Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 14:01, курсовая работа
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.
Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воз
Так же в доходы федерального бюджета зачисляются средства Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, возвращаемые организациями в соответствии с ранее заключенными договорами и средства целевого бюджетного Фонда Министерства Российской Федерации по атомной энергии.
На основании статьи 54 Бюджетного кодекса РФ [1], в доходах федерального бюджета обособленно учитываются доходы федеральных целевых бюджетных фондов. Они учитываются по ставкам, установленным налоговым законодательством РФ, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Доходы бюджета классифицируются не только по методам взимания и формам их мобилизации – на налоговые и неналоговые, но и по другим признакам, в частности:
Также доходы государственного бюджета делятся на закрепленные и регулирующие. Закрепленные доходы - доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет. Регулирующие доходы - доходы, которые в целях сбалансирования доходов и расходов поступают в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов и других платежей по нормативам, утвержденным в установленном порядке на следующий финансовый год.
В 2003 году доходы федерального бюджета РФ составили 2 трлн 417 млрд 791,8 млн руб., исходя из прогнозируемого объема ВВП в сумме 13 трлн 50 млрд руб., уровня инфляции 10-12%, валютного курса - 33,7 руб. за долл. США и средней мировой цены на нефть - 21,5 долл./барр. В 2004 году эта цифра увеличилась до 2.74 трлн руб. (17.9% ВВП). Согласно принятому закону, доходы бюджета в 2005г. составили 3 трлн 326 млрд 41,1 млн руб. (17,77% от ВВП). 14 декабря 2005 года Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2006 год", принятый Государственной Думой 7 декабря 2005 года и одобренный Советом. Закон о бюджете предусматривает доходы на уровне 5 трлн. 46,1 млрд. руб. Объем ВВП на 2006 год прогнозируется в объеме 24 трлн. 380 млрд. рублей, инфляция - на уровне 7-8,5%, среднегодовой курс рубля к доллару США - 28,6 рубля за $1. Цена на нефть прогнозируется в размере $40 за 1 баррель. Основной особенностью федерального бюджета на 2006 год является формирование его расходов с учетом четырех приоритетных национальных проектов - "Агропромышленный комплекс", "Здравоохранение", "Образование" и "Жилье". Также 5 марта 2006 года Министерство финансов РФ предложило при расчете бюджета учитывать скользящую среднегодовую инфляцию как целевой показатель по росту цен. Об этом сообщила замминистра Татьяна Голикова, выступая на заседании правительства.
Таким
образом, мы наблюдаем тенденцию роста
доходов государственного бюджета РФ
за период с 2003 по 2006 года. Исполнение федерального
бюджета по доходам является важной частью
процесса исполнения федерального бюджета,
поскольку финансирование расходов осуществляется
по мере поступления доходов в бюджет.
Следовательно, если доходы не поступают
в полном объеме, то и расходы не могут
быть профинансированы в соответствии
с утвержденными бюджетными назначениями.
2.2
Анализ расходования государственного
бюджета РФ
Расходы
бюджета - денежные средства, направляемые
на финансовое обеспечение задач
и функций государства и
Текущие
расходы бюджетов – это часть
расходов бюджетов, обеспечивающая текущее
функционирование органов государственной
власти, органов местного самоуправления,
бюджетных учреждений, оказание государственной
поддержки другим бюджетам и отдельным
отраслям экономики в форме дотаций, субсидий
и субвенций на текущее функционирование,
а также другие расходы бюджетов, не включенные
в капитальные расходы. Во всех звеньях
бюджетной системы текущие расходы являются
преобладающей частью. Текущие расходы
связаны с предоставлением бюджетных
средств юридическим лицам на их содержание
и покрытие текущих потребностей. Эти
расходы включают затраты на государственное
потребление (содержание экономической
и социальной инфраструктуры, государственных
отраслей народного хозяйства, закупки
товаров и услуг гражданского и военного
характера, текущие расходы государственных
учреждений), текущие субсидии нижестоящим
органам власти, государственным и частным
предприятиям, транспортные платежи, выплату
процентов по государственному долгу
и другие расходы. Как правило, эти расходы
в основном соответствуют затратам, отраженным
в обычном бюджете или бюджете текущих
расходов и доходов. Важный признак классификации
расходов бюджета - предметный. При этом
все расходы подразделяются на несколько
крупных групп. Как правило, выделяются
следующие группы расходов:
Капитальные расходы – это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или создаваемые предприятия, организации и учреждения в соответствии с утвержденной инвестиционной программой. Это средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации [5]. Функциональная классификация расходов государственного бюджета РФ приведена в Приложении 2.Данные о соотношении видов расходов федерального бюджета сведены в таблицу 3.
|
Виды расходов | 2003 | 2004 | 2005 |
1 | Государственное управление и местное самоуправление | 2,0 | 2,5 | 2,7 |
2 | Международная деятельность | 9,2 | 1,4 | 1,7 |
3 | Национальная оборона | 15,2 | 19,6 | 18,3 |
4 | Правоохранительная деятельность и судебная власть | 8,0 | 11,0 | 10,6 |
5 | Промышленность, энергетика, строительство, сельское хозяйство, транспорт и связь | 3,2 | 3,5 | 6,3 |
6 | Социальная сфера | 13,0 | 13,9 | 14,4 |
7 | Обслуживание государственного долга | 28,7 | 22,9 | 22,2 |
8 | Финансовая помощь бюджетам других уровней | 8,5 | 11,3 | 18,1 |
9 | Прочие расходы, включая целевые бюджетные фонды | 12,3 | 13,9 | 5,6 |
Итого | 100 | 100 | 100 |
Из данной таблицы хорошо видна роль государства в разных областях общественной жизни. Дополнительно к указанным группам расходов могут выделяться затраты на выполнение приоритетных общегосударственных программ. Так, в расходах бюджета РФ отражаются расходы на целевые региональные программы по развитию промышленного сектора экономики, расходы на государственную программу развития экономики и культуры малочисленных народов Севера, расходы на программу развития гражданской авиации, расходы на Российскую государственную космическую программу и другие.
Большой частью расходов государственного бюджета являются, например: обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, функционирование федеральной судебной системы. Из этих расходов видно, что бюджет – это фундамент, поддерживающий суверенитет страны, функционирование жизненно важных для государства институтов, без которых в стране была бы сплошная анархия.
Основными задачами расходов бюджета являются:
Проект
бюджета 2003 года предусматривал расходы
в сумме 2 трлн 345 млрд 641,4 млн руб. Профицит
бюджета составил 72 млрд 150 млн руб., которые
были направлены на погашение долга РФ
в сумме 51 млрд 415 млн руб и на пополнение
финансового резерва - 20 млрд 735 млн руб [26].
В 2004 году уровень расходов достиг размера 2,65
трлн. руб. В 2005 году расходы составили
3 трлн 47 млрд 929,3 млн руб. (16,3% от ВВП). Превышение
доходной части бюджета над расходной
достигло 278 млрд 111,8 млн руб. (1,5% ВВП). В
бюджете 2006 года расходы составляют 4 трлн
270,1 млрд рублей. Профицит планируется
в размере 776 млрд рублей. Объем ВВП на
2006 год прогнозируется в объеме 24 трлн
380 млрд рублей, инфляция - на уровне 7-8,5%,
среднегодовой курс рубля - 28,6 рубля за
1 доллар. Объем стабилизационного фонда
на конец 2006 года прогнозируется в размере
2 трлн 242,3 млрд. рублей, инвестиционный
фонд - 69,7 млрд рублей [2].
Профицит федерального бюджета в январе-феврале
2006 года составил 382,9 млрд. рублей. В январе-феврале
2005 года профицит федерального бюджета
составлял 224,5429 млрд. рублей. Наличие профицита
в федеральном бюджете говорит о его несбалансированности.
Особенность формирования расходов предстоящего года на местном уровне обусловлена вступлением в силу с января 2006 года федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2006 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в рамках реализации которого, местное самоуправление по своим полномочиям разделено на два уровня: поселенческий и районный.
Наиболее значительный рост расходов в последние годы произошел по погашению и обслуживанию государственного долга (с 14,8 до 25,7% к общему объему расходов). Увеличение расходов по государственному долгу вызвано резким ростом внутреннего и внешнего долга. Государственным внутренним долгом Российской Федерации являются долговременные обязательства Правительства Российской Федерации перед юридическими и физическими лицами, обеспечиваемые всеми активами, находящимися в распоряжении государства [26].
Бюджетная политика в области расходов в ближайшей перспективе будет реализоваться исходя из объема ресурсов, определенных в рамках прогноза доходов и источников финансирования бюджетного профицита. Процедура составления проекта бюджета должна позволять федеральным органам исполнительной власти самостоятельно определять наиболее важные направления расходования средств внутри отрасли исходя из возможностей бюджета по финансированию конкретных отраслей экономики и социальной сферы при сохранении общих приоритетов, предусмотренных в проекте федерального бюджета.
Таким
образом, проанализировав сущность доходов
и расходов государственного бюджета
РФ, мы можем перейти к рассмотрению проблем
его формирования.
2.3
Проблемы формирования
Расходы и доходы государственного бюджета не всегда совпадают. Чаще всего они и не совпадают. Если расходы больше доходов, то правительство сталкивается с бюджетным дефицитом. Противоположная ситуация, т.е. превышение доходов над расходами, называется бюджетным профицитом, или излишком. Принято различать первичный и общий дефицит государственного бюджета.
Первичный дефицит – это общий дефицит государственного бюджета, уменьшенный на сумму процентных выплат по государственному долгу. По аналогии определяется и первичный профицит. Принято также различать фактический, структурный и циклический дефицит государственного бюджета.