Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 12:24, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ государственных финансов.
Задачи:
1. Провести отбор литературы по данной тематике;
2. Рассмотреть бюджетную систему государства;
3. Проанализировать бюджетно-налоговую политику государства.
Введение. 2
1.История государственных финансов. 3
2. Государственные финансы 5
2.4.Внебюджетные фонды. 7
3.Бюджетная система государства. 9
3.1.Понятие и сущность государственного бюджета. Проблема сбалансированности. 9
3.2.Структура госбюджета. 11
3.3.Расходы госбюджета. 12
3.3.1.Бюджетный кредит, субсидии, субвенции, инвестиции. 13
3.3.2.Резервный фонд. 14
3.3.3.Бюджетное финансирование. 14
3.4.Доходы госбюджета. 15
3.4.1.Доходы федерального бюджета. 16
3.4.2.Доходы бюджетов субъектов РФ. 17
3.4.3.Доходы местных бюджетов. 18
3.5.Бюджетный дефицит и профицит. 18
3.6.Бюджетный федерализм. 19
3.7.Государственный долг как составная часть государственного бюджета. 20
4.Бюджетно-финансовая политика. 22
4.1.Бюджетно-финансовая политика в рыночной экономике. 22
4.2. Инструменты бюджетно-налоговой политики. 23
4.3.Государство и совокупный спрос. 24
4.4. Госбюджет и динамика ВВП. 25
4.5.Налоги и совокупное предложение. 25
Заключение. 27
Список, используемых источников. 28
Структура госбюджета страны зависит, прежде всего, от ее государственного устройства. В стране с унитарным устройством 2 уровня бюджета: государственный и местный. В странах с федеративным устройством 3 уровня бюджета: федеральный, региональный (субъектов федерации) и местный.
С помощью госбюджета
государство оказывает
К числу особенностей относятся следующие:
Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через раcпределительную (перераспределительную) и контрольную функции. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей; вторая позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как распределяются бюджетные средства, эффективно ли они используются.
Именно с помощью
бюджета государство имеет
Ни одно из звеньев
финансов не осуществляет такого многовидового
и многоуровневого
Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса. Использование бюджета в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое выражение в создании государством бюджетного механизма, который является конкретным выражением бюджетной политики.
Для России же в силу ее федеративного устройства важную роль приобретает не просто выработка грамотного бюджетного механизма, а правильное соотношение бюджетов различных уровней, действующих на территории страны, что и составляет понятие бюджетной системы. Даже грамотно построенный и сбалансированный федеральный бюджет не в состоянии в полной мере выполнять свои перераспределительные и контрольные функции при отсутствии надлежащего бюджетного механизма. Важное значение имеет единство бюджетной системы, которое основывается на принципах самостоятельности, гласности, полноты и реальности всех входящих в нее бюджетов.
Организационные
принципы построения бюджетной
системы, ее структура,
Рис.2.Структура госбюджета.
Федеральный (центральный бюджет) - формируется для выполнения общих функций в границах РФ. Его ресурсы предназначаются для государственных, целевых, комплексных программ, обеспечения государственных расходов, связанных с выполнением Россией федеральных функций, а также содержания вооруженных сил и органов управления. Федеральный бюджет имеет важное значение для правильного решения экономических и социальных задач в масштабе всей России.
Важное значение в
системе бюджетных отношений
отводится местным бюджетам. В
последнее время они
Каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет. Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации.
Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Они выполняют функции политического, социального хозяйственного регулирования. Первое место в бюджетных расходах занимают социально-культурные статьи: социальные пособия, образование, здравоохранение, культура, наука и др.
Расходы бюджета подразделяются на две группы:
Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций.
Бюджет развития (капитальные расходы) - часть расходов бюджетов, связанных с расширенным воспроизводством, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Капитальные расходы обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность. К ним относятся расходы, предназначенные для инвестиций, на проведение капитального ремонта, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели, и т.п.
Часть бюджетных средств государство направляет на национальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности. Основное место в затратах на оборону занимает закупка вооружений и военной техники. Затем идут затраты по текущему содержанию армии и флота, остальное приходится на долю военного строительства, пенсий военнослужащим и прочие расходы.
Значительные бюджетные средства ежегодно направляются на финансирование социально-культурных мероприятий. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять минимальные потребности населения в медицинском обслуживании, осуществлять социальную защиту граждан, повышать уровень их социального обеспечения. Эти расходы одновременно влияют на общественное производство, способствуя улучшению качественного состава трудовых ресурсов, созданию условий для повышения производительности труда на основе использования научных достижений, ускорению научно-технического прогресса.
В затратах на хозяйственные нужды обычно выделяют бюджетные субсидии сельскому хозяйству. Также в их состав включается расходы на отрасли материального производства, жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения.
Расходы на управление позволяют осуществлять руководство экономикой.
Трансфертные платежи (трансферт означает в.переводе с английского "передавать"), государство производит социальные выплаты особо нуждающимся слоям населения - по социальному страхованию и обеспечению, пенсий по старости, пособий на детей, по инвалидности и безработице, и т.п. Через трансфертные платежи правительство изменяет структуру производства товаров частного сектора. Определенная часть населения с помощью государства получает возможность потреблять оплаченные обществом товары.
Все расходные статьи бюджета делятся на защищенные и незащищенные. Перечень защищенных дается ежегодно в законе о бюджете. Защищенные статьи не подлежат сокращению при недостатке доходных источников. Сокращение может производиться только по защищенным статьям.
Из бюджета выделяются средства на возвратной и платной основе в форме бюджетного кредита юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями. Бюджетный кредит предоставляется на основании заключенного договора при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату кредита.
Бюджетный кредит предоставляется юридическим лицам, не имеющим просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе.
Бюджетные кредиты (процентные и беспроцентные) предоставляются государственным или муниципальным унитарным предприятиям на условиях и в пределах лимитов, предусмотренных соответствующими бюджетами.
Бюджетная ссуда — это представляемые бюджету другого уровня бюджетные средства на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев. За счет этих ссуд покрывается временная потребность в денежных средствах, вызванная временным шагом между поступлением доходов и финансированием расходов.
Субсидии — это бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов в рамках бюджетной системы физическим и юридическим лицам.
Субвенции — это бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основах, на финансирование целевых расходов в рамках бюджетной системы или юридическим лицам.
Особое значение в бюджетных расходах имеют расходы на финансирование бюджетных инвестиций. Они предусматриваются соответствующим бюджетом при условии включения их в федеральную или региональную целевую программу либо в соответствии с решением Федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления.
В расходной части бюджетов всех
уровней бюджетной системы
Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году.
Орган исполнительной власти, местного
самоуправления ежеквартально информирует
орган законодательной или
Осуществление расходов бюджета достигается при помощи бюджетного финансирования. Под ним понимается система предоставления денежных средств организациям, предприятиям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами предоставления средств. Принципы, формы и методы бюджетного финансирования влияют на результативность функционирования бюджетной системы.
Принципы финансирования:
В области расходов бюджета до сих пор имеют место существенные недостатки:
Доходы госбюджета складываются в первую очередь из налогов (сборов пошлин), доходов от государственного имущества, а также штрафов, конфискаций и т.п. Бюджеты нижестоящего уровня могут финансироваться за счет бюджетов вышестоящего уровня.
Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Доходы бюджета представляют собой часть национального дохода.
Доходы бюджета можно подразделить на три крупные группы: