Государственный бюджет РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работой является определение особенностей и проблем формирования и исполнения государственного бюджета Российской Федерации.
Постановка данной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
1. Рассмотреть понятие бюджета, его сущность и функции.
2. Изучить проблему формирования доходов и расходы государственного бюджета.
3. Выявить особенности исполнения государственного бюджета.
4. Исследовать проблемы формирования и исполнения бюджета на современном этапе.

Файлы: 1 файл

курсовая ГосБ.doc

— 216.00 Кб (Скачать)

     Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней: федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты.

     Принципами  бюджетной системы Российской Федерации являются единство бюджетной системы Российской Федерации; разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; самостоятельность бюджетов; полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов; сбалансированность бюджета; эффективность и экономность использования бюджетных средств; общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов; гласность; достоверность бюджета; адресность и целевой характер бюджетных средств.

     Под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Основным методом получения доходов являются налоги, которые в 2009г. составили 95,7%. Основную массу налоговых доходов образуют косвенные налоги: НДС, таможенные пошлины, единый социальный налог, акцизы. В 2009 г. НДС составит 32,4% в общей структуре доходов федерального бюджета. Второе место в доходах федерального бюджета в последние годы занимают таможенные пошлины.

     Около половины расходов (44%) федерального бюджета  РФ в 2006г. составили расходы на традиционные государственные функции: управление (15,2%), оборону (15,6%) и обеспечение  правопорядка (12,6%). Треть средств  уходит на межбюджетные трансферты – 33,4%, шестая часть – на социальные нужды и почти десятая часть на экономические мероприятия.

     В курсовой работе рассмотрены проблемы формирования и исполнения бюджета  РФ.

     1. Проблемы бюджетного федерализма,  который представляет собой взаимодействие экономических и политических интересов властных уровней и структур (органов) государства, направленных на формирование, присвоение, распоряжение и использование денежных ресурсов общества посредством системы налогов, платежей, сборов и системы бюджетных ассигнований и расходов. Основу формирования системы бюджетного федерализма составляет Конституция РФ. Бюджетная система предусматривает бюджетное устройство на основе разграничения и самостоятельности бюджетов трех уровней: общего государственного федерального; субъектов Федерации; местных.

     2. Проблема сбалансированности бюджета  состоит в том, что часто  доходы бюджета бывают выше  или ниже расходной части бюджета.  Дефицит бюджета приводит ко многим негативным последствиям. Основным и наиболее часто встречающимся последствием бюджетного дефицита является инфляция. Существует два основных способа финансирования дефицита бюджетных ресурсов: финансирование бюджетного дефицита за счет государственных займов (внутренних и внешних) и покрытие бюджетного дефицита за счет денежной эмиссии. Профицит бюджета также не является идеальным состоянием бюджета. Профицит бюджета приводит к формированию определенных излишков в бюджете.

     Современный механизм распределения средств  между бюджетами разных уровней в России посредством оказания финансовой помощи должен быть ориентирован на решение задачи горизонтальной сбалансированности бюджетов. Инструментом развития должно стать перспективное бюджетное планирование. Система финансовой помощи бюджетам других уровней должна быть направлена на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов (муниципалитетов) и доступ граждан, вне зависимости от места их проживания.

     В результате анализа формирования и исполнения бюджета России, выяснено, что необходима реформа в этой области. Бюджет России на общее административное управление и содержание госаппарата, на обеспечение правопорядка, национальных обороны и безопасности составляет 42%, это самый высокий показатель в мире. В тоже самое время,  расходы на социальное развитие находятся на уровне африканских стран. Пересмотр затрат государства на социальные сферы деятельности позволит увеличить благосостояние россиян, снизить деградацию общества, повысить рождаемость и т.д.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

     1. Конституция Российской Федерации  от 12 декабря 1993г. / Российская газета. – 1993. – 25 декабря.

     2. Бюджетный кодекс Российской  Федерации от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ // Собрание законодательства Российской  Федерации. – 1998. - №21. – Ст. 2446.

     3. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 31. - Ст. 3995.

     4. Афанасьев М. Предпосылки концепции  бюджетного устройства и бюджетного процесса / М. Афанасьев // Вопросы экономики. – 2008. - № 11. – С. 91—103.

     5. Александров И.М. Бюджетная система  Российской Федерации: учебник  / И.М. Александров. – М.: ИТК  «Дашков и К», 2006. – 486 с.

     6. Борисов А.Н. Комментарий к  Бюджетному кодексу Российской Федерации (постатейный) / А.Н. Борисов. – М.: Юстицинформ, 2008. – 482 с.

     7. Государственные и муниципальные  финансы / Под ред. Г.Б. Поляка. – 2-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 519с.

     8. Голикова Т.А. Основные направления  реструктуризации бюджетного сектора и совершенствования бюджетного процесса / Т.А. Голикова // Финансы. – 2004. - № 2. – С. 3-6.

     9. Годин А.М. Бюджетная система  Российской Федерации: учебник  / А.М. Година, Н.С. Максимова и  др. – М.: ИТК «Дашков и К», 2004. – 752 с.

     10. Климович В.П. Финансы, денежное обращение, кредит: Учебное пособие. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2004. – 240с.

     11. Комментарий к Бюджетному кодексу  Российской Федерации (постатейный) / Л.Л. Арзуманова, Н.М. Артемов,  Е.М. Ашмарина и др.; под ред.  Е.Ю. Грачевой. - М.: Проспект, 2009. - 576 с.

     12. Макарчук З.В. Стабилизационный  фонд РФ: значение, цели создания, правовая основа // Сборник материалов  Международной научно-практической  конференции. - М.: МГДА, 2005. – 388 с.

     13. Парыгина В.А. Бюджетная система  России: учебник / В.А. Парыгин, К. Браун и др. - М.: Эксмо, 2006. – 752 с.

     14. Поляк Г.Б. Развитие бюджетной  системы в России // Российский  экономический журнал. – 2006. - №3. – С.9-16.

     15. Постатейный комментарий к Бюджетному  кодексу Российской Федерации  / под ред. А.Н. Козырина. – М.: Юстицинформ, 2002. – 396 с.

     16. Роик В. Правительственные бюджетные  проектировки на будущий год:  к оценке социального блока  / В. Роик // РЭЖ.– 2004. - №9-10. – С.4-11.

     17. Рогов С. О роли  государства в возрождении созидательного потенциала России /  С. Рогов // РЭЖ. - 2005. - № 7-8. - С. 35.

     18. Соляникова С.П. Актуальные проблемы бюджетной и налоговой политики России / С.П. Соляникова // Финансы и кредит. – 2009. - № 2. –

С. 29-34.

Информация о работе Государственный бюджет РФ