Государственный бюджет РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 14:01, курсовая работа

Краткое описание

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.
Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воз

Файлы: 1 файл

Курс.doc

— 301.50 Кб (Скачать)

    Фактический дефицит – это отрицательная разница между фактическими (действительными) доходами и расходами правительства.

    Структурный дефицит – это разность межу доходами и расходами государственного бюджета, рассчитанная для уровня национального дохода, соответствующего полной занятости. Другими словами, это та разница, которая существовала бы, если бы при действующей системе налогообложения и принятых законодательной властью государственных расходах в экономике существовала бы полная занятость [25].

      Циклический дефицит – это разница между  фактическим и структурным дефицитом государственного бюджета. Циклический дефицит представляет собой следствие колебаний экономической активности в ходе делового цикла. При этом изменения в налоговых поступлениях и государственных расходов происходит автоматически. Графическое изображение бюджетного дефицита и бюджетного излишка (профицита) дано на рисунке 6.

           T,G

                                                                                         Профицит                                                           

                                                                           

                     Дефицит

          Y 

 Рисунок 6 – Государственные расходы, налоговые поступления и дефицит 
государственного бюджета, где:

 t – налоговая ставка; G – государственные расходы;  T – налоговые поступления; Y – доход. В точке E – сбалансированный бюджет, т.е. налоговые поступления равны государственным расходам T=G 

    С развитием инструмента государственных ценных бумаг дефицит федерального бюджета перестал финансироваться путем увеличения денежной массы. Это позволило обеспечить независимость политики Центрального банка РФ от бюджетной политики, что явилось основным фактором снижения инфляции и стабилизации рубля. Однако большие масштабы заимствований привели к быстрому росту внутреннего долга и затрат на его обслуживание.

    Необходимо  пересмотреть политику заимствований, в частности нужно устанавливать размер дефицита федерального бюджета, финансируемого за счет внутренних источников, таким образом, чтобы добиться снижения реальной процентной ставки по государственным ценным бумагам до уровня, не превышающего рост инфляции.

    • Анализ причин бюджетного кризиса показывает, что до тех пор, пока в России не будет полномасштабной системы цивилизованных бюджетных процедур, существует опасность воспроизводства бюджетного кризиса.

    На  решение поставленных задач направлен  Бюджетный кодекс Российской Федерации – свод законов о бюджетном устройстве и бюджетном процессе.

    Следует отметить, что государственные бюджеты  западных стран с развитой рыночной экономикой продолжают оставаться хронически дефицитными. Однако в условиях относительно устойчивого экономического положения, динамично развивающейся экономики с устойчивыми и эффективными международными связями бюджетные дефициты (конечно, в допустимых границах) не рассматривается как крайне отрицательные финансовые показатели. В долг жили и продолжают жить многие экономически развитые государства. Так, например, в США в 2003 году дефицит бюджета составлял 203 млрд долл [28].

    Бюджетная несбалансированность может быть и  полезной с точки зрения стабилизации экономики. Планируемое расхождение между доходами и расходами государственного бюджета может использоваться как средство борьбы с инфляцией и спадом производства. И наоборот, твердый курс на сбалансированность бюджета потребовал бы повышения налогов и снижения государственных расходов в период спада экономики и в результате привел бы к дальнейшему сокращению совокупного спроса.

     В последнее время в формировании государственного бюджета РФ прослеживается динамика развития профицита бюджета (начиная с 2000 года). В 2005 году эта цифра составила 278 млрд 111,8 млн руб. Проект бюджета на 2006 год предлагается с профицитом в 776 млрд рублей. Правительство намеревается направить эти средства на развитие национальных программ.

    В этих условиях мы предлагаем следующие меры стабилизации бюджета:

    • осуществлять составление проекта бюджета, в частности его расходной части на очередной финансовый год исходя из предельных лимитов финансирования;
    • увязать составление бюджета со среднесрочным бюджетным планированием, что важно для определения финансовой политики государства на перспективу и выработки программы действий правительства по ее реализации.
    • внедрять в практику распределение бюджетных средств из профицита на конкурсной основе.
    • совершенствовать систему государственного финансового контроля с определением координирующих в этой сфере органов ветвей власти, восстановлением ведомственного финансового контроля, контролирующей вертикали, ужесточением санкций за незаконное и нецелевое использование государственных средств.

     Наличие значительных остатков средств федерального бюджета на всех счетах по учету средств федерального бюджета,  а также практика внесения в отчеты об исполнении федерального бюджета корректировок сумм этих остатков по состоянию на начало года свидетельствуют об имеющихся возможностях совершенствования системы управления государственными финансами, в том числе повышения качества бюджетного планирования и организации исполнения федерального бюджета, наведения порядка в учете средств федерального бюджета.  

      
  1. Особенности политики управления государственным  бюджетом РФ
 

      Основные  направления бюджетной и налоговой политики и на 2006 год сформированы в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2006 году" [ 3]. Бюджетная политика на 2006 год и на период до 2008 года направлена на достижение стратегических целей развития страны: повышение благосостояния населения, уменьшения бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста. В этой связи важнейшей целью бюджетной политики на предстоящий год и среднесрочную перспективу является сохранение макроэкономической устойчивости и решения следующих задач:

  • комплексный учет бюджетных последствий проводимых структурных преобразований в экономике и социальной сфере;
  • активизация работы по совершенствованию механизма программно-целевых методов при планировании и осуществлении бюджетных расходов;
  • распределение бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных расходов, исходя из поставленных перед ними целей;
  • совершенствование механизма государственных закупок на всех уровнях публичной власти.

      Проведение  на федеральном уровне совершенствования  налоговой системы в 2006 году будет способствовать ускорению роста экономики и увеличению инвестиционной политики.

    Для России в силу ее федеративного устройства важную роль в процессе управления бюджетом приобретает не просто выработка грамотного бюджетного механизма, а правильное соотношение бюджетов различных уровней, действующих на территории страны. Даже грамотно построенный и сбалансированный федеральный бюджет не в состоянии в полной мере выполнять свои перераспределительные и контрольные функции при отсутствии надлежащего бюджетного механизма непосредственно на местах. Таким же образом не может проявляться эффект проводимой на местах бюджетной политики в условиях ее постоянного противостояния несбалансированному федеральному бюджету. Также возникает необходимость рационализации бюджетных расходов, повышения их целевой направленности и, конечно, оптимизации доходных поступлений. Эта проблема выражается в Российской Федерации, как, впрочем, и во многих развитых государствах, в необходимости сбалансированности бюджета. 
 

 

Заключение 

      Подводя итоги, хотелось бы  вновь остановиться на некоторых аспектах совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации.

      Необходимость реформирования бюджетной системы в современных условиях определяется объективными требованиями экономической действительности. Но и при рыночной системе роль бюджетного регулирования не уменьшается: ведь общество не перестает нуждаться в сильной и авторитетной власти, способной осуществлять контроль над теми процессами, в которых рынок оказывается бессилен, а именно бюджет позволяет аккумулировать для этого финансовые ресурсы и осуществлять в конечном итоге их использование.

      Таким образом, совершенствование бюджетного устройства способно оказать значительное положительное воздействие на функционирование всей рыночной системы. И это совершенствование следует осуществлять как по отношению к внутренним, межбюджетным отношениям, основывая их исключительно на принципах бюджетного федерализма, так и по отношению к количественным и качественным показателям самого бюджета, способствуя его сбалансированности и осуществляя достаточный контроль за уровнем возможных бюджетных доходах и расходах, а также бюджетного дефицита, профицита и государственного долга. Ведь только в совокупности эти изменения способны превратить государственный бюджет из средства дестабилизации экономики в мощный стимул  экономического роста.

      Важные  шаги в направлении совершенствования  бюджетного устройства Российской Федерации уже были сделаны как в законодательной, так и в институциональной и финансово - кредитной сферах. Новый Налоговый кодекс четко разграничит полномочия федеральных и региональных органов власти по установлению и взиманию налогов и приравненных к ним платежей и в целом станет серьезным шагом в направлении либерализации налоговой системы страны с обеспечением в то же время стабильных налоговых доходов по всем уровням бюджетной системы.

      Бюджетная система Российской Федерации чрезвычайно сложна, как сложны и все ее составляющие: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты. Федеральный бюджет балансирует доходы и расходы государства в целом, осуществляет необходимое перераспределение доходов между социальными группами, между регионами. Территориальные же бюджеты способствуют осуществлению конкретных программ на местах. И то, и другое жизненно важно для функционирования экономики страны и успешного ее развития. И налицо вывод - оптимальное функционирование бюджетного механизма возможно лишь при двух основополагающих условиях: правильного построения межбюджетных отношений между бюджетами различных уровней. Именно тогда возможно говорить о стабильной и быстрорастущей экономике, эффективной бюджетной политике, ибо только тогда в полной мере проявятся основные принципы бюджета: единство, полнота, реальность, гласность и самостоятельность.

      Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Но здесь важно подчеркнуть, что проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое выражение в создаваемом государством бюджетном механизме, который является выражением бюджетной политики, отражающим нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.

 

Список  используемых источников

Нормативно-правовая база 

  1. Бюджетный кодекс Российской федерации. – М., 2004

  1. О федеральном бюджете на 2006 год: Федеральный закон РФ от 26 декабря 2005 года № 189 – ФЗ// Собрание Законодательства РФ – 2005.-№52 (часть II). – ст5602.
  2. Бюджетное послание президента РФ Федеральному Собранию РФ о бюджетной политике в 2006 году// Финансы. – 2005. - №6. – с. 3-8.

Монографии, коллективные работы, сборники научных трудов

  1. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000. – 687с.
  2. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / О.В. Врублевская, М.В. Романовский. – 3-е изд., испр. и перераб. – М.: Юрайт – Издат, 2004. – 837с.
  3. Бюджетная система России: учебник для вузов / под редакцией проф. Г.Б. Поляка. – М.: Юнити – ДАНА, 2001. – 540с.
  4. Бюджетный процесс в РФ: учеб. пособ. / Л.Г. Баранова, О.В. Врублевская, Т.Е. Косарева, Л.А. Юринова. – М.: Перспектива: ИНФРА – М., 2000. – 267с.
  5. Берлин С.И. Теория финансов: учеб. пособ. – Краснодар 1999. – 223с.
  6. Вахрин П.И. Бюджетная система РФ: учебник. – М.: Дашков и Ко, 2003. – 344с.
  7. Видяпин В.И., Добрынин А.И. Экономическая теория. – М.: ЮНИТИ. – 2002. – 674с.
  8. Государственные и территориальные финансы: учебник / Л.И. Сергеев, А.Г. Мнацаканян, Г.С. Закревская, О.А. Кузнецов. – Калининград: Янтарный сказ, 2001. – 385с.
  9. Гребникова В.А. Государственный бюджет. – М.: ФЕНИКС. – 2004. – 537с.
  10. Дадышев А.З., Черник Д.Т. Финансовая система России. – М.: ИНФРА -М. – 2005. – 694с.
  11. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории. М.: ЮНИТИ. – 2005. – 534с.
  12. Киселев Е.А., Чепурин М.Н. Курс экономической теории. М.: Экономистъ, 2003. – 330с.
  13. Ковалева Т.М., Барулин С.В. Бюджет и бюджетная политика в РФ: учебник. – М.: КНОРУС, 2005. – 208с.
  14. Макконнелл, Брю Экономикс: Принципы, проблемы и политика. М.: ЮНИТИ, 2005. – 657с.
  15. Максимова В.Ф., Шишков А.Л. Экономика России. М.: Юрайт, 2005. – 354с.
  16. Мостовая Е.Б. Основы экономической теории. – М.: ИНФРА – М, 2003. – 592с.

Информация о работе Государственный бюджет РФ