета,
  • государственное регулирование формирования и исполнения государственного бюджета РФ.

      Предметом изучения нашей работы стали межбюджетные отношения в современной РФ. Методом изучения стал бюджетный процесс в бюджетной системе РФ.

      Актуальность  данной темы определяется важной ролью  государственного бюджета в экономическом развитии РФ и существованием проблем в области его формирования и рационального использования.

      Курсовая  работа состоит из нескольких частей:

    • теоретическая часть, в которой мы давали определение понятия государственный бюджет и раскрывали его функции;
    • аналитическая часть, в которой анализировалось состояние предмета исследования на текущий период;
    • выводы, заключающие в себе нахождение путей решения сложившихся проблем в области управления государственным бюджетом РФ.

      В работе использованы материалы экономической, статистической и финансовой литературы, тематических материалов периодических изданий. Теоретико-методологическую базу составляют монографии, посвященные данной теме, такие как:  Г.Б. Поляк «бюджетная система России: учебник для вузов», О.В. Врублевская и М.В. Романовский «бюджетная система Российской Федерации» и другие. Также в работе мы использовали материалы периодической печати, в их числе статьи нескольких номеров журнала «Финансы», также материалы журналов «РЭЖ» и «Экономист».

 

       1 Государственный бюджет в системе  экономических отношений

    1. Государственный бюджет: экономическая сущность, функции и факторы формирования
 
 

      Существует  множество определений термина  Государственный бюджет. Например, В.И.Видяпин и А.И.Добрынин в своем учебнике дают следующую трактовку: «Государственный бюджет – это крупнейший денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства» [10 стр.562]. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» [1]. Но по нашему мнению, более раскрытым и легким для понимания понятие Государственного бюджета у М.Н.Чепурина и Е.А.Киселевой в «Курсе экономической теории»: «Бюджет – это централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, а также выполнения необходимых социально-экономических функций. Это мощный рычаг государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, а также осуществления антикризисных мероприятий» [15 стр.65 ]. Общественное предназначение бюджетных отношений заключается в:

    • образовании основного общегосударственного фонда денежных средств (в ходе реализации этой функции обеспечивается концентрация основной части централизованных финансовых ресурсов в бюджетной системе государства);
    • использовании средств основного общегосударственного фонда (данная функция реализуется в процесс расходования бюджетных средств);
    • осуществлении контроля за движением бюджетных ресурсов, и на этой основе — за динамикой экономического развития, за ходом социально-экономических процессов в целом [14].

      Государственный бюджет служит общегосударственным фондом денежных средств, который создается для покрытия государственных расходов. Данный признак бюджета имеют в виду, когда в официальных документах и в практике государственной работы говорят о финансировании из бюджета, о содержании тех или иных органов и учреждений за счет бюджета, об отнесении определенных расходов на бюджет. Бюджет - это не просто фонд денежных средств. Такой фонд в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие предусмотренных расходов. Как специфический финансовый план бюджет представляет собой юридически оформленный документ, в котором в количественном выражении отражается процесс получения и перераспределения государством денежных ресурсов, необходимых для выполнения его основных функций. Он - смета, роспись доходов и расходов государства, согласованных друг с другом как по объему, так и по срокам поступления и использования. Совокупность входящих в него организационных  структур образуют бюджетную систему. Она формируется с учетом совокупности социально-экономических, правовых, административных особенностей [18]. Сущность бюджета, как и любой другой экономической категории, проявляется в ее функциях. Бюджетная система выполняет 3 функции:

    • Фискальная функция означает создание финансовой базы функционирования государства в условиях фактического отсутствия у него собственных доходов (исключая доход от государственной собственности);
    • Функция экономического регулирования – это использование государственных налогов для проведения своей экономической политики;
    • Социальная функция предполагает использование государственного бюджета для перераспределения национального дохода [21 стр. 294].

     Разработка  бюджета государства осуществляется на основе прогноза социально –  экономического развития страны на конкретный год. Важное экономическое значение имеет принцип ежегодности бюджета. Ежегодно закрепляя Законом Государственный бюджет, правительству представляется возможность наиболее полно учитывать экономическое состояние страны, наиболее рационально использовать ресурсы на выполнение мероприятий, предусмотренных планом (прогнозом) экономического и социального развития, избирая приоритетные отрасли и уровень материального обеспечения населения [19].

     В условиях тяжелого экономического кризиса  и инфляции денежной системы, невозможно долгосрочное бюджетное планирование. Даже планирование бюджета на год нуждается в периодической корректировке отдельных показателей.

      Экономическое значение принципа ежегодности состоит  в том, что представляется возможность наиболее полно учитывать эффективность действия экономических нормативов, по которым рассчитываются показатели бюджета, полнее выявлять внутрихозяйственные резервы, делать анализ роста или спада производства и его причины; определять дополнительные доходы или возникающий дефицит в бюджете. До Кейнса экономисты полагали, что государственный бюджет должен балансироваться ежегодно. Кейнсианцы обосновали принцип балансирования бюджета на протяжении цикла. В период рецессий бюджет сводится с дефицитом, в период подъема – с избытком доходов над расходами. Концепция бюджета, балансируемого на циклической основе приведена ниже в таблице 1 [12 стр. 20].

        Но в течение цикла бюджет  должен быть сбалансирован. В конце 80-ых годов XX века эта идея была признана ошибочной и вновь признали важность ежегодного балансирования бюджета. Монетаристы в свою очередь критиковали фискальную политику государственного бюджета. По их мнению, государственный бюджет не может быть использован для стабилизации экономики, так как самым нестабильным компонентом национального дохода в послевоенный период 70-80-ых годов являлись государственный расходы. Монетаристы также критиковали широко распространенное убеждение, что увеличение бюджетных расходов стимулирует развитие экономики, а уменьшение их ведет к рецессии [21]. 

Таблица 1 – Кейнсианская концепция бюджета, балансируемого на циклической основе

Фаза  экономического цикла Фундаментальная цель фискальной политики Инструменты фискальной политики Характер фискальной политики Желаемое состояние госбюджета
 
 
Спад

(депрессия)

 
 
Ликвидация

безработицы

1.Рост государственных расходов 

2.Снижение налогов

 
 
Стимулирующая
 
 
Бюджетный дефицит
 
 
Подъем
 
 
Снижение  инфляции спроса
1.Сокращение  государственных расходов 

2.Увеличение  налогов 

 
 
Сдерживающая
 
 
Бюджетный излишек
 

      Таким образом, главными факторами формирования государственного бюджета являются налоги, акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья и таможенные пошлины.

      Налоги  бывают прямые (взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика) и косвенные (взимаемые в виде надбавки к цене товара, с оборота реализации товара, работ и услуг). Иногда к косвенным налогам относят акцизы и таможенные пошлины. Также налоги делятся на федеральные, региональные и местные. Такое деление связано с федеративным устройством РФ. В состав федеральных налогов входят:

    • Налог на добавленную стоимость – это налог с формой изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства [6 стр. 174];
    • Налог на прибыль организации;
    • Налог на доходы от капитала
    • Подоходный налог с физических лиц
    • Налог на пользование недрами;

      Региональные  налоги в свою очередь делятся  на:

    • Налог на имущество организаций;
    • Налог на недвижимость;
    • Дорожный налог;
    • Транспортный налог;
    • Налог с продаж;
    • Налог на игорный бизнес.

      В состав местных налогов входят:

    • Земельный налог;
    • Налог на имущество с физических лиц;
    • Налог на рекламу;
    • Налог на наследование или дарение.

      Акцизы  – это вид налогов на товары, включаемых в цену или тариф. В настоящее время акцизы устанавливаются на высокорентабельные товары для изъятия в бюджет государства полученной производителями сверхприбыли.

      Таможенные  пошлины – вид налогов, взимаемых  государством с провозимых через национальную границу товаров, по ставкам, определенным таможенным тарифом [6 стр. 180]. Таможенные пошлины бывают:

    • Ввозные (импортные);
    • Вывозимые (экспортные);
    • Транзитные таможенные пошлины.

      Таможенные  пошлины поступают исключительно  в федеральный бюджет государства.

Информация о работе Государственный бюджет РФ