Формы и методы воздействия государственных финансов на промышленность строительных материалов

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 09:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение отрасли производства стройматериалов, её развитие и перспективы.
Для достижения цели, необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть современное состояние отрасли производства стройматериалов и перспективы её развития;
изучить формы и методы воздействия финансов на отрасль производства стройматериалов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………3
ГЛАВА 1.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОТРАСЛИ ПРОИЗВОДСТВА СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………….5
Производство строительных материалов в Российской Федерации………………………..…………………………5
Нормативно-правовая база регулирования рынка строительных материалов в Российской Федерации……….7
Анализ современного состояния рынка строительных материалов Российской Федерации…………………………9
ГЛАВА 2.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА ПРОМЫШЛЕННОСТЬ СТОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ……...14
Формы воздействия государственных финансов на отрасль производства строительных материалов в Российской Федерации………………………............................................14
Методы воздействия государственных финансов на отрасль производства строительных материалов в Российской Федерации …………………………………………………….16
ГЛАВА 3.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ ПРОИЗВОДСТВА СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………. 20
Основные проблемы отрасли производства строительных материалов в Российской Федерации………………………20
Перспективы развития отрасли производства строительных материалов в Российской Федерации…………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………...27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………..29

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 283.97 Кб (Скачать)

Процесс управления финансами можно  рассматривать как следующий  ряд последовательных процедур:

1) выработка форм финансовых  отношений и их совершенствование;

2) финансовая деятельность, включающая  финансовое прогнозирование, составление  и исполнение финансовых планов;

3) изучение, анализ и проверка  соблюдения действующих форм  финансовых отношений с целью  подготовки предложений для их  дальнейшего совершенствования.

Под методами управления понимаются способы и средства достижения поставленных целей. Методы управления финансами  обладают рядом специфических особенностей:

1) методы управления используются  субъектами исполнительной власти  в качестве средства реализации  закрепленной за ними компетенции;

2) посредством методов финансового  управления реализуется управляющая  воля государства;

3) через методы управления финансами  осуществляется связь субъекта  управления с объектом управления  в сфере финансов;

4) выбор конкретных методов управляющего  воздействия на финансовые отношения  находится в прямой зависимости  от особенностей объекта управления (например, ведомственной принадлежности);

5) методы управления финансовыми  отношениями имеют обязательный  характер, что обеспечивается средствами  их правового регулирования.[8]

Методы финансового управления делятся на две группы: косвенные  и прямые. Экономические (косвенные) методы состоят в создании государством условий, которые либо стимулируют  определенный тип поведения управляемых  объектов (например, предоставление льгот), либо создают предпосылки ограничительного характера в форме усложнения процедур, повышения тарифов и др.

Конкретные формы применения косвенных  методов финансового управления могут быть следующими:

1) формирование и поддержание  конкурентной среды на внутреннем рынке, и ограничение монополизации рынка; 

2) защита контрактных отношений  между субъектами рынка, обеспечивающая  стабильное функционирование расчетно-платежных  отношений в финансовой сфере;

3) проведение эффективной таможенной  политики; 

4) содействие развитию страхового  дела и страхования предпринимательских рисков;

5) содействие развитию рынка  капитала. 

Прямыми методами финансового управления являются методы прямого административного  воздействия на финансовую деятельность хозяйствующих субъектов посредством:

1) лицензирования предпринимательской  деятельности, установления квот  на производство некоторых товаров, определения предельных цен по ограниченной номенклатуре товаров и услуг;

2) финансового дотирования и  субсидирования производства и  реализации отдельных видов товаров и услуг;

3) применения государственной монополии  и акцизного налогообложения  на отдельные виды товаров; 

4) реализации системы мер социальных  гарантий, социальной и финансовой  поддержки социально незащищенных  слоев населения; 

5) установления льгот по налогам  и различным платежам в бюджет  и внебюджетные фонды для конкретных  категорий налогоплательщиков; 

6) применения финансовых санкций  в отношении нарушителей финансовой дисциплины.

Таким образом, данные методы воздействия  на отрасль производства строительных материалов используются в Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3.

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ ПРОИЗВОДСТВА СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

            3.1

Проблемы отрасли производства строительных материалов в Российской Федерации


Рынок строительных материалов в России на сегодняшний день составляет порядка 9,5 млрд. долл., значительную долю которого составляет Московский рынок – 1,6–2,1 долл. (Рисунок 1)

                 

Рис. 1 Доля московского рынка строительных материалов в общем

          Объеме

Производство строительных материалов напрямую связано с темпами развития рынка недвижимости, а именно со строительством новых объектов, реконструкцией и ремонтом. По данным специалистов рост объемов производства был отмечен в большинстве производств отдельных групп продукции для строительства. Особенно высокие темпы роста объемов производства (более 20%) были отмечены по таким группам продукции как: сухие строительные смеси, термоизоляционные материалы, гипсокартон, керамическая плитка, напольные покрытия.

Рост цен на строительные материалы  опережает инфляцию. Это продиктовано дефицитом данных материалов на рынке  и отчасти ростом цен на жилье. По данным Министерства экономического развития Российской Федерации темпы роста цен на строительные материалы в 2006 году составили 11,9%. Данные производителей строительных материалов по темпам роста цен за 2006 год – 23,7%.

Вышеизложенные статистические показатели иллюстрируют ситуацию, которая сложилась  на рынке строительных материалов. Среди причин, которые привели  к существующему положению вещей  на рынке можно выделить следующие:

    1. дефицит на мировом рынке сырья и спекулятивный характер торгов на мировых биржах; 
    2. монополизация рынка производства строительных материалов; 
    3. дефицит строительных материалов на внутреннем рынке; 
    4. рост объемов строительства в последние несколько лет; 
    5. недостаток производственных мощностей.

За последний год стоимость  меди и олова на мировых биржах достигла максимальных показателей. Дефицита данного товара не наблюдается, а  рост стоимости идет за счет спекулятивных  сделок. Другая ситуация складывается на рынке цинка. Этот металл является дефицитным, и его стоимость растет быстрыми темпами. В России производственные мощности по обработке цинка начинают модернизироваться, либо только запущены. Рынок оцинкованных материалов демонстрирует  высокие темпы роста цен.

Одной из причин монополизации рынка  служит высокая ресурсоемкость и  энергоемкость рынка. Цены на энергоносители постоянно растут. Износ основных фондов производственных компаний также  находится на высоком уровне. Многие производители работают на старом оборудовании.

Процесс модернизации производства строительных материалов требует регулярных вложений. Вместе с тем растут тарифы на оплату энергии и перевозки. При высоком  требовании рынка недвижимости по наращиванию  темпов строительства, на рынке строительных материалов возникает дефицит материалов. Неравномерное развитие строительного и производственного сектора сказываются на стоимости объектов недвижимости.(Рисунок 2)

Рис. 2  Дефицит производства строительных материалов


Для обеспечения потребности в  строительстве объектов недвижимости на сегодняшний день недостаточно производственных мощностей. Дефицит цемента наблюдается  уже сегодня, и с каждым годом  будет расти. Необходимо ввести новые  мощности производства и модернизировать  старые. В ближайшие годы потребуются  инвестиции в десятки млрд. рублей, а также потребуются новые  энергетические ресурсы. Стоит отметить, что монополизирован не только рынок  производства строительных материалов, но и рынок строительства объектов недвижимости.

Функции антимонопольного комитета урезаны, демонополизировать рынок практически  нет возможности – вопросы по регулированию монополий разрабатываются с 2004 года. В существующей ситуации изменение законодательства по земельным отношениям не повлияет на чиновников, которые будут применять различные меры для сохранения своих интересов.

Исходя из этого, стоимость недвижимости будет только расти. Дополнительным стимулом ценового роста выступит дефицит  строительных материалов и рост тарифов  на энергоносители. Также, сам ценовой  рост на недвижимость будет усиливать  рост цен на строительные материалы, который в свою очередь будет  усиливать ценовой рост на недвижимость. Цены на стройматериалы будут расти, пока дорожает жилье.

Проблема государственного регулирования  строительной отрасли заключается  в том, что работы по развитию и  совершенствованию нормативно-правовой базы, гармонизации отечественных норм и стандартов идут медленно, а отечественные  разработки в области технологии производства эффективных видов  стройматериалов без комплексного обслуживания по монтажу и пусконаладочным  работам, а также постгарантийному обслуживанию – практически не востребованы и не защищены.

Таким образом, основными проблемами развития отрасли являются моральный  и физический износ основных фондов, высокая ресурсоемкость, значительные энергетические и трудовые затраты  на производство продукции, низкое качество и неконкурентоспособность продукции, низкая инвестиционная привлекательность  и низкий потенциал внедрения  инновационных разработок, отсутствие эффективных собственников.

3.2   Перспективы развития отрасли производства строительных материалов в Российской Федерации

Несмотря на рост производства стройматериалов  в Петербурге и Ленобласти, некоторые  наименования остаются в дефиците, а цены увеличиваются на все без  исключения материалы.

Ожидается рост производства цемента, однако это случится нескоро. Наблюдается рост инвестиционной активности в этом сегменте: промышленность переходит на энергосберегающие технологии (сухой способ производства), строятся и вводятся новые мощности. По приблизительным подсчетам, суммарные инвестиции в отрасль до 2015 года составят 500 млрд рублей. Заявлено более 70 проектов строительства новых цементных заводов в России. Реализация наиболее вероятных проектов из заявленных позволит увеличить цементные мощности России к 2015 году не менее чем на 50−52 млн тонн.

Однако пока на нашем рынке дефицит  имеет место. Дефицит носит сезонный характер и касается всех общестроительных и нерудных материалов, но в большей  степени это характерно для цемента, стеновых материалов, сборных ЖБИ  и щебня.

Сезонность дефицита связана с  сезонностью строительных работ, основной объем которых приходится на теплое время года. Однако если производство нерудных материалов можно наращивать по потребности (взять в разработку очередной карьер, например), некоторые  стройматериалы, в частности цемент, приходится ввозить, в том числе  из-за границы.

С другой стороны, аналитики компании INFOLine утверждают, что в России сложилась чрезвычайно благоприятная ситуация для развития цементной отрасли: быстрый рост объемов строительства, который стимулирует спрос на бетон и ЖБИ, сложность импорта из-за системы логистики, наличие российских инвесторов, которые готовы вложиться в сооружение цементных заводов, поскольку сами подвизаются в строительстве.

В соотношении спроса и предложения  по большинству позиций лидирует спрос. Однако есть исключения. В частности, это касается товарного бетона. Спрос  на него растет, поскольку в городе реализуется множество крупных  проектов («Морской фасад», «Охта-Центр», кварталы в Кудрово, Юнтолово, заводы Toyota, General Motors и др., а также строительство объектов транспортной инфраструктуры и дамбы). Однако предложение выбилось в лидеры. По оценкам СЗНК, оно опережает спрос на 20−30%. Только на рынке товарного бетона Петербурга работает свыше 80 производителей товарных бетонов и растворов. В борьбе за объекты и клиентов лидеры рынка диверсифицируют производства и наращивают сетевую инфраструктуру, транспортные мощности, а более мелкие игроки прибегают к демпингу.

По другим позициям спрос превалирует. В частности, в Балтийской металлургической компании (БМК) отмечают растущий спрос  на все без исключения наименования металлопроката, особенно строительную арматуру и трубы. Это связано  с наступлением «высокого сезона»  в отрасли. Поскольку металл в  Петербург и Ленобласть завозится  из других регионов, рыночная ситуация сегодня благоприятствует производителям и трейдерам.

Северо-Западная Нерудная Компания (СЗНК) отмечает также растущий спрос на нерудные материалы. Это, по мнению специалистов компании, обусловлено ростом дорожного и промышленного строительства, а также теплыми зимами, которые продлевают строительный сезон.

Вместе с тем дорогостоящие  отделочные и строительные материалы  до сих пор экспортируются, пусть  и в небольших объемах: кирпич – из Финляндии и Эстонии, природный  камень – с Кавказа и т.д. Подобных материалов в регионе пока производится немного, во всяком случае, как бы ни был мал спрос на них, предложение  отстает.

На рынок выходят новые игроки. Первая группа – вертикально интегрированные  строительные компании, которые выстраивают  полный цикл производства, начиная  от разработки песчаных карьеров. Вторая группа – иностранные производители, которые прежде предпочитали приходить  в Россию через дистрибьюторские сети. Соответственно, обостряется борьба за клиента, что заставляет производителей искать выход на конечного потребителя – развивать собственные логистические схемы, организовывать сети площадок, совершенствовать контроль качества

Информация о работе Формы и методы воздействия государственных финансов на промышленность строительных материалов