Формы и методы воздействия государственных финансов на промышленность строительных материалов

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 09:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение отрасли производства стройматериалов, её развитие и перспективы.
Для достижения цели, необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть современное состояние отрасли производства стройматериалов и перспективы её развития;
изучить формы и методы воздействия финансов на отрасль производства стройматериалов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………3
ГЛАВА 1.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОТРАСЛИ ПРОИЗВОДСТВА СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………….5
Производство строительных материалов в Российской Федерации………………………..…………………………5
Нормативно-правовая база регулирования рынка строительных материалов в Российской Федерации……….7
Анализ современного состояния рынка строительных материалов Российской Федерации…………………………9
ГЛАВА 2.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА ПРОМЫШЛЕННОСТЬ СТОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ……...14
Формы воздействия государственных финансов на отрасль производства строительных материалов в Российской Федерации………………………............................................14
Методы воздействия государственных финансов на отрасль производства строительных материалов в Российской Федерации …………………………………………………….16
ГЛАВА 3.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ ПРОИЗВОДСТВА СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………. 20
Основные проблемы отрасли производства строительных материалов в Российской Федерации………………………20
Перспективы развития отрасли производства строительных материалов в Российской Федерации…………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………...27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………..29

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 283.97 Кб (Скачать)

Санкт-Петербург может обеспечить себя всеми основными стройматериалами, за исключением цемента. Именно цементная  промышленность давно стала показателем  отрасли, ведь от нее зависят многие другие сектора. В 2008 году потребности  рынка в цементе и возможности  производителей практически сравнялись, и, если не появятся новые заводы, уже  в 2009-м наступит дефицит. Но инвесторы  сейчас вкладывают значительные средства в эту отрасль, и ситуация быстро меняется. Только в прошлом году в стране запущено четыре-пять заводов. Впрочем, эксперты признаются, что цементные производства в стране распределены не равномерно, поэтому в отдельных регионах, в том числе на Северо-Западе, периодически возникают трудности с поставками. Не хватает отлаженной логистики, возникают проблемы с подвижным железнодорожным составом. К тому же, многое в этой отрасли зависит от развития сырьевой базы. А в 2006-2007 годах в стране проведено всего 33 аукциона на разработку месторождений сырья для производства цемента. 

Всего по России заявлено к реализации около 60 новых проектов в сфере  цементного производства. По прогнозам  специалистов в  Ленинградской области производство цемента в ближайшие три-четыре года возрастет почти вдвое — до 6 000 000 тонн в год.

  В  2009 году рынок стройматериалов просел почти на 40%. Хуже всего дела обстояли с ЖБИ (Росстат констатировал годовое падение на 39,3%), строительным кирпичом и товарным бетоном. (Таблица 2, Таблица 3)

 

 

Таблица 2

Средние отпускные (оптовые) цены производителей на основные строительные материалы, изделия и конструкции для гражданского жилищного строительства по состоянию на май 2009 года [17]

Наименование

Ед. изм.

Цена без НДС, руб.

Портландцемент о/н бездовачный М 500, навал

т.

2904,31

Бетон тяжелый

куб.м.

3107,99

Раствор готовый кладочный цементный

куб.м.

2795,04

Щебень

куб.м.

716,10

Песок

куб.м.

279,66

Кирпич керамический строительный

1000 шт.

7542,37

Кирпич силикатный

1000 шт.

4364,41

Сваи забивные железобетонные

куб.м.

13436,58

Плиты перекрытий многопустотные

куб.м.

7401,29

Плиты перекрытий сплошные плоские

куб.м.

10444,11

Прокат класса А-III диам. 18мм, ГОСТ 5781-82

т.

15448,73

Прокат класса А-III диам. 20 мм, ГОСТ 5784-82

т.

15311,02

Трубы водо- и газопроводные оцинкованные

м.

177,75

Трубы чугунные канализационные

м.

423,94

Плиты минерало-ватные

куб.м.

1505,08

Паркет

кв.м.

686,16

Листы гипсокартонные

кв.м.

76,13

Смеси асфальтобетонные

т.

1176,01

Стекло листовое

кв.м.

105,08

Плиты пазогребневые для перегородок

кв.м.

456,94


 

Таблица 3

Изменение средних отпускных (оптовых) цен производителей на основные строительные материалы, изделия и конструкции для гражданского жилищного строительства за 2008 год и за январь-май 2009 года [17]

Наименование ресурса

Рост за 2007 г., %

Изменение за 2008 год, %

Изменения за январь – май 2009 года

Бетон товарный

43,7

+3,1

-28,5

Кирпич керамический

32,6

+21,1

-27,7

Портландцемент

70-106

-14,5-25

-18,8-33

Щебень

10,2

+14,8

-22

Кирпич силикатный

22,9

+15,6

-19

Песок

12,4

+18,4

-18,9

Сборные ЖБК

34,5-55,4

+7,6

-8-12

Раствор товарный

43,56

+4,4

-14,5

Трубы водо- и газопроводные

9

+12

-10,1

Смеси асфальтобетонные

10,5

+35,6

-12,4

Арматура товарная

13,9-15,5

-0,04

-1,3

Краски

7,1

+21,5

+14,5

Плиты минераловатные

25,2

+5,2

+12,5

Листы гипсокартонные

6,12

+6,4

+8,8

Паркет

17

+13,4

+2,53

СРЕДНЕЕ

+28,08

+6,1-12,2

-7,92


 

По итогам 2010-го все сегменты —  в плюсе (Таблица 4). Тем не менее, производители не делают преждевременных выводов. Например, рынок кирпича в 2009-м упал на 37%, а по итогам прошлого года вырос только на 6,4%. Схожая картина и во многих других отраслях. По данным холдинга «Евроцемент групп», докризисный уровень цен и доходов производителей — это недостижимый рубеж для цементной промышленности на ближайшие годы.

В некоторых секторах наряду с увеличением  спроса поменялась и его структура. Например, крупнейшие производители  газобетона констатируют, что в структуре  заявок увеличилась доля малоэтажного строительства.

Таблица 4

Производство стройматериалов  и конструкций в РФ в 2010 году [17]

 

Наименование

Объемы выпуска

2010 год к 2009-му, %

Цемент, млн. тонн

50,4

+15,4

Сборные железобетонные конструкции  и изделия, млн. куб.м.

20,3

+15,3

Керамический кирпич, млрд. штук

5

+6,4

Стеновые бетонные блоки, млн. условных кирпичей

747

+19

Строительный раствор, млн. куб.м.

2,7

+8,3

Напольная керамическая плитка, млн. кв.м.

70

+7,3

Клееная фанера, млн. куб.м.

2,7

+25,9

Древесно-волокнистые плиты, млн. кв.м.

395

+6

Древесно-стружечные плиты, млн. куб.м.

5,5

+19,3

Листовое стекло, млн. кв.м.

189

+13,8

Окна, млн. кв.м.

16,2

+17,6

Стальные трубы, млн. тонн

9,1

+35,8

Сборные стальные конструкции, млн. тонн

3,5

+4,3

Кровельные и гидроизоляционные  рулонные материалы (из нефтяного битума), млн. кв.м.

484

+5,3

Полимерные материалы для покрытий стен, пола и потолка, млн. кв.м.

217

+9,9

     

 

Производство основных стройматериалов  по итогам 2010 года выросло на 10-15%, что естественно оказывает положительное влияние на отрасль производства строительных материалов.

ГЛАВА 2.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ    ФИНАНСОВ       НА

ОТРАСЛЬ ПРОИЗВОДСТВА СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

            2.1

Формы воздействия государственных финансов на    отрасль производства строительных материалов в Российской Федерации


Современный этап развития рыночной экономики в различных странах  характеризуется активным вмешательством государства в экономические  и социальные процессы, поскольку  в условиях существования монополий, сильного влияния профсоюзов не происходит автоматического саморегулирования  рынка. При этом в силу ограниченности возможности применения административных методов наиболее часто используемым экономическим инструментом выступают  финансы. Следовательно, основным субъектом  финансового регулирования выступает  государство.

Государственное регулирование экономических  процессов в целом, и в том  числе государственное финансовое регулирование, направлено на предотвращение возникающих диспропорций, когда  отдельные сегменты экономики развиваются  более быстрыми темпами, угрожая  создать ситуацию перепроизводства. Еще одним направлением государственного финансового регулирования является обеспечение развития более быстрыми темпами высокотехнологичных отраслей экономики или их создание. Немаловажным фактором экономического развития является социальная стабильность, поэтому государственное финансовое регулирование связано также с ее достижением.

Финансовое регулирование происходит, с одной стороны, через стимулирование одних сегментов экономической  системы путем концентрации в  них финансовых ресурсов и, с другой стороны, через сдерживание иных сегментов на основе ограничения объема поступающих в них финансовых ресурсов.

Таким образом, финансовое регулирование — это воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других

Все методы государственного регулирования, несмотря на их определенное разнообразие, как показывает анализ мирового экономического опыта, можно разбить на следующие  группы:

  • административное регулирование
  • экономическое регулирование

К экономическому регулированию относятся:

  • прямое регулирование
  • косвенное регулирование.

К административному регулированию  отрасли производства строительных материалов относятся разнообразные  меры, которые основываются не на экономических  интересах и реализующих их стимулах, а опираются на «силу» приказа. Такие как:

    • контроль доходов;
    • контроль цен;
    • квотирование;
    • лицензирование.

К прямому экономическому регулированию  отрасли производства строительных материалов относятся многообразные  формы безвозвратного целевого финансирования территорий, предприятий, отраслей:

    • субвенции или прямые субсидии;
    • дотации; пособия;
    • доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различных уровней (общенациональных, региональных, местных);
    • льготные кредиты.

К косвенным формам экономического регулирования отросли производства строительных материалов относятся:

    • налоговая политика,
    • кредитная политика

Таким образом, государство, используя  экономические интересы и стимулы, влияет на отрасль производства строительных материалов. То есть косвенные формы  экономического регулирования воздействуют на производство и потребление опосредованно, автоматически, носят безадресный  характер.

В данный момент правительство вкладывает большое количество средств в производство строительных материалов, в связи с активным развитием строительных и  отделочных работ.

 

 

 

 

2.2 Методы воздействия государственных финансов на отрасль производства строительных материалов в Российской Федерации

В процессах управления финансами  объектами управления являются виды финансовых отношений, связанные с  формированием денежных доходов, накоплением  и их использованием. Субъектами управления выступают организационные структуры, осуществляющие управление: в государственных  финансах — государственные и  муниципальные органы; в финансах хозяйствующих субъектов — специальные службы, финансовый аппарат; в финансах домохозяйств — сами домохозяйства.

Конкретизируя сущность управления финансами, мы должны перечислить ряд основных направлений этой деятельности: предвидение  и выработка программы действий, организационная функция, распорядительная функция, координация действий исполнителей, контроль исполнения принятых решений.

Информация о работе Формы и методы воздействия государственных финансов на промышленность строительных материалов