Государственные финансы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 12:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ государственных финансов.
Задачи:
1. Провести отбор литературы по данной тематике;
2. Рассмотреть бюджетную систему государства;
3. Проанализировать бюджетно-налоговую политику государства.

Оглавление

Введение. 2
1.История государственных финансов. 3
2. Государственные финансы 5
2.4.Внебюджетные фонды. 7
3.Бюджетная система государства. 9
3.1.Понятие и сущность государственного бюджета. Проблема сбалансированности. 9
3.2.Структура госбюджета. 11
3.3.Расходы госбюджета. 12
3.3.1.Бюджетный кредит, субсидии, субвенции, инвестиции. 13
3.3.2.Резервный фонд. 14
3.3.3.Бюджетное финансирование. 14
3.4.Доходы госбюджета. 15
3.4.1.Доходы федерального бюджета. 16
3.4.2.Доходы бюджетов субъектов РФ. 17
3.4.3.Доходы местных бюджетов. 18
3.5.Бюджетный дефицит и профицит. 18
3.6.Бюджетный федерализм. 19
3.7.Государственный долг как составная часть государственного бюджета. 20
4.Бюджетно-финансовая политика. 22
4.1.Бюджетно-финансовая политика в рыночной экономике. 22
4.2. Инструменты бюджетно-налоговой политики. 23
4.3.Государство и совокупный спрос. 24
4.4. Госбюджет и динамика ВВП. 25
4.5.Налоги и совокупное предложение. 25
Заключение. 27
Список, используемых источников. 28

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по экономике.doc

— 271.50 Кб (Скачать)

 Еще один источник государственного долга - упомянутые выше политические интересы, приводящие к увеличению правительственных расходов и, следовательно, увеличению бюджетного дефицита.

В определении размеров государственного долга существуют различные подходы. Наиболее реалистичным считается определение доли государственного долга к ВНП или к экспорту. Богатая нация имеет большую возможность выдерживать государственный долг значительных размеров по сравнению с бедной нацией.

  Многие экономисты считают,  что основная тяжесть долга  состоит в необходимости ежегодно отчислять процентные платежи, возникающие как результат государственного долга.

  Государственный долг и его  рост сильно влияют на функционирование  экономики. В этом плане видятся  две опасности: возможность банкротства  нации и опасность переложения долгового бремени на будущие поколения. В настоящее время государственный долг занимает особое место среди болевых проблем современной бюджетной политики России.

Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.

Государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами, номинированные в рублях. Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ. Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Центральным банком РФ и его учреждениями. Правительство РФ публикует ежегодно сведения о состоянии государственного внутреннего долга за предыдущий финансовый год.

Государственным внешним долгом РФ являются долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами, номинированные в основном в евро и долларах США. Внешний государственный долг РФ включает в себя задолженность по кредитам правительств иностранных государств, по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм, по кредитам международных финансовых организаций и государственные ценные бумаги России.

Внешние заимствования осуществляются на основе международных договоров  Правительством РФ или от имени российских юридических лиц. Законом установлен предельный размер государственных внешних заимствований РФ, который не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и выплате российского долга. Учет и регистрация заимствований и предоставляемых кредитов находится в ведении Минфина РФ, а их порядок определяется Правительством РФ.

 

 

4.Бюджетно-финансовая политика.

Для регулирования рыночной экономики государство активно  использует инструменты бюджетно-финансовой политики, которая наряду с его  кредитно-денежной политикой обладает огромными возможностями.

Бюджетно-финансовую политику также иногда называют налогово-бюджетной  по основным инструментам, с помощью  которых она воздействует на хозяйственную  ситуацию в стране. Или еще ее именуют фискальной.

4.1.Бюджетно-финансовая политика в рыночной экономике.

Бюджетно-финансовая политика - это  совокупность экономических и административных мер, предпринимаемых правительством с целью стабилизации и повышения  эффективности национальной экономики, с использованием, главным образом, бюджетных и налоговых инструментов.

Бюджетно-финансовая политика государства  направлена на регулирование или  изменение совокупного спроса, то есть реального объема национального  производства, который потребители - предприятия и правительство готовы купить при любом возможном уровне цен. Воздействуя хотя бы на один компонент совокупного опроса (на потребительские расходы, инвестиции, государственные закупки и чистый экспорт), государство в состоянии подтолкнуть спрос в сторону его расширения или наоборот, сдержать его. Оно делает это с помощью мер бюджетно-финансовой политики, в основном, изменяя государственные расходы и налоги.

Вмешательство государства в экономику с целью ее регулирования осуществляется в двух формах бюджетно-финансовой политики - дискреционной и недискреционной (автоматической).

Дискреционная форма бюджетно-финансовой политики - основана на сознательном вмешательстве  государства в налоговую систему (изменение налоговой структуры, налоговых ставок) и госрасходы. Ее целью является бюджетное регулирование экономического роста, занятости и инфляции.

Недискреционная форма бюджетно-финансовой политики - имеет меньшее значение. Она основана на автоматически действующих  нормах, то есть вступающих в действие без необходимости принятия правительством каких-либо специальных мер. Эта форма бюджетно-финансовой политики реализуется с помощью "встроенных стабилизаторов", к которым относят систему прогрессивного налогообложения и систему социальных пособий.

Трансфертные платежи (социальные пособия) - один из компонентов бюджетных расходов ведут себя прямо противоположно. Выплаты по ним пособий и субсидий малоимущим слоям населения сокращаются во время подъема и возрастают по мере спада производства.

Бюджетно-финансовая политика государства с рыночной экономикой, как правило, формируется на основе трех вариантов.

Первый вариант исходит из того, что необходимо обеспечить сбалансированность госбюджета, то есть госбюджет должен быть без дефицита. При этой сбалансированным должен быть любой ежегодный бюджет. На практике использование принципа сбалансированности бюджета может способствовать углублению экономических противоречий.

Второй вариант бюджетно-финансовой политики государства также основывается на принципе сбалансированности бюджета, но не в рамках одного года (как в первом варианте), а за любой определенный отрезок времени - например, в течение экономического цикла. При использовании этого подхода происходит увязка государственной бюджетно-финансовой политики с политикой антикризисного регулирования.

В третьем варианте бюджетно-финансовой политики ее роль заключается в достижении сбалансированности экономики в  целом, а не только бюджета. Согласно третьему подходу, макроэкономическая стабильность может сочетаться с разными состояниями бюджетного финансирования, то есть может сопровождаться как дефицитом, так и профицитом бюджета. Согласно этому подходу, при возникновении дефицитов их можно ликвидировать путем повышения налогов или привлечения займов.

4.2. Инструменты  бюджетно-налоговой политики.

Инструментарий фискальной политики включает: манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, кроме того, трансфертные платежи  и другие виды государственных расходов. Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности фискальной политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.

Различные инструменты  по-разному воздействуют на экономику. Государственные закупки, образуют один из компонентов совокупных расходов, а, следовательно, и спроса. Как и частные расходы, государственные закупки увеличивают уровень совокупных расходов. Помимо государственных закупок имеется еще один вид госрасходов. А именно - трансфертные платежи. Они не включаются в ВНП, однако, они входят и учитываются в личном доходе и располагаемом доходе. Объем частного потребления скорее зависит не от национального, а от располагаемого дохода. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств. Инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы являются налоги. Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений.

Фискальная политика как способ  финансового регулирования экономики  осуществляется с помощью мощных рычагов  - налогообложения и государственных  расходов. Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики.

4.3.Государство и совокупный спрос.

Подавляющая часть бюджетных расходов (государственные закупки, заработная плата так называемым бюджетникам, кредиты, ссуды и субсидии) обусловливает  совокупный спрос. Их большой вес  в нем позволяет государству  воздействовать на весь совокупный спрос:

 

AD= C + I + G + X,

 

где AD - совокупный спрос; С- потребительский спрос; I- инвестиционный спрос частные инвестиции); G - спрос  государства (государственные расходы); X- чистый экспорт.

Государственные расходы  и налоги активно используются властями для воздействия на экономическую ситуацию. Манипулируя ими, государство может повлиять на совокупный спрос и ВВП. Таким образом, государство увеличивает или сокращает и совокупный спрос на товары и услуги, и предложение на рынке произведенных в течение года конечных товаров и услуг (ВВП).

В периоды подъемов или спадов в экономике изменения в госрасходах и налогах, осуществляемые властями, оказывают разное воздействие на совокупный спрос и ВВП. Так, в период подъема государство сокращает свои расходы с тем, чтобы снизить рост совокупного спроса и ВВП. В период спада, наоборот, власти повышают бюджетные расходы, чтобы тем самым поддержать и совокупный спрос и ВВП.

В противоположность маневрам с  госрасходами, в период подъема экономики  государство обычно повышает налоги, тем самым, сокращая доходы населения и бизнеса, а с ними - и расходы. В результате величина совокупного спроса снижается, а, следовательно, рост ВВП замедляется.

В период спада налоги снижают, увеличивая возможности активизировать деятельность населения и бизнеса в неблагополучной экономической обстановке. На совокупный спрос правительство воздействует через налоги: чем выше их ставки, тем ниже размер располагаемых доходов в виде потребительского спроса домашних хозяйств и инвестиционного спроса предприятий. Однако налоги могут оставаться высокими без их негативного воздействия на совокупный спрос, а просто потому, что фискальная функция налогообложения может возобладать над регулирующей.

Государственные расходы, оказывая существенное воздействие на темпы и пропорции совокупного спроса и ВВП, стимулируют рост спроса - инвестиционного и потребительского.

4.4. Госбюджет  и динамика ВВП.

Рост государственных расходов ведет к оживлению экономики - росту доходов и ВВП.

Рис.3 демонстрирует, что при росте ВВП (Y) рост государственных доходов (Т) приводит к тому, что они со временем начинают превышать государственные расходы (G). В результате дефицит госбюджета, типичный для периода спада ВВП, превращается в профицит. Заметим, что размеры и дефицита, и профицита зависят от наклона линии Т, который обусловлен тем, насколько налоговые поступления в бюджет восприимчивы (эластичны) к изменениям ВВП.

 

Рис.3. Изменение государственных  доходов в зависимости от динамики ВВП.

В свою очередь, указанная восприимчивость во многом зависит от силы так называемых встроенных стабилизаторов. Это прогрессивная система налогообложения, государственные трансферты малоимущим и тому подобные средства воздействия на доходы. Они не только уменьшают меру снижения и повышения совокупного спроса, но и смягчают циклические колебания в доходах госбюджета.

4.5.Налоги  и совокупное предложение.

Рис.3. показывает, что в ходе экономического цикла автоматически может возникать  дефицит и профицит бюджета. Для  борьбы с дефицитом госбюджета и в целях оживления хозяйственной жизни сторонники экономики предложения предлагают снижать налоги. Они полагают, что более низкие ставки налогов не обязательно приведут к увеличению дефицита госбюджета из-за сокращения налоговых поступлений (как полагают кейнсианцы), а подъему производства (предложения) и спроса помогут обязательно. Однако проблема состоит в том, что если это и происходит, то в долгосрочном периоде, а в краткосрочном периоде поступления долгов в бюджет могут и снизиться.

Отметим также, что косвенные налоги, в отличие от прямых, являются одним из встроенных стабилизаторов бюджета. В фазе спада, когда объем прибыли и других доходов обычно снижается больше, чем объем ВВП, также резко сокращается поступление прямых налогов. Что касается косвенных налогов, то объем сделок с товарами и услугами снижается заметно меньше, в результате чего поступления в госбюджет от НДС, налога с продаж, акцизов снижаются не в такой степени, как объем ВВП. Более того, косвенные налоги уменьшают и отрицательное воздействие инфляции на бюджет. Если прямые налоги дают в бюджет поступления в основном от тех доходов и имущества, размеры и цены которых растут обычно медленнее инфляции, то косвенные налоги базируются на тех товарах и сделках, цены которых не отстают, а иногда и опережают индекс - дефлятор ВВП.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Таким образом, проанализировав государственные финансы, можно сделать вывод о том, что роль государственных финансов в современной экономики очень велика, это очень сложная система, возникшая в средние века. Структура и содержание финансов в разных странах во многом обусловлены типом господствующей в стране экономической системы. Еще раз подчеркнем, что субъектами денежных отношений в данной сфере являются государство, предприятия, объединения, организации, учреждения, граждане. И также в состав государственных финансов включаются: бюджеты разных уровней государственного управления, внебюджетные фонды, государственный долг, государственный кредит, финансы государственных предприятий. Функции гос. финансов: экономическая, оборонная, социальная и экологическая.

Неотъемлемую часть гос. финансов составляет государственный бюджет. Он является наиболее важным орудием государственного регулирования экономики и экономической политики. Напомним, что гос.бюджет – это план гос. расходов и источников их покрытия. Через бюджет распределяется значительная часть ВВП страны. Структура госбюджета страны зависит от ее государственного устройства. За счет бюджета содержится армия, полиция, часть здравоохранения, наука, осуществляется защита окружающей среды. Государственный бюджет всегда являлся важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы.

Информация о работе Государственные финансы