Государственный бюджет РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работой является определение особенностей и проблем формирования и исполнения государственного бюджета Российской Федерации.
Постановка данной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
1. Рассмотреть понятие бюджета, его сущность и функции.
2. Изучить проблему формирования доходов и расходы государственного бюджета.
3. Выявить особенности исполнения государственного бюджета.
4. Исследовать проблемы формирования и исполнения бюджета на современном этапе.

Файлы: 1 файл

курсовая ГосБ.doc

— 216.00 Кб (Скачать)

     Дефицит бюджета приводит ко многим негативным последствиям. Основным и наиболее часто встречающимся последствием бюджетного дефицита является инфляция. Причиной возникновения инфляционных процессов вследствие бюджетного дефицита является стремление государства покрыть дефицит финансов. Данное стремление чаще всего выражается в получении дохода от дополнительной эмиссии денежных средств. Эмиссия денежных средств, не обеспеченная ростом экономики, приводит к перенасыщению рынка денежными знаками и раскручивает инфляционный механизм, усиливая тем самым дефицит бюджета. Таким образом, получается замкнутый круг, и государству стоит больших усилий преодолеть инфляцию, вызванную непродуманной ликвидацией бюджетного дефицита.

     Профицит  бюджета также не является идеальным состоянием бюджета. Профицит бюджета приводит к формированию определенных излишков в бюджете. Другими словами, профицит возникает при условии, что доходы государства значило превысили его расходы. Данное положение может возникнуть по различным причинам, как внешним, так и внутренним. Следует отметить, что возникновение бюджетного профицита в нашей стране было связано не столько с развитием экономики, сколько с внешними причинами. Основной причиной появления профицита государственного бюджета стал рост цен на различные виды энергоносителей (в том числе и на нефть) на мировых рынках.

     Самой желательной причиной возникновения  профицита бюджета является экономический рост, вследствие которого происходит активизация хозяйственной деятельности, увеличение объемов продаж и, следовательно, рост доходов всех субъектов экономики. Рост доходов предприятия и населения приводит к увеличению собираемости налогов, а улучшение работы государственных унитарных предприятий приносит чистый доход. Все это в совокупности приводит к увеличению доходов государственного бюджета. Если данный экономический рост не был заранее спрогнозирован, то происходит возникновение профицита, поскольку реальные доходы государства превышают запланированные расходы. Все остальные причины возникновения профицита бюджета страны приводят к недолговременной тенденции существования данного профицита, поскольку конъюнктура рынка быстро меняется и дополнительные доходы, полученные данным способом, быстро истощаются.

     Процесс использования профицита бюджета  является сложным, поскольку сложен вопрос направления дополнительных средств. Обычно государство использует профицит для создания финансового резерва на случай непредвиденных расходов, которые могут возникнуть, или на покрытие заранее известных расходов12. 

     2.3 Оценка перспектив  развития систем  государственного  бюджетирования 

     Существует  два основных способа финансирования дефицита бюджетных ресурсов, являющиеся не очень «хорошими» с точки зрения влияния на экономику.13 Первый способ – финансирование бюджетного дефицита за счет государственных займов (внутренних и внешних).

     Вторым  способом покрытия бюджетного дефицита является финансирование за счет денежной эмиссии. Другими словами, осуществляется тот же заем, только источником кредитных ресурсов является Центральный банк РФ. При необходимости покрытия дефицита бюджета Центральный банк может предложить проведение эмиссии. По сути, беспричинная эмиссия денежных средств приводит к увеличению денежной массы. Данное увеличение в свою очередь является причиной уменьшения стоимости денежной единицы и способствует возникновению и развитию инфляционного механизма.

     Оба метода финансирования бюджетного дефицита не имеют положительных эффектов и порождают дополнительные сложности. Результатом может стать не только возникновение бюджетного дефицита в будущем, но и осложнение социальной ситуации в обществе и непропорциональное развитие экономики. Следовательно, финансирование бюджетного дефицита является проблемой, единое решение которой достаточно сложно, соответственно верным способом финансирования дефицита бюджета может служить увеличение доходов государства, произведенное благодаря общему росту экономики и увеличению доходов всех объектов хозяйственной деятельности. Данная ситуация может податься только в условиях общего роста экономики и благоприятного положения экономики данного государства на международных рынках.

     Стабилизационный  фонд РФ был создан в 2003 г. как продолжение  бюджета развития, который впервые  появился в истории российского  бюджета 5 ноября 1998 г. Основной идеей бюджета развития было финансирование государством крупных проектов в промышленности (главным образом в ВПК), которые должны были стать «локомотивами развития» российской промышленности в условиях кризиса.

     Стабилизационный  фонд - целевой бюджетный фонд с законодательно установленными источниками образования, средства которого могут расходоваться на покрытие дефицита бюджета, образуемого при сокращении объема поступлений от экспортных пошлин на нефть и налога на добычу полезных ископаемых (нефти), могут временно размещаться в долговые обязательства иностранных государств по выбору Правительства (предоставление займов иностранным государствам), а также могут направляться на покрытие текущих и капитальных расходов бюджета.

     Новая идея Стабилизационного фонда поначалу была прямой противоположностью идеи бюджета развития. Она предполагала в первую очередь формирование финансового резерва для финансирования дефицита бюджета в случае падения цен на нефть, во вторую очередь - стерилизацию избыточных долларовых доходов от экспорта нефти и облегчение, таким образом, контроля над инфляцией, благодаря тому, что сверхдоходы будут вложены в иностранные активы. Наконец, Стабилизационный фонд должен был стать резервом для решения проблем финансирования системы государственных пенсий в среднесрочной перспективе. Иными словами, средства Стабфонда, в отличие от средств бюджета развития, предназначались для финансирования наиболее важных задач: Стабилизационный фонд РФ в своей идее изначально выглядел как некий резервный фонд с некоторыми дополнительными функциями. Идея была поддержана практически всеми (государственными органами и обществом) - успешная практика функционирования таких фондов во множестве государств мира, от Норвегии до Катара, говорила сама за себя. Бюджеты последних лет формировались с профицитом, исходя из определенного уровня цен на нефть, а весь «сверхпрофицит», который появлялся из-за того, что реальная цена была постоянно выше прогнозируемой, направлялся в Стабфонд.

     Фонд  из части доходов бюджета, обеспеченных высокими ценами на нефть, может обезопасить экономику на годы неблагоприятной экономической ситуации. Стабилизационный фонд (первое время его называли фондом будущих поколений) казался эффективным способом борьбы с ежегодными попытками пустить дополнительные доходы бюджета на противоречащие политике государства цели.

     Стабилизационный  фонд в конечном итоге - это нефть, добытая из наших недр и превращенная в какие-то эквиваленты в виде ценных бумаг или денежных знаков. По сегодняшним ценам - это 60 - 70 млн. тонн природного ресурса, который принадлежит всем, прошлым поколениям и будущим. Если 70 млн. тонн должны принести нашему обществу сегодня пользу, то Стабилизационный фонд надо использовать для улучшения медицинского обслуживания населения, для предотвращения демографической катастрофы, в разы повысить пособия на детей многодетным родителям и матерям-одиночкам, стимулировать инвестиции и т.д.14

     Формирование  Стабилизационного фонда неоднократно подвергалось вполне обоснованной критике, поскольку по сути аккумулированные указанным образом средства оказывались фактически «замороженными» на счетах в различных, в первую очередь зарубежных, банках, а также инвестированными в зарубежные ценные бумаги и лишь в незначительной своей доле направлялись в российскую экономику. В силу неурегулированности был затруднен финансовый контроль за законностью формирования и расходования Фонда. Для преодоления подобных негативных последствий в 2007 г. в БК РФ были внесены изменения, в соответствии с которыми вместо Стабилизационного фонда предусматривается иное использование нефтегазовых доходов федерального бюджета. Россия в ближайшие годы переходит на среднесрочное бюджетное планирование: впервые у страны появился трехлетний бюджет 2008 - 2010. В бюджете четко обозначено намерение государства постепенно устранить зависимость от нестабильной конъюнктуры мировых цен на энергоресурсы. Ставка будет сделана на диверсификацию экономики, инновации и обрабатывающую промышленность.

     Отличительной особенностью федерального бюджета в соответствии с изменениями БК РФ стало изменение структуры его доходов и выделение нефтегазовых доходов. Они используются на следующие цели: финансовое обеспечение нефтегазового трансферта, формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

     В целях использования нефтегазовых доходов федерального бюджета законодатель определяет ненефтегазовый дефицит  федерального бюджета, на погашение  которого и направляются нефтегазовые доходы и под которым понимается разница между объемом доходов  федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и общим объемом расходов федерального бюджета в текущем финансовом году.

     Законодатель  устанавливает максимальный уровень данного дефицита: 4,7% прогнозируемого в соответствующем финансовом году валового внутреннего продукта - ВВП, который указан в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период15.

     Поскольку ненефтегазовый дефицит финансируется за счет нефтегазового трансферта и иных источников финансирования дефицита бюджета, законодатель вводит новеллу о нефтегазовом трансферте.

     Нефтегазовый  трансферт (ст. 96.8 БК РФ) определяется как  часть средств федерального бюджета, используемых для финансирования ненефтегазового дефицита федерального бюджета за счет нефтегазовых доходов бюджета и средств Резервного фонда. Величина нефтегазового трансферта определяется федеральным законом о федеральном бюджета в абсолютном размере, который исчисляется как 3,7% прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

     Нефтегазовые  доходы используются помимо соответствующего трансферта для формирования двух новых фондов, которые пришли на смену Стабилизационному фонду, - Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

     Резервный фонд должен стать своего рода подушкой безопасности для национальной экономики, Фонд национального благосостояния сможет обеспечить направление доходов от нефтегазового сектора на решение задачи диверсификации экономики. Все нефтегазовые доходы федерального бюджета, к которым относятся доходы федерального бюджета от уплаты (ст. 96.6 БК РФ) налога на добычу полезных ископаемых, вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, вывозных таможенных пошлин на газ природный, вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти, за исключением нефтегазового трансферта (ст. 96.8), будут направляться в эти фонды (ст. 96.9, п. 3, и ст. 96.10, п. 3, БК РФ).

     Резервный фонд сформирован 1 февраля 2008 года за счет перечисления из Стабфонда суммы, равной 10% ВВП 2007 г. (в бюджете на 2008 г. заложен объем фонда в размере 3 500 000 000 тыс. руб.)16.

     В БК РФ прописано, что тратить на текущие расходы можно будет деньги только из Резервного фонда, за счет его средств планируется формировать нефтегазовый трансферт (ст. 96.8), который представляет собой часть средств федерального бюджета, используемых для финансирования нефтегазового дефицита (ст. 96.7) федерального бюджета. Также необходимо отметить, что средства Резервного фонда могут направляться и на погашение государственного внешнего долга РФ.

     Законодатель  определяет источники формирования Резервного фонда, к которым относятся две группы доходов:

     1) нефтегазовые доходы федерального  бюджета в объеме, превышающем  величину нефтегазового трансферта, что определено федеральным законом  о федеральном бюджете, но при  условии, что сам Резервный  фонд не превышает нормативной  величины самого Фонда;

     2) доходы от управления средствами  Резервного фонда.

     Формирование  Фонда национального благосостояния связано с ликвидацией Стабилизационного  фонда. В отличие от Резервного Фонд национального благосостояния предназначен для обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан РФ, а также обеспечения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда.

     Этот  Фонд формируется за счет двух источников: нефтегазовых доходов федерального бюджета в соответствующем объеме, а также доходов от управления средствами данного Фонда. Изменение цен на нефть не будет влиять ни на бюджетные доходы, ни на Фонд национального благосостояния, они отразятся только на Резервном фонде. Если цена на нефть будет ниже прогнозной, то доходы фонда упадут, если выше - вырастут. Полномочия по управлению фондами принадлежат Министерству финансов РФ, которое реализует их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.  
 
 
 
 

Заключение 

     В результате исследования темы курсовой работы сделаны следующие выводы:

     Государственный бюджет, являясь главным средством  мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения. Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства.

Информация о работе Государственный бюджет РФ