Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:29, курсовая работа
Целью курсовой работой является определение особенностей и проблем формирования и исполнения государственного бюджета Российской Федерации.
Постановка данной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
1. Рассмотреть понятие бюджета, его сущность и функции.
2. Изучить проблему формирования доходов и расходы государственного бюджета.
3. Выявить особенности исполнения государственного бюджета.
4. Исследовать проблемы формирования и исполнения бюджета на современном этапе.
1.3
Механизм формирования
и исполнения государственного
бюджета
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных устройств, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. С помощью финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства. Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь ее отдельных звеньев, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством. Одним из ключевых понятий в рамках этого вопроса является понятие бюджетных отношений. Они представляют собой финансовые отношения государства на федеральном, региональном (субъектов Федерации) и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением в связи с формированием и использованием централизованного фонда денежных ресурсов. Федеральные, региональные и местные органы власти и управления посредством бюджетных отношений получают в свое распоряжение определенную часть перераспределяемого национального дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между уровнями управления. Бюджетный процесс представляет собой регламентированную деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Его составной частью является бюджетное регулирование, т.е. частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней. Свод бюджетов в целом по РФ или соответствующей территории носит звание консолидированных бюджетов. Такой объединенный бюджет законодательными органами не утверждается и используется аналитических и статистических целей. Федеральный бюджет РФ является основным финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным Собранием (принимается Государственной Думой и одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона. Через федеральный бюджет реализуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для реализации общегосударственных функций и социальной политики на территории всей России. За счет средств федерального бюджета покрываются затраты на содержание органов государственного управления, обеспечение потребностей обороны страны, экономические нужды, пополнение государственных запасов, резервов и др. Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой выделяются целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства. При этом бюджетные расходы делятся на текущие (на обеспечение текущих потребностей) и капитальные (на инвестиционные нужды и прирост запасов). Бюджетная классификация является обеспечением адресного выделения финансовых ресурсов, с помощью которой решается проблема кому, сколько и на какие цели выделяются финансовые ресурсы из федерального бюджета7.
Среди расходов федерального бюджета особое место занимают затраты по текущему обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга. Он возникает при использовании государственного кредита для покрытия бюджетного дефицита (его появление связано с превышением бюджетных расходов над доходами). Это означает, что государство становится заемщиком финансовых средств у населения, банков, предприятий, другого государства или у международных финансовых организаций. Формами привлечения заемных средств для финансирования расходов бюджета могут быть выпуск и размещение государственных обязательств и различные займы (Центрального банка РФ, коммерческих банков, внебюджетных фондов и т.д.).
Доходы бюджетов бывают собственные и несобственные. К собственным доходам бюджетов относятся8:
-
налоговые доходы, зачисляемые в
бюджеты в соответствии с
- неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации;
-
доходы, полученные бюджетами в
виде безвозмездных и
К
несобственным доходам
Под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Основным
методом получения доходов
В Российской Федерации налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные.
Федеральные налоги - основа налоговой системы. Перечень федеральных налогов, объекты налогообложения, виды льгот и ставок, плательщики, порядок взимания налогов и зачисления их в бюджет государственные внебюджетные фонды устанавливаются законодательными органами РФ в порядке, предусмотренном соответствующими процедурами принятия законодательных актов Государственной Думой РФ, Советом Федерации РФ и Президентом РФ.
Региональные налоги обеспечивают региональные бюджеты (республики, края, области) собственными источниками финансирования своих расходов. Субъектам РФ предоставлены широкие полномочия в сфере установления конкретных элементов налогообложения.
Местные налоги являются методом мобилизации финансовых ресурсов местных органов управления и поступают в местные бюджеты и специальные фонды.
При проведении своей финансовой политики государство практически никогда не связывает направления расходования средств с конкретными налогами. Денежные средства на отдельные государственные нужды аккумулируются с помощью налогов одновременно с денежными средствами на выполнение всех других функций государства посредством государственных финансов.
Наиболее крупными в фискальном отношении являются такие виды налоговых доходов, как налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на прибыль.
Большую группу неналоговых доходов составляют: доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; доходы от продажи принадлежащих государству производственных и непроизводственных фондов, транспортных средств и других образований; доходы от продажи государством принадлежащих ему акций организаций; доходы от продажи квартир; доходы от реализации кладов, конфискованного бесхозяйственного имущества и имущества, переходящего в государственную и имущественную собственность в порядке наследования и дарения. В составе неналоговых доходов есть административные платежи и сборы, поступления по штрафным санкциям и возмещению ущерба, поступления сумм за выпуск и реализацию продукции, изготовленную с отступлением от стандартов и технических условий.
Расходы бюджета согласно Бюджетному кодексу РФ - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
По экономическому содержанию бюджетные расходы делятся на текущие и капитальные и представляют собой общую стоимость всех товаров и услуг, приобретаемых федеральным правительством, правительствами субъектов Федерации, местными органами власти. Текущие бюджетные расходы обеспечивают покрытие текущих потребностей органов государственной власти и местного самоуправления. К ним, в частности, относятся расходы на выплату жалованья государственным и муниципальным служащим, приобретение предметов снабжения и расходных материалов для текущих хозяйственных целей, оплату транспортных и коммунальных услуг и т. п. В своей совокупности текущие расходы формируют обычный (текущий) бюджет, на долю которого приходится подавляющая часть всех бюджетных затрат.
Капитальные
бюджетные расходы связаны с
вложением средств в
Бюджетные расходы строятся на следующих основных принципах: целевое направление средств; безвозвратность расходования средств; бесплатность; соблюдение режима экономии. Целевое направление средств означает, что бюджетные расходы осуществляются строго по целевому назначению в соответствии с направлениями расходов, предусмотренными в финансовых планах9.
Безвозвратность расходования средств означает, что бюджетные средства, выделенные на финансирование экономики, социальные и другие цели, не нуждаются в обязательном их возмещении. Но этот принцип не означает безразличия к конечному использованию финансовых ресурсов, результатам, полученным от их использования.
Бесплатность означает, что выделение бюджетных средств производится без уплаты государственным органам власти и местного самоуправления каких-либо доходов в виде процентов или других видов оплаты ассигнований. На практике увязка «безвозвратность расходования бюджетных средств - конечный результат» и «бесплатность - конечный результат» до сих пор остаются недостаточно отработанными. С одной стороны, это приводит к бесхозяйственности, иждивенчеству у получателей бюджетных средств, неполному учету результатов их деятельности. С другой стороны, результаты от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности бюджетных учреждений (внебюджетной деятельности) практически в полном объеме подлежат зачислению в бюджет.