Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 14:01, курсовая работа
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.
Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воз
Построение бюджета в каждой стране основано на соблюдении определенных принципов, которые были разработаны развитыми странами в начале XX века:
В современных условиях в некоторых развитых странах наблюдается некоторое несоблюдение вышеперечисленных принципов бюджетной политики. Отход этих стран от полноты и единства произошел из-за появления большого количества различных внебюджетных и специальных фондов, самостоятельных в финансовом отношении государственных учреждений (кредитные фонды, научно-технические, социальные и др.) [21].
Бюджетным кодексом РФ [1, Гл.5] законодательно закреплены следующие основные принципы бюджетной системы Российской Федерации:
Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства. Также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.
Принцип
разграничения доходов и
Принцип самостоятельности бюджетов имеет ряд значений:
Принцип
полноты учета бюджетных
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.
Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств [29].
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут связываться с определенными расходами бюджета за исключением целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов другого уровня.
Принцип гласности включает в себя:
Принцип достоверности бюджета несет в себе надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории; и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Бюджетное устройства Российской Федерации – это организация бюджетной системы страны. Бюджетное устройство устанавливается и регламентируется законодательными актами, которыми определены права центральных и местных органов власти по составлению, утверждению и исполнению бюджетов. Кроме того, бюджетное устройство предусматривает распределение доходов и расходов между отдельными видами бюджета [8 стр. 45]. Образование современной российской бюджетной системы совпало с началом экономической реформы, что предопределило необходимость пересмотра бюджетного устройства России в направлении его значительной децентрализации. Был принят ряд законодательных актов, предусматривающих расширение демократических принципов в построении бюджетной системы и усиление территориальных подходов в управлении [5 стр.76]. В Российской Федерации было принято решение создать единый законодательный акт, который стал бы методологической основой всей совокупности бюджетного законодательства. 31 июля 1998 года был принят Бюджетный Кодекс РФ, который служит целям финансового регулирования и устанавливает общие принципы бюджетного законодательства [5].
Бюджетное устройство каждой страны определяется ее государственным устройством. В унитарных государствах оно двухъярусное (государственный бюджет и местные бюджеты), а в федеративных – трехъярусное (прибавляются бюджеты субъектов федерации). Федеративные государства отличаются от унитарных конституционным распределением прав и функций между центральным и региональными правительствами. Бюджетная система РФ состоит из трех уровней, так как Россия является федеративным государством [12]. Федеративное устройство России определяет разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, в том числе и в области бюджета. Каждый субъект РФ имеет свой бюджет. Бюджет субъекта Федерации и свод бюджетов муниципальных образований составляют консолидированный бюджет субъектов Федерации [6]. В бюджетную систему РФ как самостоятельные части входят: федеральный бюджет, республиканские бюджеты республик в составе РФ, краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов, районные бюджеты сельских районов, городские бюджеты городов, районные бюджеты районов в городах, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов [5 стр. 85]. Бюджетная система РФ изображена на рисунке 1.
Свод всех вышеперечисленных бюджетов системы РФ на соответствующий год представляет собой консолидированный бюджет Российской Федерации. В свою очередь консолидированный бюджет субъекта РФ включает в себя региональный бюджеты местные бюджеты [13]. Схему консолидированного бюджета РФ иллюстрирует рисунок 2. Такой объединенный бюджет законодательными органами не утверждаются и используется для аналитических и статистических целей.
Федеральный
бюджет и бюджеты государственных
внебюджетных фондов разрабатываются
и утверждаются в форме федеральных законов
(принимаются Государственной Думой и
одобряются Советом Федерации). Через
федеральный бюджет осуществляется процесс
распределения и перераспределения ВВП
и созданного национального дохода страны
между отраслями народного хозяйства,
регионами и социальными слоями населения.
На федеральный бюджет возложено финансирование
общегосударственных органов власти и
управления, мероприятий, связанных с
обеспечением обороноспособности государства,
развитие науки, подготовки высококвалифицированных
специалистов [6 стр.64].
Консолидированный бюджет РФ
Федеральный бюджет
РФ
Федеральный Федеральные Региональные Территории- Местные
бюджет целевые бюджеты альные целевые бюджеты
бюджетные
фонды
Рисунок 2 – Схема консолидированного бюджета РФ
Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов утверждаются и разрабатываются в форме законов субъектов РФ. С каждым годом роль региональных бюджетов усиливается и расширяется сфера их использования [9]. Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику, осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развитие территорий. Для этого разрабатываются региональные программы, которые финансируются из региональных бюджетов. Также региональные бюджеты предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации [23].
Местные бюджеты – это один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в определенной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения. Экономическая сущность местных бюджетов заключается в следующих функциях: