Государственный бюджет РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 14:01, курсовая работа

Краткое описание

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.
Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воз

Файлы: 1 файл

Курс.doc

— 301.50 Кб (Скачать)
    • Формирование денежных фондов, которые обеспечивают деятельность местных органов власти;
    • Распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;
    • Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений2, подведомственных этим органам власти [6 стр.75].

      Таким образом, бюджетная система Российской Федерации чрезвычайно сложна, как сложны и все ее составляющие: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты. Федеральный бюджет балансирует доходы и расходы государства в целом, осуществляет необходимое перераспределение доходов между социальными группами, между регионами. Территориальные же бюджеты способствуют осуществлению конкретных программ на местах. И то, и другое жизненно важно для функционирования экономики страны и успешного ее развития. И налицо вывод - оптимальное функционирование бюджетного механизма возможно лишь при двух основополагающих условиях: правильного построения межбюджетных отношений между бюджетами различных уровней [7]. Именно тогда возможно говорить о стабильной и быстрорастущей экономике, эффективной бюджетной политике, ибо только тогда в полной мере проявятся основные принципы бюджета: единство, полнота, реальность, гласность и самостоятельность. 

      2. Доходы и расходы государственного  бюджета РФ 

      Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих  друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны,  рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической полити. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства [11]. Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования. 
 

      2.1 Анализ формирования государственного  бюджета РФ 

       Доходы (как поступления в бюджет) - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления [5 стр. 118]. Схему состава доходов бюджетов РФ можно увидеть на рисунке 3. Денежные средства считаются зачисленными в доход соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда с момента совершения Банком России или кредитной организацией операции по зачислению денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет или бюджет государственного внебюджетного фонда. 
 
 
 
 
 

      Рисунок 3 – Схема состава доходов РФ

      Среди доходов бюджетов приоритетное место  занимают налоги. Под налогом понимают обязательный, индивидуально безвозмездный  платеж, взимаемый с организаций  и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований [11]. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы (перечень налогов РФ представлен в Приложении 1). В налоги включается также прибыль, переводимая фискальными, экспортными и импортными государственными монополиями, а также прибыль от государственных монопольных закупок и продаж иностранной валюты (доходы акцизного типа). Очень важно установить оптимальную налоговую ставку (размер налога на единицу обложения). Различаются следующие ставки налога:

  1. твердые, которые устанавливаются на единицу объема независимо от его стоимости (например, автомашину);
  2. пропорциональные — единый процент уплаты налогов независимо от размеров доходов;
  3. прогрессивные, возрастающие с увеличением доходов.

      Практика  показывает, что при чрезвычайно  высоких ставках налогов подрываются материальные стимулы к труду и новаторству. Непомерное возрастание в 60–70-х годах в западных странах налогового бремени привело к отрицательным последствиям. Оно вызвало «налоговые бунты», широкое уклонение от налогов, привело к утечке капиталов и бегству получателей высоких личных доходов в страны с более низким уровнем налогообложения. И напротив, снижение ставок налогов может способствовать стремлению работников и предпринимателей увеличивать производство и получать большие доходы. Одновременно расширяется налогооблагаемая база — заработная плата и прибыль. Группа американских специалистов во главе с профессором А. Лаффером изучила зависимость суммы налоговых поступлений в бюджет от ставок подоходного налога. Эта зависимость отображена кривой Лаффера (рисунок 4).

      Было  теоретически доказано: ставка налога в 50% Rо является оптимальной. В таком случае достигается максимальная сумма налогов (Тm). При ставке налога выше Rо резко снижается деловая активность фирм и работников, и тогда доходы уходят в теневую экономику. При R, близкой к 100% и равной 100%, полностью исчезают стимулы к трудовой деятельности и предпринимательству. 

                              

Рисунок 4 – График кривой Лаффера 

      Экономическая сущность налогов  характеризуется  денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями - фискальной и экономической. С помощью первой формируется бюджетный фонд; реализуя  вторую,  государство влияет  на  воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопления капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Конкретными формами проявления категории налога являются виды налоговых платежей. С организационно-правовой стороны налог - это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны [16].

      Главным среди налогов, взимаемых с юридических  лиц, является налог на прибыль (доход ) предприятий. Его применение вызвано тем, что в условиях рыночного хозяйства роль прибыли существенно возрастает;  она становится важнейшим объектом воздействия государства. Налог на прибыль должен использоваться не только в фискальных целях, но и для создания заинтересованности предприятий в повышении эффективности производства и улучшении его материально-технической оснащенности [26].

      Наличие разных форм собственности, их экономическое  соперничество  вызывает  необходимость  взимания  налога  не только с получаемых доходов, но и со стоимости имущества, которое прямым или косвенным образом способствует росту дохода предприятия. Поэтому налог на имущество предприятий - неотъемлемая часть налоговой системы страны при рыночных отношениях. Он введен для субъектов хозяйствования, являющихся собственниками имущества на территории России. При его взимании реализуются обе функции налога - и фискальная, и экономическая. Первая - благодаря тому, что налог на имущество обеспечивает стабильные поступления в доходы территориальных бюджетов, так как вносится в первоочередном порядке с отнесением расходов по его уплате на себестоимость продукции (работ, услуг ); вторая - через заинтересованность предприятия в уплате меньших сумм,  чем стимулируется стремление плательщика быстрее освобождаться от излишнего, неиспользуемого имущества. Также очень важное место в налоговой системе страны занимают платежи за природные ресурсы.

      Основное  место в системе налогообложения  физических лиц занимает подоходный налог. Подоходное обложение физических лиц дополняется взиманием налога на имущество,  который выполняет не только фискальную роль,  но и служит своеобразным психологическим фактором, влияющим на поведение плательщика, осознающего себя собственником [30].

      В российской системе налогов наряду с прямыми используются и косвенные налоги, крупнейшим из которых является налог на добавленную стоимость. НДС введен с января 1992 г. и количественно заменил  (вместе с акцизами)  ранее действовавший налог с оборота и налог с продаж [20]. Одновременно с НДС в системе косвенного обложения используются  также  различные  акцизы,  устанавливаемые  на отдельные виды и группы товаров. Их введение с 1992г. обусловлено отменой налога с  оборота.  В  систему косвенного обложения включаются и таможенные пошлины; ими облагаются товары и иные предметы,  ввозимые на территорию страны и вывозимые за ее пределы.

       Основная масса администрируемых доходов федерального бюджета в 2005 году была обеспечена поступлениями НДС (38,4%), налога на добычу полезных ископаемых (32,0%), налога на прибыль (14,1%), единого социального налога (10,0%) и акцизов (3,4%). Графически эти данные отображены в рисунке 5.

   

Сведения  о поступлении в федеральный  бюджет денежных средств за 2004г. и 2005г. сведены в таблицу 2. Поступления налога на прибыль организаций в 2005 году по сравнению с 2004 годом выросли в 1,8 раза. Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет в 2005 году, снизились по сравнению с 2004 годом на 39,5%, что связано со снижением налоговой ставки с 1 января 2005 года. Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2005 году по сравнению с 2004 годом выросли в 1,4 раза. Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет в 2005 году выросли относительно 2004 года на 25,1%. Поступления акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья и спиртосодержащую продукцию в федеральный бюджет Российской Федерации в 2005 году составили 3,6 млрд. рублей, что на 15,3% меньше, чем в 2004 году. В федеральный бюджет в 2005 году мобилизовано акцизов на табачную продукцию на 24,2% больше поступлений 2004 года. Поступления акцизов на нефтепродукты (бензин автомобильный, дизельное топливо и моторные масла) в федеральный бюджет в 2005 году относительно 2004 года выросли на 14,1%. В целом по сравнению с 2004 годом поступления налога на добычу полезных ископаемых выросли в 2 раза, в том числе налога на добычу нефти – более чем в 2,1 раза.

Таблица 2– Налоговые поступления в федеральный бюджет РФ (в млрд. руб.)

Виды  налоговых поступлений 2004 год 2005 год
Налог на прибыль организаций 171,9 377,6
Единый  социальный налог 442,2 267,5
Налог на добавленную стоимость на товары и услуги 276,6 1 025,7
Поступления по сводной группе акцизов 71,5 89,5
Поступления по группе акцизов на спиртосодержащую продукцию 4,2 3,6
Поступления по группе акцизов на табачную продукцию, производимую на территории РФ 23,3 28,9
Поступления по группе акцизов на нефтепродукты 40,1 45,8
Налога  на добычу полезных ископаемых 427,3 854,5
ИТОГО 1457,05 2693,1
 

      Таким образом, поступления в федеральный бюджет по некоторым статьям увеличились в среднем в 1,8 раза.

      Очередной составной частью доходов государственного бюджета РФ являются неналоговые  доходы. Неналоговые поступления - это возмездные поступления (доходы от собственности, сборы, поступления от продажи товаров, услуг и случайных продаж, кассовая прибыль ведомственных предприятий) и некоторые безвозмездные поступления (штрафы, текущие частные пожертвования)[4 стр.97]. Из неналоговых доходов основными являются следующие виды:

    • доходы от имущества, находящегося  в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;
    • доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
    • доходы от реализации государственных запасов;
    • доходы от продажи земли и нематериальных активов;
    • поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
    • административные платежи и сборы;
    • штрафные санкции, возмещение ущерба;
    • доходы от внешнеэкономической деятельности.

Информация о работе Государственный бюджет РФ