Государственный бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 12:37, курсовая работа

Краткое описание

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Экономическая сущность и содержание бюджета……………………….6
Общие принципы построения государственного бюджета……………10
Бюджетное устройство…………………………………….......................12
Бюджетный процесс…………………………............................................15
Межбюджетные отношения…………………………………..................20
Расходы государственного бюджета……………………………............21
Доходы государственного бюджета………………………………….....25
Дефицит бюджета…………………………………………………….......28
Управление государственным долгом………………………………......31
Заключение……………………………………………………………….............33
Список литературы……………………………………………………………....35

Файлы: 1 файл

курсовая (текст).docx

— 55.24 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Экономическая сущность и содержание бюджета……………………….6
  2. Общие принципы построения государственного бюджета……………10
  3. Бюджетное устройство…………………………………….......................12
  4. Бюджетный процесс…………………………............................................15
  5. Межбюджетные отношения…………………………………..................20
  6. Расходы государственного бюджета……………………………............21
  7. Доходы государственного бюджета………………………………….....25
  8. Дефицит бюджета…………………………………………………….......28
  9. Управление государственным долгом………………………………......31

Заключение……………………………………………………………….............33

Список литературы……………………………………………………………....35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической  структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Основу системы государственного регулирования социально-экономических  процессов составляют отношения  по поводу перераспределения доходов. Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, не могли не затронуть сферу  государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный  бюджет, являясь главным средством  мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения. Бюджет - важная предпосылка и средство осуществления воспроизводственного процесса. С его помощью создаются условия для реализации социальных программ, обеспечения сохранности окружающей среды, стимулирования научно-технического прогресса, поддержания обороноспособности, выполнения иных государственных функций. Соответственно, нормальное функционирование хозяйственного механизма невозможно без совершенствования бюджетных отношений, без последовательного проведения научно разработанной бюджетной политики, без наличия эффективной системы управления бюджетным процессом. Переход к экономике, управляемой рынком, корпорациями и государством, требует глубокой реконструкции государственного бюджета, финансов предприятий и отраслей, скачкообразного развития нового блока финансовых отношений регионального и местного уровня, внебюджетных фондов.

Новый тип бюджета основывается на подходе к бюджету и налогам на основе категории общественных благ, предоставляемых государством членам общества, налогоплательщикам. Данный подход свойственен рыночным воззрениям на бюджет, его функции в современной жизни. Государство формирует бюджет для того, чтобы иметь возможность предоставлять особые блага, общественные товары, призванные удовлетворять совместные потребности продукция оборонного характера, инфраструктура, блага науки, культуры, образования, управления.Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени. Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, в котором на сегодняшний день оказалась Россия, потребовал радикального обновления финансовой системы общества.

Составной частью пути выхода из кризиса явилось принятие Бюджетного кодекса Российской Федерации, установившего общие принципы бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Федерации. В связи с этим изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность. Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Федерации. Повышение результативности бюджетного воздействия во многом зависит от степени постижения сути этой системы, знания факторов, определяющих ее развитие, теоретической обоснованности необходимых изменений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Экономическая сущность и содержание  бюджета

В формировании и развитии экономической  и социальной структуры общества большую роль играет государственное  регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе  политики. Одним из механизмов, позволяющих  государству проводить экономическую  и социальную политику, является финансовая система и входящий в ее состав государственный бюджет.

Бюджет – это форма образования  и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления.

Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, необходимый для выполнения функций государства. Эти функции  сводятся к перераспределению средств  и контролю за их эффективным использованием. В этом смысле функции бюджета  сходны с функциями финансов, что  понятно, поскольку бюджет лишь часть  целого. Вместе с тем, применительно  к государственному бюджету принято  выделять следующие функции, связанные  с государственным устройством:

  1. вмешательство в экономику;
  2. поддержание государственного аппарата управления;
  3. правоохранительные органы и судоустройство;
  4. медицина, здравоохранение и образование;
  5. оборона страны.

Госбюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение НД и ВВП, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

В то же время бюджет можно рассматривать  как экономическую категорию, которая  выражает определенные экономические  отношения. Возникновение и развитие бюджета связано с зарождением  и формированием государства. Государство  использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения  своей деятельности и проведения экономической и социальной политики.

Как экономическая категория бюджетные  отношения являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присуща денежная форма и основные функции финансов.   

Госбюджет выполняет следующие  функции:

-         перераспределительную (перераспределение ВВП);

-         регулирующую (государственное регулирование и стимулирование экономики);

-         стимулирующую (финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства);

-         контролирующую (контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств).

Распределительная функция бюджета  проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням  государственной и территориальной  власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется до 50% ВВП. С помощью бюджета государство  регулирует хозяйственную жизнь  страны, экономические отношения, направляя  бюджетные средства на поддержку  и развитие отраслей, регионов. Регулируя  таким образом экономические  отношения, государство способно целенаправленно  усиливать или сдерживать темпы  производства, ускорять или ослаблять  рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

Перераспределение ВВП через бюджет имеет 2 взаимосвязанные стадии:

  1. образование доходов бюджета;
  2. использование бюджетных средств (расходы бюджета).

Контрольная функция бюджета действует  одновременно с распределительной  и предполагает возможность и  обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных  средств.

Госбюджет – главное звено финансовой системы. Он представляет собой форму  образования и использования  централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций  органов государственной власти.

По уровню управления госбюджет  подразделяется на федеральный бюджет и бюджет субъектов Федерации.

Госбюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным  Собранием РФ как закон. Через  госбюджет государство концентрирует  значительную долю НД для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов гос. власти и управления.

С помощью бюджета происходит перераспределение  НД, что создает возможность маневрировать  денежными средствами и целенаправленно  влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это  позволяет осуществлять единую экономическую  и финансовую политику на всей территории страны.

Средства бюджета должны направляться на осуществление инвестиционной политики, субсидирование предприятий, финансирование конверсии оборонных отраслей. Расходы  бюджета призваны способствовать формированию рациональной структуры общественного  производства, наращиванию научно-технического потенциала, обновлению материально-технической  базы.

Роль госбюджета не ограничивается финансированием сферы материального  производства. Бюджетные ресурсы  направляются и в непроизводственную сферу. За счет бюджетных и внебюджетных фондов финансируются предприятия  и учреждения социально-культурного  направления. Эти расходы имеют  огромное значение. Они позволяют  государству развивать систему  народного образования, финансировать  культуру, удовлетворять потребности  граждан в медицинском обслуживании, осуществлять социальную защиту.

Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, т.к. представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы и служат для повышения материального  и культурного уровней жизни.

 

 

 

2. Общие принципы построения  государственного бюджета

Принципы:

  1. Единство бюджетной системы (единство бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации и политики, форм бюджетных документов и отчетности);
  2. Разграничение доходов и расходов м/у уровнями бюджетной системы;
  3. Самостоятельность бюджетов всех уровней (у каждого свои источники средств, свои расходы);
  4. Сбалансированность бюджета (нет дефицита. Профицит – превышение доходов над расходами. Если обнаружен профицит, то он сокращается путем: уменьшения доходов от продажи государственной или муниципальной собственности, доходов от реализации государственных запасов и ресурсов; направлением бюджетных средств на погашение долговых обязательств; передачей части доходов бюджетам других уровней);
  5. Эффективное и экономичное использование бюджетных средств;
  6. Достоверность бюджета (надежность показателей и их адекватность экономическому положению);
  7. Полнота отражения доходов и расходов бюджета;
  8. Гласность.

Единство бюджетной системы  обеспечивается единой правовой базой, использованием единых бюджетных классификаций, единством формы бюджетной документации, предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджета на другой для составления  консолидированных бюджетов, согласованными принципами бюджетного процесса, единством  денежной системы. Помимо этого, принцип  единства бюджетной системы основывается на взаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемом через использование  регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичное перераспределение. Механизмом реализации принципа единства бюджетной системы является единая социально-экономическая политика (в т.ч. налоговая).

Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных  источников доходов и правом определять направления их использования и  расходования. К собственным источникам доходов бюджетов относятся: закрепленные законом доходные источники для каждого уровня бюджета; отчисления по регулирующим доходным источникам; дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно представительными органами власти субъектов и местными органами власти.

Информация о работе Государственный бюджет