Введение
Актуальность
темы обусловлена тем, что государственный
бюджет любой страны – это ведущее
звено финансовой системы. Разработка
проблем, связанных с бюджетной
системой Российской Федерации представляет
особый интерес, учитывая необходимость
на современном этапе усиления регулирующей
роли государства в системе бюджетных
отношений между органами управления,
ответственными за формирование бюджетов,
распределение бюджетных ресурсов и пополнение
доходов в бюджет.
Необходимость
исследования данной темы вытекает еще
и из того, что именно с помощью бюджета
государство имеет возможность сосредоточивать
финансовые ресурсы на решающих участках
социального и экономического развития,
с помощью бюджета происходит перераспределение
национального дохода между отраслями,
территориями, сферами общественной деятельности.
Ни одно из звеньев финансов не осуществляет
такого многовидового и многоуровневого
перераспределения средств, как бюджет.
Вместе с тем, отображая экономические
процессы, протекающие в структурных звеньях
экономики, бюджет дает четкую картину
того, как поступают в распоряжение государства
финансовые ресурсы от разных субъектов
хозяйствования, показывает, соответствует
ли размер централизуемых ресурсов государства
объему его потребностей.
Таким
образом, при правильном подходе бюджет
объективно может быть не просто средством
государственного экономического регулирования,
он может реально влиять на рост экономики
и социальной сферы, ускорение темпов
научно-технического прогресса, обновление
и совершенствование материально-технической
базы общественного производства.
В
ходе написания курсовой работы были
использованы труды авторов В.А.
Парыгиной, К. Браун, Дж.Э. Стиглиц, А.М.
Година, Н.С. Максимова, И.М. Александрова,
статьи М. Афанасьева, С.П. Соляниковой,
Т.А. Голиковой и других авторов.
Объектом
исследования является государственный
бюджет. Предметом – государственный
бюджет Российской Федерации и специфика
его формирования и исполнения.
Целью
курсовой работой является определение
особенностей и проблем формирования
и исполнения государственного бюджета
Российской Федерации.
Постановка
данной цели обусловила необходимость
решения следующих задач:
1.
Рассмотреть понятие бюджета,
его сущность и функции.
2.
Изучить проблему формирования
доходов и расходы государственного
бюджета.
3.
Выявить особенности исполнения
государственного бюджета.
4.
Исследовать проблемы формирования
и исполнения бюджета на современном
этапе.
Нормативной
базой для написания курсовой
работы стали нормативно-правовые акты
Российской Федерации, в частности, Бюджетный
кодекс Российской Федерации от 31 июля
1998 г. №145-ФЗ1.
Теоретической
базой для выполнения курсовой работы
стали труды следующих авторов:
М. Афанасьева, И.М. Александрова, А.Н. Борисова,
Г.Б. Поляка, Т.А. Голиковой, В.П. Климович,
Л.Л. Арзумановой, Н.М. Артемова, Е.М. Ашмариной,
В.А. Парыгина, А.Н. Козыриной, С.П. Соляниковой
и др.
1.
Государственный
бюджет и бюджетное
устройство РФ
1.1.
Сущность государственного
бюджета
Ведущую,
определяющую роль в формировании и
развитии экономической структуры любого
современного общества играет государственное
регулирование, осуществляемое в рамках
избранной властью экономической политики.
Одним из наиболее важных устройств, позволяющих
государству осуществлять экономическое
и социальное регулирование, является
финансовый механизм - финансовая система
общества, главным звеном которой является
государственный бюджет. С помощью финансовой
системы государство образует централизованные
и воздействует на формирование децентрализованных
фондов денежных средств, обеспечивая
возможность выполнения возложенных на
государственные органы функций. Государственный
бюджет, являясь главным средством мобилизации
и расходования ресурсов государства,
дает политической власти реальную возможность
воздействовать на экономику, финансировать
ее структурную перестройку, стимулировать
развитие приоритетных секторов экономики,
обеспечивать социальную поддержку наименее
защищенным слоям населения.
Сосредоточение
финансовых ресурсов в бюджете необходимо
для успешной реализации финансовой политики
государства. Совокупность всех видов
бюджетов образует бюджетную систему
государства. Взаимосвязь ее отдельных
звеньев, организацию и принципы построения
бюджетной системы принято называть бюджетным
устройством. Одним из ключевых понятий
в рамках этого вопроса является понятие
бюджетных отношений. Они представляют
собой финансовые отношения государства
на федеральном, региональном (субъектов
Федерации) и местном уровнях с государственными,
акционерными и иными предприятиями и
организациями, а также населением в связи
с формированием и использованием централизованного
фонда денежных ресурсов. Федеральные,
региональные и местные органы власти
и управления посредством бюджетных отношений
получают в свое распоряжение определенную
часть перераспределяемого национального
дохода, которая направляется на строго
определенные цели в зависимости от разграничения
функций между уровнями управления.
Бюджетная
система играет важную роль в реализации
финансовой политики государства, цели
которой обусловливаются его экономической
политикой. В последние годы в связи с
многообразием форм собственности, усилением
самостоятельности регионов произошли
принципиальные изменения и в бюджетном
устройстве. В соответствии с действующим
законодательством стали самостоятельными:
федеральный бюджет РФ, бюджеты республик
в составе РФ, бюджеты национально-государственных
и административно-территориальных образований.
Единство бюджетной системы в новых условиях
реализуется через единую социально-экономическую
политику и правовую базу, использование
единой бюджетной классификации и форм
бюджетной документации, а также взаимодействие
бюджетов всех уровней и согласование
принципов бюджетного процесса.
Бюджетный
процесс представляет собой регламентированную
деятельность органов власти по составлению,
рассмотрению, утверждению и исполнению
бюджетов. Его составной частью является
бюджетное регулирование, т.е. частичное
перераспределение финансовых ресурсов
между бюджетами разных уровней. Свод
бюджетов в целом по РФ или соответствующей
территории носит звание консолидированных
бюджетов. Такой объединенный бюджет законодательными
органами не утверждается и используется
аналитических и статистических целей.
Федеральный бюджет РФ является основным
финансовым планом государства, утверждаемым
Федеральным Собранием (принимается Государственной
Думой и одобряется Советом Федерации)
и имеющим статус федерального закона.
Через федеральный бюджет реализуются
финансовые ресурсы, необходимые для последующего
их перераспределения и использования
для реализации общегосударственных функций
и социальной политики на территории всей
России. За счет средств федерального
бюджета покрываются затраты на содержание
органов государственного управления,
обеспечение потребностей обороны страны,
экономические нужды, пополнение государственных
запасов, резервов и др. Составление и
исполнение бюджета базируется на бюджетной
классификации, в которой выделяются целевые
направления государственной деятельности,
вытекающие из основных функций государства.
При этом бюджетные расходы делятся на
текущие (на обеспечение текущих потребностей)
и капитальные (на инвестиционные нужды
и прирост запасов). Бюджетная классификация
является обеспечением адресного выделения
финансовых ресурсов, с помощью которой
решается проблема кому, сколько и на какие
цели выделяются финансовые ресурсы из
федерального бюджета.
Среди
расходов федерального бюджета особое
место занимают затраты по текущему обслуживанию
государственного внутреннего и внешнего
долга. Он возникает при использовании
государственного кредита для покрытия
бюджетного дефицита (его появление связано
с превышением бюджетных расходов над
доходами). Это означает, что государство
становится заемщиком финансовых средств
у населения, банков, предприятий, другого
государства или у международных финансовых
организаций. Формами привлечения заемных
средств для финансирования расходов
бюджета могут быть выпуск и размещение
государственных обязательств и различные
займы (Центрального банка РФ, коммерческих
банков, внебюджетных фондов и т.д.).
В
современных условиях формирование
доходной части бюджета приобрело
в основном налоговый характер. Налоговые
доходы - это обязательные, безвозмездные,
безвозвратные платежи в бюджеты. Налоги
и сборы являются основными источниками
формирования не только федерального,
но и региональных и местных бюджетов.
Доходы
бюджетов бывают собственные и несобственные.
К собственным доходам бюджетов относятся:
-
налоговые доходы, зачисляемые в
бюджеты в соответствии с бюджетным
законодательством Российской Федерации
и законодательством о налогах и сборах;
-
неналоговые доходы, зачисляемые
в бюджеты в соответствии с
законодательством Российской Федерации;
-
доходы, полученные бюджетами в
виде безвозмездных и безвозвратных
перечислений, за исключением субвенций
из Федерального фонда компенсаций и (или)
региональных фондов компенсаций.2
К
несобственным доходам относятся
все другие поступления. Министерство
финансов Российской Федерации как
федеральный орган исполнительной власти
и его органы на местах обеспечивают управление
финансами и разработку финансовой политики
государства. Обеспечивая исполнение
федерального бюджета, Минфин РФ осуществляет
контроль за поступлением и целевым использованием
средств, выделяемых из федерального бюджета
учреждениям и организациям, по истечении
года составляет отчет об исполнении федерального
бюджета и консолидированного бюджета.
Государственный
бюджет, являясь главным средством
мобилизации и расходования ресурсов
государства, дает политической власти
реальную возможность воздействовать
на экономику, финансировать ее структурную
перестройку, стимулировать развитие
приоритетных секторов экономики, обеспечивать
социальную поддержку наименее защищенным
слоям населения. Совокупность всех видов
бюджетов образует бюджетную систему
государства.
1.2.
Значение государственного
бюджета для экономики
страны
Бюджетный
кодекс Российской Федерации (далее
БК РФ) определяет бюджет как
«форму образования и расходования
фонда денежных средств, предназначенных
для финансового обеспечения задач и функций
государства и местного самоуправления».
Таким образом, бюджет, является для государства
средством аккумулирования финансовых
ресурсов, государственной власти возможность
содержания государственного аппарата,
армии, выполнения социальных мероприятий,
реализации приоритетных экономических
задач, т.е. выполнения государством присущих
ему функцией.
БК
РФ дает следующее определение бюджетной
системы: «Основанная на экономических
отношениях и государственном устройстве
Российской Федерации, регулируемая нормами
права совокупность федерального бюджета,
бюджетов субъектов Российской Федерации,
местных бюджетов и бюджетов государственных
внебюджетных фондов».
Под
бюджетным устройством принято
понимать организацию бюджетной системы
и принципы ее построения. Бюджетная система
РФ состоит из бюджетов трех уровней:
1)
федеральный бюджет Российской
Федерации и бюджеты государственных
внебюджетных фондов;
2)
бюджеты субъектов РФ и бюджеты
территориальных государственных внебюджетных
фондов;
3)
местные бюджеты.3
Бюджетным
кодексом РФ (глава 5) законодательно закреплены
следующие принципы бюджетной системы
Российской Федерации:
-
единство бюджетной системы Российской
Федерации;
-
разграничение доходов и расходов
между уровнями бюджетной системы;
-
самостоятельность бюджетов;
-
полнота отражения доходов и
расходов бюджетов, бюджетов
-
государственных внебюджетных фондов;
-
сбалансированность бюджета;
-
эффективность и экономность
использования бюджетных средств;
-
общее (совокупное) покрытие расходов
бюджетов;
-
гласность;
-
достоверность бюджета;
-
адресность и целевой характер
бюджетных средств4.
Принцип
единства бюджетной системы означает
единство правовой базы, денежной системы,
форм бюджетной документации, единство
принципов бюджетного процесса, санкций
за нарушения бюджетного законодательства,
а также единый порядок финансирования
расходов бюджетов всех уровней бюджетной
системы, ведения бухгалтерского учета
средств федерального бюджета, бюджетов
субъектов РФ, местных бюджетов.
Под
принципом разграничения доходов
и расходов между уровнями бюджетной
системы понимается закрепление соответствующих
видов доходов (полностью или частично)
и полномочий по осуществлению расходов
за органами государственной власти РФ,
ее субъектов, органами местного самоуправления5.