Государственный бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 12:37, курсовая работа

Краткое описание

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Экономическая сущность и содержание бюджета……………………….6
Общие принципы построения государственного бюджета……………10
Бюджетное устройство…………………………………….......................12
Бюджетный процесс…………………………............................................15
Межбюджетные отношения…………………………………..................20
Расходы государственного бюджета……………………………............21
Доходы государственного бюджета………………………………….....25
Дефицит бюджета…………………………………………………….......28
Управление государственным долгом………………………………......31
Заключение……………………………………………………………….............33
Список литературы……………………………………………………………....35

Файлы: 1 файл

курсовая (текст).docx

— 55.24 Кб (Скачать)

§   равенство бюджетов различных уровней.

Межбюджетные отношения и политика бюджетного федерализма лежат в  основе бюджетного регулирования.

 

6. Расходы государственного бюджета

Расходы бюджета – это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций  государственного и местного самоуправления.

Поскольку государству необходимо, прежде всего, обеспечить стабильность в обществе, то основными направлениями  расходов являются: правоохранительные органы, государственный аппарат, социальные цели.

Исключительно из федерального бюджета  финансируются следующие виды расходов:

-   обеспечение деятельности Президента, Федерального Собрания, Счетной палаты, Центральной избирательной комиссии, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление;

-   функционирование федеральной судебной системы;

-   осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (культурное, научное и информационное сотрудничество, взносы в международные организации);

-   национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

-   фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

-   поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

-   поддержка атомной энергетики;

-   ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

-   исследование и использование космического пространства;

-   содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти;

-   формирование федеральной собственности;

-   обслуживание и погашение государственного долга РФ;

-   пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

-   проведение выборов и референдумов;

-   федеральная инвестиционная программа;

-   финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;

-   официальный статистический учет.

В зависимости от влияния на процесс  расширенного воспроизводства бюджетные  расходы делятся на:

§   текущие (на обеспечение текущих потребностей);

§   капитальные (на инвестиционные нужды) или бюджет развития.

К бюджету текущих расходов относятся  расходы на текущее содержание и  капитальный ремонт (восстановительный) ЖКХ, объектов охраны окружающей среды, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального  обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, органов государственной  власти и управления, органов местного самоуправления и иные расходы, не включенные в расходы развития.

К бюджету развития относятся ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность, связанную с капитальными вложениями в социально-экономическое  развитие, на собственные экологические  программы и мероприятия по охране окружающей среды (сверх ассигнований, выделяемых из экологических внебюджетных фондов), иные расходы на расширенное  воспроизводство. Именно этот бюджет определяет масштабы и скорость перевооружения производства, НИОКР.

Средства из бюджета развития используются на конкурсной, возвратной, срочной  и платной основах для реализации инвестиционных проектов, обеспечивающих структурную перестройку экономики.

Расходы государства в сфере  материального производства занимают наибольшую долю в расходной части  как федерального бюджета, так и  бюджетов субъектов федераций и  местных бюджетов.

Состав затрат на социально-культурные мероприятия включают ассигнования на образование и науку, здравоохранение  и физическую культуру, на культуру и искусство, средства массовой информации, на реализацию социальной политики.

Размер бюджетных ассигнований на оборону зависит от международной  обстановки, проводимой политики и  экономических возможностей государства.

Расходы на управление включают бюджетные  ассигнования на содержание органов  государственной власти и управления, суда и прокуратуры, правоохранительных органов.

Среди других расходов федерального бюджета особое место занимают затраты  по текущему обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга.

В составе доходов и расходов федерального бюджета выделены следующие  целевые бюджетные фонды:

-   Федеральный дорожный фонд РФ;

-   Фонд развития таможенной системы;

-   Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;

-   Фонд развития федеральной пограничной службы;

-   Фонд Министерства РФ по атомной энергии;

-   Федеральный фонд МНС и Федеральной службы налоговой полиции

-   Федеральный экологический фонд;

-   Государственный фонд борьбы с преступностью.

Целевые бюджетные фонды гарантируют  с большей надежностью их использование  по назначению.

Через бюджетные расходы финансируются  бюджетополучатели – организации  производственной и непроизводственной сферы. Таким образом, расходы бюджета  носят транзитный характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Доходы государственного  бюджета

 

Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном  и безвозвратном порядке в  соответствии с действующей классификацией и существующим законодательством.

В процессе образования доходов  бюджета происходит принудительное изъятие в пользу государства  части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения  государства с налогоплательщиками.

Доходы бюджета имеют  существенные различия по их плательщикам, объектам обложения, методам изъятия, срокам уплаты и др. Но вместе с тем  они отличаются единством, т.к. преследуют одну цель – формирование доходной части бюджетов разных уровней. Им свойственны: денежная форма и обезличенность.

Доходы бюджета могут  носить налоговый и неналоговый характер.

Доходная часть бюджета  формируется в основном из налогов. Ведущее место среди налоговых  доходов федерального бюджета занимает НДС. Вместе с таможенными пошлинами  и налогом на прибыль он превышает 2/3 налоговых доходов. Также значительная доля поступлений приходится на акцизы и платежи за пользование природными ресурсами, налог на покупку иностранных  денежных знаков.

Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате либо экономической  деятельности самого государства, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной  системы.

Среди неналоговых доходов  федерального бюджета можно выделить доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от реализации государственных  запасов и от внешнеэкономической  деятельности, а также доходы от имущества, находящегося в федеральной  собственности, в т.ч. прибыль ЦБ России. Кроме того, в доходах федерального бюджета учитываются средства целевых бюджетных фондов.

Налоги, поступающие в  соответствующие бюджеты, называются закрепленными доходами.

Нижестоящему бюджету  для покрытия его расходов из вышестоящего бюджета могут перечисляться  сверх закрепленных за ним доходов  дополнительные средства. Они называются регулирующими доходами.

Регулирующие доходы позволяют  региональным и местным органам  власти иметь необходимые для  выполнения их функций финансовые ресурсы, сбалансировать доходную и расходную  части бюджетов.

Существует Федеральный  фонд финансовой поддержки субъектов  Федерации. Он предназначен для оказания финансовой помощи (трансфертов) регионам, имеющим душевой бюджетный доход  ниже среднедушевого по всем субъектам  Федерации. Такие регионы получают статус «нуждающихся в поддержке».

Передаваемые средства вышестоящего бюджета, используемые на финансирование целевого мероприятия, называются субвенциями.

Инвестиции и другие капитальные  расходы производятся за счет средств  федерального бюджета, когда их значимость выходит за рамки региональных интересов.

Структура бюджетных доходов  подвижна и во многом определяется конкретными экономическими условиями. Например, в странах с высоким  уровнем жизни основой налоговых  доходов являются доходы физических лиц, а в странах с низким уровнем  жизни – косвенные налоги и  налоги с юридических лиц.

Агрегированную схему  доходов и полученных официальных  трансфертов можно представить  в следующем виде:

1.      Текущие доходы:

1.1. Налоговые поступления

§         подоходные налоги, налоги на прибыль и прирост капитала;

§         отчисления в государственные социальные фонды;

§         налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда;

§         налоги на собственность;

§         внутренние налоги на товары и услуги;

§         налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;

§         прочие налоги, сборы и пошлины;

1.2. Неналоговые поступления

¨      доходы от собственности и предпринимательской деятельности;

¨      административные сборы и платежи, доходы от продаж;

¨      поступления по штрафам и санкциям;

¨      прочие неналоговые поступления.

2.      Доходы от операций с капиталом

·        продажа основного капитала;

·        доходы от реализации государственных запасов;

·        доходы от продажи земли и НМА;

·        поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;

3.      Полученные официальные трансферты

- от нерезидентов;

- от других органов  государственного управления (дотации,  субвенции).

8. Дефицит бюджета

Сбалансированность бюджетов всех уровней является необходимым условием бюджетно-финансовой политики. Превышение расходов над доходами составляет дефицит  бюджета. Профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами.

При наличии дефицита бюджета первоочередному  финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов. Размер дефицита федерального бюджета не может  превышать суммарный объем бюджетных  инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ в соответствующем  финансовом году.

Размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 15 % объема доходов  бюджета субъекта без учета финансовой помощи из федерального бюджета.

Размер дефицита местного бюджета, утвержденный нормативным актом  представительного органа местного самоуправления, не может превышать 10 % объема доходов местного бюджета  без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.

Если в процессе исполнения бюджета  происходит превышение предельного  уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходных источников бюджета, то вводится механизм секвестра расходов, который заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5, 10, 15 и так далее процентов) ежемесячно по всем статьям бюджета  в течение оставшегося времени  текущего финансового года. Секвестру  не подлежат защищенные статьи (их состав определяется Федеральным Собранием  РФ, а также представительными  органами власти субъектов РФ).

Источники финансирования дефицита бюджета  утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств.

Кредиты Банка России, а также  приобретение Банком России долговых обязательств РФ, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований  при их первичном размещении не могут  быть источниками финансирования дефицита бюджета.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

1) внутренние источники в следующих  формах:

-   кредиты, полученные от кредитных организаций в валюте РФ;

-   государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

-   бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы;

-   поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;

Информация о работе Государственный бюджет