Государственный бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 09:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является раскрытие экономической сущности, состава и принципов построения государственного бюджета, а так же рассмотреть характеристику финансовой системы в целом.
Также целью работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

курсовая фин посл вар.docx

— 49.73 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

Бюджет любого государства представляет собой официальный документ, в котором содержится свод доходов и расходов на очередной финансовый год. Согласно этому законодательному акту страна живет в течение всего года; вся деятельность любой власти подчинена одному – разработке, принятию и исполнению этого документа. В современных экономических условиях ни одна цивилизованная страна не может жить без бюджета. Россия относится к числу цивилизованных стран, поэтому также не обходится без бюджета. Хотя каких-то несколько десятков лет назад вышеприведенные слова к нам не относились. Мы жили в эпоху административно-командной системы, где государство планировало всю экономику (и не только) и бюджет существовал в виде сметы. Поэтому в то время никто ничего не знал о дефиците бюджета и о том, каким большим злом он является.

Сейчас же проблема бюджетного дефицита в России очень актуальна: не проходит и дня, чтобы какая-нибудь газета или теле-, радиостанция не сообщили бы о долгах России и проблемах их реструктуризации и возмещения; о денежной эмиссии и ее влиянии на цены через инфляцию и прочее.

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

При написании курсовой на данную тему необходимо дать понятие государственного бюджета, раскрыть экономическую сущность, состав и принципы построения государственного бюджета в России.

Целью данной курсовой работы является раскрытие экономической сущности, состава и принципов построения государственного бюджета, а так же рассмотреть характеристику финансовой системы в целом.  

Также целью работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

1.1. Понятие государственного бюджета  и его структура

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год.

Его главное назначение - с помощью финансовых средств создавать условия для эффективного развития экономики, решения общегосударственных задач, укрепления обороноспособности.

Государственный бюджет - это экономические отношения между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций.

Общее понятие приведено в ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ). «Бюджет, - согласно в ст. 6 БК РФ – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

В материальном понимании государственный бюджет представляет собой централизованный в масштабах государственного или административно-территориального образования денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления. Хотя материальное содержание бюджета не является постоянным, объем концентрируемых в нем денежных средств постоянно меняется, меняются виды поступлений в него, направления расходов. Однако сущность государственного бюджета постоянна. Она проявляется в общественных отношениях, связанных с концентрацией денежных средств в бюджете и их использованием, т.е. в характеристике сущности бюджета как экономической категории.

Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом - парламентом страны, региона или муниципальным собранием. В течение и по завершении финансового года представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым законом о бюджете. Регламентируемая нормами права деятельность по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, а также по контролю за их исполнением называется бюджетным процессом.

Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс между основными социально-экономическими группами в стране. Это компромисс между общегосударственными и частными интересами граждан по поводу налогообложения доходов и собственности, между центром и регионами – по поводу распределения налогов и субсидий, между интересами отдельных отраслей и фирм - в отношении государственных законов.

Понятие государственного бюджета имеет и правовой (законодательный) аспект, с позиции которого он рассматривается как финансовый план государства.

Государственный бюджет - это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства или административно-территориального образования, утверждаемый соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти. Такой финансовый план закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.

Сердцевиной финансового планирования является сводный финансовый план государства, разрабатываемый одновременно с планом социального развития как составная его часть. Финансовый план призван отразить согласованность материально-вещественных и денежно-финансовых пропорций общественного производства. Разработка сводного финансового баланса страны придает государственному бюджету новый статус - главного стержневого баланса формирования и расходования централизованного денежного фонда государства во взаимосвязи с движение финансовых средств и денежных ресурсов.

 Структура государственного  бюджета Российской Федерации  представляет собой:

  • Доходы
  • Расходы
  • Налог с физических лиц (подоходный)
  • Социальные расходы
  • Налог на прибыль предприятий
  • Военные расходы
  • Налог с оборота (НДС)
  • Расходы на фундаментальную науку и научные исследования
  • Акцизы
  • Расходы на финансирование экономики
  • Таможенные пошлины
  • Содержание гос. аппарата
  • Обслуживание гос. долга.

Структура бюджета страны зависит, прежде всего, от ее государственного устройства. В странах имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет как бы двух ярусное построение - государственный и местные бюджеты. В странах с федеративным государственным устройством имеется промежуточное звено - бюджет штатов, земель и соответствующих им административных образований.

Роль государственного бюджета в общественном воспроизводстве определяется в первую очередь тем, что с помощью государственною бюджета (расходной части) распределяется и перераспределяется около 30% национального дохода, 20% - валового внутреннего продукта, 10% - валового общественного продукта.

Он распределяет денежные средства между различными отраслями национального хозяйства, секторами производства, сферами общественной деятельности, экономическими районами и территориями страны.

Формирование и использование государственного бюджета имеет ряд отличительных черт:

  • Составление и использование бюджета носит ярко выраженный балансовый характер. Балансовый метод при разработке бюджета позволяет наметить необходимые соотношения между объемом денежных доходов и размером доходов. Анализ складывающегося баланса бюджета (по доходам и расходам) позволяет делать выводы о необходимости изменения пропорций в плане, изыскания дополнительных ресурсов или сокращения тех или иных расходов.
  • Формирование и использование государственного бюджета базируется на сочетании централизованных начал с инициативой местных органов власти. Развитие местного самоуправления - экономическая основа реализации принципа развития демократического общества.
  • С помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями экономики (видами экономической деятельности), субъектами Российской Федерации и иными сферами.
  • Бюджет страны связан со всеми отраслями экономики. Отрасли связаны с бюджетом как по формированию его доходов, так и по линии финансирования их развития. Выполнение этих функций бюджетом сочетается с его активным воздействием на процесс производства, рост накоплений.

Формирование государственного бюджета происходит как на стадии первичного распределения национального дохода, так и в ходе его распределения. В процессе первичного распределения национального дохода государство получает в свое распоряжение часть чистого дохода в форме налогов. В результате перераспределения в бюджет поступает часть прибыли экономических субъектов различных форм собственности.

 

1.2. Функции и роль государственного  бюджета

Экономическая сущность бюджета находит свое выражение в его функциях. Государственному бюджету, как всей системе финансов, присущи две функции - распределительная (перераспределительная) и контрольная.

С помощью распределительной функции бюджета происходит распределение средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.

Непроизводственная сфера не участвует в создании национального дохода, но является активным его потребителем. Из бюджета работникам этих отраслей выделяются средства на заработную плату, техническое оснащение и содержание учреждений непроизводственной сферы (здравоохранение, просвещение и др.).

Через расходы и налоги государственный бюджет выступает важным инструментом распределения (регулирования) и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Через бюджет оказывается государственная поддержка отдельным отраслям экономики. Так поддержка зачастую связана с реализацией высокоэффективных и быстроокупаемых проектов.

При распределении финансовых средств через бюджет важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике основными приоритетами является поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), поддержка учреждений здравоохранения, образования и культуры, а также решение жилищной проблемы.

Контрольная функция государственного бюджета осуществляется в процессе формирования доходов бюджета и финансирования отраслей экономики. В условиях становления рыночных отношений значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использования усиливается.

Функции государственного бюджета проявляются в процессе формирования доходов и расходов на основе использования бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.

Таким образом, основными функциями государственного бюджета, как основного финансового плана государства, являются:

  • Перераспределение ВВП и национального дохода, которое влияет на государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики
  • Контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры регионов РФ. В современных условиях наиболее приоритетными вступают агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт.

Контрольная функция бюджета позволяет через формирование и использование фонда денежных средств государства «сигнализировать» о том, как поступают в доходы бюджета финансовые ресурсы (налоги и др. ресурсы) от разных субъектов хозяйствования. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных значений. Бюджетный контроль преследует в основном три цели: мобилизацию денежных средств для централизованного фонда государства; соблюдение режима экономии при расходовании финансовых ресурсов; повышение эффективности расходования бюджетных средств. С помощью бюджета осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов.

Информация о работе Государственный бюджет