Государственный бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 12:37, курсовая работа

Краткое описание

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Экономическая сущность и содержание бюджета……………………….6
Общие принципы построения государственного бюджета……………10
Бюджетное устройство…………………………………….......................12
Бюджетный процесс…………………………............................................15
Межбюджетные отношения…………………………………..................20
Расходы государственного бюджета……………………………............21
Доходы государственного бюджета………………………………….....25
Дефицит бюджета…………………………………………………….......28
Управление государственным долгом………………………………......31
Заключение……………………………………………………………….............33
Список литературы……………………………………………………………....35

Файлы: 1 файл

курсовая (текст).docx

— 55.24 Кб (Скачать)

-   сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;

-   изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;

2) внешние источники в следующих  формах:

--   государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

--   кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.

Государственный кредит отражает кредитные  отношения по поводу мобилизации  государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов.

Кредитором выступают физические и юридические лица, заемщиком  – государство в лице его органов.

Дополнительные финансовые ресурсы  государство привлекает путем продажи  на финансовом рынке облигаций и  других государственных ценных бумаг. Данная форма кредита позволяет  государству привлекать дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для  этих целей эмиссии.

Гос. кредит используется также в  целях стабилизации денежного обращения  в стране.

Классификация государственного кредита.

1. В зависимости от заемщика  государственные займы делятся  на:

¨      размещаемые центральными органами управления;

¨      размещаемые местными органами управления.

2. По месту размещения гос.  кредит может быть внутренним  и внешним.

3. По срокам привлечения:

·        краткосрочный (до года);

·        среднесрочный (от года до 5 лет);

·        долгосрочный.

Размер госзайма включается в сумму  государственного долга страны.

9. Управление государственным долгом

Госдолг делится на основной и текущий  в зависимости от срока погашения.

Государственный долг – это вся  сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок.

Госдолг делится:

1.      Внутренний и внешний.

2.      Основной и текущий.

Государственный внутренний долг РФ означает долговой обязательство Правительства РФ, выраженное в валюте страны, перед юридическими и физическими лицами. Формами долговых обязательств являются кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг от его имени, другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.

Государственный внешний долг – это задолженность в инвалюте по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам.

Основным долгом называется вся  сумма задолженности государства, по которой не наступил срок платежа  и которая не может быть предъявлена  к оплате в течение данного  периода.

Текущим государственным долгом называется задолженность государства по обязательствам, по которым наступил срок платежа.

Мировой опыт свидетельствует, что  госдолг не должен превышать половины ВВП страны. Значительные размеры  госдолга отражают кризисное состояние  экономики России.

В федеральный долг не включаются долговые обязательства национально-государственных  и административно-территориальных  образований РФ, т.е. муниципальных  займов, если они не гарантированы  Правительством РФ.

Обслуживание госдолга выражается в осуществлении операций по размещению долговых обязательств, их погашению  и выплате по ним процентов. Эти  функции осуществляет ЦБ РФ.

Под управлением государственным  долгом понимается совокупность финансовых мероприятий государства, связанных  с установлением ежегодных предельных значений госдолга, выпуском и погашением займов, организацией выплаты доходов  по ним, проведением конверсий и  консолидации займов.

Выплата доходов по займам и их погашение является одной из главных  статей бюджетных расходов. Правительство  вынуждено прибегать к пролонгации  кредитов и других обязательств (удлинению  сроков погашения) или конверсии (уменьшению размеров выплачиваемых % по займам).

Основными методами финансирования госдолга являются денежно-кредитная эмиссия  и выпуск госзаймов.

Для оценки внешней задолженности  существуют разные критерии. Например, сравнивают размер долга и потребности  его погашения и выплаты % с  величиной экспорта. Границей опасности  считается превышение суммы долга  по сравнению с экспортом в 2 раза, повышенной опасности – в 3 раза.

В настоящее время полное обслуживание внешнего долга стране не по силам. Требуется:

1) организация практической работы по возврату межгосударственных долгов, т.к. Россия продолжает оставаться крупнейшим в мире кредитором;

2)   нужно отказаться от международных финансовых кредитов, идущих на покрытие текущих потребностей бюджета, а направлять их на реализацию целевых федеральных программ, связанных с оживлением производства.

 

 

 

Заключение

Анализ экономики России за последние  несколько лет позволяет подтвердить  действенность и в российских условиях важнейших составляющих успешной бюджетной политики, определенных на основе международного опыта. Это - базирующаяся на реалистичном уровне государственных  обязательств политика жесткого ограничения  государственных расходов, обеспечивающая низкий уровень (или полное отсутствие) бюджетного дефицита, способствующая поддержанию на кредитном рынке  низких процентных ставок, увеличению финансирования частного сектора. Такая  политика содействует достижению устойчивых темпов экономического роста, снижению безработицы, а следовательно, и  повышению уровня народного благосостояния. Государственный бюджет, являясь  основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования  финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления  властных полномочий, дает государству  реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет  довольно утилитарную функцию - фиксирует  избранный государством стиль осуществления  управления страной. Бюджет по отношению  к осуществляемой властью экономической  политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной  роли не играет.

Однако именно бюджет, показывая  размеры необходимых государству  финансовых ресурсов и реально имеющихся  резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального  дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Таким образом, бюджет, объединяя в  себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные  расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и  играет как важную экономическую, так  и политическую роль в любом современном  обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы 

 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принят ГД РФ и одобрен СФ РФ 17.07.98;
  2. ФЗ от 30.12.01 № 194-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2002 год»;
  3. ФЗ от 30.12.01 № 194-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2001 год»;
  4. ФЗ от 15.08.96 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации»;
  5. Закон РСФСР от 10.10.91 № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР»;
  6. Приказ МФ РФ от 6.01.98 г. № 1н «О бюджетной классификации Российской Федерации»;
  7. Концепция среднесрочной программы Правительства Российской Федерации на 1997-2000 г.г. Вопросы  экономики, 1997, № 1;
  8. Правительство Российской Федерации. Программа стабилизации экономики и финансов. Вопросы экономики, 1998, № 7;
  9. Илларионов А. Эффективность бюджетной политики России в 1994-1997 г.г. Вопросы экономики, 1998, № 2;
  10. Курс экономической теории: Учебник. Под общей ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой. – Киров: Издательство «АСА», 1997;
  11. Местные финансы и формирование бюджетов муниципальных образований. Финансы, 1997, № 11;
  12. О единстве бюджетной системы. Финансы, 1997, № 5;
  13. Петров В.А. Основные направления бюджетной политики до 2001 года. Финансы, 1998, № 5;
  14. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.

 

 


Информация о работе Государственный бюджет