Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 12:24, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ государственных финансов.
Задачи:
1. Провести отбор литературы по данной тематике;
2. Рассмотреть бюджетную систему государства;
3. Проанализировать бюджетно-налоговую политику государства.
Введение. 2
1.История государственных финансов. 3
2. Государственные финансы 5
2.4.Внебюджетные фонды. 7
3.Бюджетная система государства. 9
3.1.Понятие и сущность государственного бюджета. Проблема сбалансированности. 9
3.2.Структура госбюджета. 11
3.3.Расходы госбюджета. 12
3.3.1.Бюджетный кредит, субсидии, субвенции, инвестиции. 13
3.3.2.Резервный фонд. 14
3.3.3.Бюджетное финансирование. 14
3.4.Доходы госбюджета. 15
3.4.1.Доходы федерального бюджета. 16
3.4.2.Доходы бюджетов субъектов РФ. 17
3.4.3.Доходы местных бюджетов. 18
3.5.Бюджетный дефицит и профицит. 18
3.6.Бюджетный федерализм. 19
3.7.Государственный долг как составная часть государственного бюджета. 20
4.Бюджетно-финансовая политика. 22
4.1.Бюджетно-финансовая политика в рыночной экономике. 22
4.2. Инструменты бюджетно-налоговой политики. 23
4.3.Государство и совокупный спрос. 24
4.4. Госбюджет и динамика ВВП. 25
4.5.Налоги и совокупное предложение. 25
Заключение. 27
Список, используемых источников. 28
Оглавление:
Россия переживает сегодня трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации. В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой - бюджетная система. С момента, когда государство начинает регулярно составлять бюджет, финансы приобретают всеобщий характер.
Целью данной курсовой работы является анализ государственных финансов.
Актуальность выбранной для исследования темы заключается в том, что одним из значимых факторов успешного развития экономики государства должно быть эффективное и грамотное управление финансовыми ресурсами страны, выражающееся в проведении государственной финансовой политики. Финансовая деятельность любого государства представляет собой процесс собирания, распределения (перераспределения) и использования денежных средств, обеспечивающих практическое выполнение функций государства и органов местного самоуправления.
Задачи:
Государственные финансы
- совокупность экономических отношений,
система образования и
Труд рабов и производимые ими продукты служили средством покрытия большей части потребностей рабовладельческого государства. Важным источником пополнения армии рабов и казны являлись военные грабежи и дань с покорённых народов. При феодализме решающим источником государственных ресурсов стали труд крепостных крестьян и производимые ими продукты. С созданием централизованных государств и ростом их расходов появилась система регулярных общегосударственных налогов и пошлин, казна государства стала отделяться от личных средств главы государства, а сами средства всё более принимать денежную форму. Принудительные сборы и займы уступили место государственным займам и централизованным выпускам денег в обращение. В итоге сложилась (в современном её понимании) сложная система Государственных финансов.
Возникновение финансов
как полноценной системы
В странах, завоевавших после 2-й мировой войны 1939-1945 политическую независимость и вставших на путь борьбы за экономическую самостоятельность, Гос. финансы используются для проведения индустриализации и аграрных преобразований, ликвидации последствий колониализма в области образования, здравоохранения, культуры и т. д.
При социализме Гос. финансы превращаются в одно из важнейших орудий экономической и финансовой политики государства, осуществления социалистических преобразований. В СССР в переходный период от капитализма к социализму Гос. финансы использовались главным образом для проведения социалистической индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства, осуществления культурной революции и ускоренного развития национальных республик.
В СССР и др. социалистических странах за счёт Гос. финансов обеспечиваются финансовые потребности расширенного социалистического воспроизводства, подъём материального и культурного уровня жизни народа, содержание органов государственной власти, укрепление обороноспособности страны.
Структура и содержание финансов в разных странах во многом обусловлены типом господствующей в стране экономической системы. В странах с централизованной управляемой экономикой определяющее место занимают государственные финансы, формирование государственного бюджета и внебюджетных фондов. Здесь главенствующая функция финансов - первичное распределение и последующее перераспределение финансовых ресурсов. Сами финансы характеризуются здесь как денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения ВВП и части национального богатства. В странах с рыночной экономикой сохраняется значительная роль государственных финансов, бюджетирования доходов и расходов государства, используемых на общегосударственные общественные нужды, социальные цели. Однако центр тяжести финансовой деятельности смещается с централизованного распределения финансовых ресурсов на обеспечение устойчивого функционирования свободного рынка товаров, работ, услуг и государственное регулирование рыночных отношений посредством налогов, пошлин, учетных ставок, субсидий, субвенций, квот и других финансовых рычагов. Существенно повышаются роль и возможность самостоятельного использования финансовых ресурсов хозяйствующими субъектами: предприятиями, коммерческими фирмами, компаниями, банками, частными предпринимателями.
2.1.Сущность государственных финансов.
Термин "финансы" происходит
от латинского корня "финис", что
означает "денежный платеж". Величина
государственных финансов определяется
функциями и ролью государства
в обществе: в каждой стране "свои"
государственные финансы
Средства, мобилизуемые
посредством государственных
Субъектами денежных отношений в данной сфере являются государство (в лице соответствующих структур власти), предприятия, объединения, организации, учреждения, граждане.
В состав государственных финансов включаются: бюджеты разных уровней государственного управления, внебюджетные фонды, государственный долг, государственный кредит, финансы государственных предприятий. Благодаря разному функциональному назначению перечисленных звеньев государство оказывает влияние на широкий спектр экономических и социальных процессов, решение отраслевых и территориальных проблем.
Рис.1 Структура государственных и муниципальных финансов.
2.2.Функции государственных финансов.
Государственные финансы как экономическая категория проявляются в выполняемых ими функциях. Государство осуществляет свои функции не в целях получения коммерческой выгоды или прибыли, а для обеспечения коллективного потребления. В этом плане государственные финансы отражают взаимоотношения между государством, с одной стороны, и юридическими лицами и домашними хозяйствами, с другой, по поводу обязательных платежей в денежные фонды государства и использования этих средств в интересах налогоплательщиков.
В рамках финансовой науки существует определенное количество функций финансов государства.
Первая функция-это экономическая, она заключается в финансировании регулирующей деятельности государства в национальном хозяйстве (управлении госсектором, программировании и т.п.).
Вторая - оборонная - состоит в финансировании армии, полиции и т.п.
Третья - социальная - заключается в оказании поддержки малоимущим слоям населения, финансировании пособий по безработице, инвалидам и больным.
И, наконец, последняя, четвертая функция - это экологическая функция. Она заключается в предоставлении субсидий для разработки и внедрения в производство новых технологий, снижающих его вредное воздействие на окружающую среду.
Выполнение этих четырех функций возлагается на современную финансовую систему. Самые главные задачи решаются путем использования федеральных финансов, а в них - бюджетов центрального правительства. Менее значимые задачи выполняют бюджеты региональных и местных органов власти.
2.3.Принципы
и роль государственных
Государственные финансы занимают определенное место и играют определенную роль в общей системе экономической и политической жизни страны, мобилизуя денежные ресурсы для выполнения государством своих функций.
Состояние государственных финансов — один из основных показателей устойчивости экономики и совершенства социальной системы. Из бюджета обеспечивается финансирование важнейших инвестиционных программ, экологии, обороны и пр.
Государственные финансы ориентированы на следующие основные принципы:
Роль финансов заключается в следующем:
Внебюджетные фонды – это денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включенные в госбюджет. Эти средства находятся в распоряжении центральных и территориальных органов власти и концентрируются в специальных фондах. Примерами могут быть российские Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения и т.д. Внебюджетные фонды создаются в основном в социальных целях и финансируются за счет социальных налогов и субсидий из бюджета.
Предшественниками внебюджетных фондов являлись специальные фонды, которые появились задолго до возникновения бюджета для решения государством конкретных задач. Они носили, как правило, временный характер; число их росло в связи с увеличением задач, стоящих перед государством. В современных условиях внебюджетные фонды представляют собой механизм перераспределения национального дохода, а иногда и части совокупного общественного продукта, с целью защиты интересов отдельных социальных групп населения, решения конкретных задач экономического характера.
Внебюджетные фонды довольно разнообразны как по функционально- целевому назначению, так и по уровням управления. В соответствии с функциональным назначением их можно подразделить на фонды, имеющие либо экономический, либо социальный, либо природоохранный характер.
К экономическим внебюджетным фондам относятся Федеральный и территориальные дорожные фонды, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ, Федеральный экологический фонд РФ, Государственный фонд борьбы с преступностью и др.
По уровням управления внебюджетные фонды подразделяются на фонды общественного, республиканского и регионального значения.
По принадлежности различают государственные, местные и межгосударственные фонды. Наибольшее значение среди межгосударственных фондов имеют Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, бюджетная комиссия Европейских сообществ.
Существуют также внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого назначения, целью которых является финансовая поддержка конкретных институтов, проектов, развитие и стимулирование производства (Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, Фонд содействия научно-техническому прогрессу и др.).
По срокам действия специальные фонды подразделяются на постоянные и временные, которые прекращают свое существование после выполнения возложенных на них задач.
Государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично - и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом.
В настоящее время в РФ принят трех годичный план бюджета с ежегодной поправкой.