Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:42, лекция
Государственный бюджет, являясь составной частью финансов, отражает их качественные признаки. Финансы представляют собой денежные распределительные отношения, следовательно, бюджет — это совокупность денежных отношений, но более узкая. Сфера бюджетных отношений включает денежные отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением по поводу формирования и использования бюджетного фонда.
Социально-экономическая сущность бюджета, его роль в распределении и перераспределении национального дохода
Доходы и расходы государственного бюджета
Бюджетное устройство и бюджетная система РБ
Бюджетный дефицит
Бюджетный процесс
Однако сокращение бюджетных расходов на отрасли хозяйства не может завершиться полным отказом от их бюджетного финансирования, ибо стабилизация экономики и развитие предпринимательства требуют финансовой помощи государства.
В условиях рынка область долгосрочных вложений расширяется за счет включения в нее основных фондов, природных ресурсов и т.д. Ресурсы государственного бюджета, направляемые в капитальные вложения, обеспечивают государственное регулирование инвестиционной деятельности, поддерживают приоритетные направления в развитии экономики посредством льготных кредитов, бюджетных ссуд, а также прямого вложения капитала в наиболее перспективные инвестиционные проекты и государственные программы. Бюджетное финансирование инвестиционного процесса является важным механизмом эффективного размещения капитала. При этом выбор объектов и методов финансирования определяется конечным экономическим результатом — долгосрочной выгодой от вложения бюджетных средств.
3. Бюджетное устройство и бюджетная система.
Для характеристики бюджетного устройства любого государства требуется оценка его бюджетной системы, организации бюджетного процесса и бюджетных прав. Основу бюджетного устройства современного государства составляют бюджетная система и принципы ее построения.
Бюджетная система представляет собой совокупность отдельных видов и уровней бюджетов, функционирующих на основе экономических отношений и юридических норм.
Бюджетный процесс — это регламентированная нормами права деятельность органов власти и управления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.
Бюджетные нрава регламентируют права участников бюджетного процесса.
В странах с различным
государственным устройством
Наиболее распространенной формой современного государства является унитарная. Бюджетное устройство унитарного государства определяется следующими особенностями:
• в унитарных государствах бюджетная система состоит из двух уровней: а) государственного бюджета, б) местных бюджетов;
• административно-
• жесткая зависимость связывает
бюджеты территорий с центральным
бюджетом. Это проявляется в том,
что распределение доходов и
расходные функции региональных
бюджетов устанавливаются центральной
властью и регламентируются конституцией
и законами государства. Степень зависимости
административно-
• действует единая для
государства система
Бюджетная система федеративного государства имеет три уровня:
1) бюджет центрального правительства (федеральный);
2) бюджеты субъектов федерации (республик, штатов, провинций и др.);
З) местные бюджеты.
Федеральные органы осуществляют свои полномочия на территории всего государства, а органы субъектов федерации — в пределах своей территории.
Как в унитарных, так и в федеративных государствах все уровни бюджетов существуют самостоятельно и не входят своими доходами и расходами в вышестоящие бюджеты. Вместо с тем для определения направлений единой бюджетной политики государства и ее эффективности, выявления общих тенденций в развитии доходной части и направлении государственных расходов бюджеты отдельных регионов включаются в статистический (сводный) бюджет региона или государства в целом. Такой сводный бюджет носит название консолидированного бюджета. Он представляет собой свод бюджетов нижестоящих уровней и бюджета соответствующего административно- территориального образования, используемого в основном для анализа совокупных финансовых показателей целого региона или государства, а также сбалансирования бюджетов соответствующей территории через регулирование доходных источников.
Консолидированный бюджет позволяет анализировать, оценивать и совершенствовать финансовые отношения между звеньями бюджетной системы и на этой основе более эффективно использовать бюджетные средства, контролировать развитие бюджетной системы, определять соответствие бюджетного механизма проводимой бюджетной политике на конкретном этапе развития государства. Показатели консолидированного бюджета используются для расчета финансовых норм и нормативов, применяемых в бюджетном планировании.
В условиях интеграции различных государств и создания единых экономических пространств могут формироваться бюджеты интеграционных союзов. Ближайший пример — бюджет Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации. Он формируется в основном за счет взносов стран участниц. Средства бюджета направляются на финансирование программ, в реализации которых заинтересованы обе стороны (программное финансирование): по совместным научным исследованиям в различных областях знаний и отраслях экономики; по обороне государств; из области культуры, образования, здравоохранения.
Основным законодательным актом, регламентирующим бюджетные отношения является Бюджетный Кодекс, принятый 16 июля 2008 года.
1. В бюджетную
систему Республики Беларусь
как самостоятельные части
2. Местные бюджеты делятся на:
2.1. бюджеты первичного
уровня (сельские, поселковые, городские
(городов районного подчинения)
2.2. бюджеты базового
уровня (районные и городские
(городов областного
2.3. бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет г.Минска).
1. Консолидированный
бюджет представляет собой
2. Консолидированный бюджет района состоит из бюджетов сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенных на территории района, и районного бюджета.
3. Консолидированный
бюджет области состоит из
консолидированных бюджетов
4. Консолидированный
бюджет Республики Беларусь
5. Консолидированный
бюджет сектора государственног
1. Бюджетная система Республики Беларусь основывается на принципах:
1.1. единства;
1.2. полноты отражения доходов и расходов бюджетов;
1.3. сбалансированности бюджетов;
1.4. гласности;
1.5. самостоятельности бюджетов;
1.6. эффективности
использования бюджетных
1.7. общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
1.8. достоверности бюджетов;
1.9. адресности
и целевого назначения
1.10. ответственности
участников бюджетного
2. Принцип единства означает, что единство бюджетной системы Республики Беларусь обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией Республики Беларусь, единством порядка исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности.
3. Принцип полноты
отражения доходов и расходов
бюджетов означает, что все доходы
и расходы бюджетов, определенные
законодательством, подлежат
4. Принцип сбалансированности бюджетов означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета государственные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
5. Принцип гласности
означает открытость для
6. Принцип самостоятельности
бюджетов обеспечивается
7. Принцип эффективности
использования бюджетных
8. Принцип общего
(совокупного) покрытия
8.1. расходов
государственных целевых
8.2. целевых средств, полученных из бюджетов других уровней бюджетной системы Республики Беларусь;
8.3. государственных займов;
8.4. добровольных взносов;
8.5. средств фондов
предупредительных (
8.6. средств бюджета
в соответствии с
8.7. средств бюджета за пределами территории Республики Беларусь;
8.8. иных случаев,
предусмотренных Президентом
9. Принцип достоверности
бюджетов означает, что бюджеты
формируются на основе обоснованных прогнозных
макроэкономических показателей социально-экономического
развития Республики Беларусь, соответствующей
административно-
10. Принцип адресности
и целевого назначения
11. Принцип ответственности
участников бюджетного
За счет доходов целевого
назначения либо целевых отчислений
от определенных видов доходов в
составе бюджета могут
4. Бюджетный дефицит.
Для бюджетного планирования и исполнения бюджета характерны следующие ситуации:
• сбалансированность доходов и расходов бюджета;
• превышение доходов над расходами (профицит бюджета);
• превышение расходов над доходами (дефицит бюджета).
Идеальный вариант — полное покрытие расходов доходами. Но даже сбалансированный бюджет не гарантирует отсутствие проблем в экономике страны.