Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 17:34, реферат
Особенное место в трудах ученых занимало изучение государственных финансов. При этом достаточно подробно исследовались вопросы доходы государства: система доходов, их развитие в различных доходах, порядок и формы взимания налогов в бюджет, контроль за этим и процессами со стороны государства, источники покрытия дефицита бюджета, развития государственного кредита.
Российские ученые-финансисты разрабатывали как теоретические, так и практические вопросы финансовой науки. В теории они были приверженцами прагматического подхода, сторонниками теории « удовлетворении коллективных потребностей».
Другое направление, которое подробно изучалось дореволюционными финансистами, - бюджет и местные финансы. Рассматривались вопросы построения центрального бюджета и местных бюджетов, а так же бюджетного процесса (в особенности его кассовое устройство).
Глава II. Теории государственных финансов
2.1 Теории государственных
финансов российских
Расцвет российской финансовой науки пришелся на конец CIC - началоCC вв., когда были опубликованы самые известные работы российских экономистов и юристов И. Янжула, И. Озерова, И. Кулишера, Л. Ходского, В. Лебедева, С. Иловайского и др.
Особенное место в трудах ученых занимало изучение государственных финансов. При этом достаточно подробно исследовались вопросы доходы государства: система доходов, их развитие в различных доходах, порядок и формы взимания налогов в бюджет, контроль за этим и процессами со стороны государства, источники покрытия дефицита бюджета, развития государственного кредита.
Российские ученые-финансисты
разрабатывали как
Другое направление, которое подробно изучалось дореволюционными финансистами, - бюджет и местные финансы. Рассматривались вопросы построения центрального бюджета и местных бюджетов, а так же бюджетного процесса (в особенности его кассовое устройство).
В этот же период развивалось
социально-демократическое
Основное содержание дореволюционных работ В. Ленина – критика финансовой политики России.
В 1917 г. Лениным разрабатывалась экономическая платформа партии большевиков, которая была принята VI съездом РСДРП (б). В ней много внимания уделялось вопросам денег, финансам, кредита. В частотности, она предусматривала национализацию и централизацию банковского дела, национализацию страхового дела, прекращение выпуска бумажных денег, отказ от уплаты внешних и внутренних долгов, изменения национальной системы путем выделения высокого поимущественного налога, и налога на прирост имущества, реформу подоходного налога и установления действительного контроля за доходами капиталистов1.
В дальнейшем исследование Ланиным финансовых проблем было связано с тактическими задачами, возникавшими перед государством. Наиболее эффективно им были разработаны вопросы финансового контроля, создания нового финансового аппарата, укрепления финансового положения государства, проведение денежной реформы и осуществление финансовой политики.
С переходом к директивным
методам управления экономикой и
финансами появляется необходимость
упорядочения и унификации научных
представлений о финансах, их подчинение
классовой борьбе. Результатом этого
является создание науки о финансах
СССР, доказывающей преимущества советских
финансов над финансами
В первый период (1926-1931) в
основном разрабатывались частные
вопросы финансов, которые возникали
в ходе выполнения первого пятилетнего
плана. Но в то же время делались
попытки обобщения новых
Второй период развития советской финансовой науки (1931-1956) характеризуется становлением единых взглядов на предмет финансов. Классиком этого периода – В. Дьяченко, в своих многочисленных работах разработавший основные теории финансов: сущность, функции и роль финансов в общественном воспроизводстве, место финансов в распределении национального дохода, состав финансовой системы и некоторые другие вопросы. Дьяченко впервые дал целостное марксистское определение финансов: «Финансы социалистического государства есть система денежных отношений, на основе которых через плановое распределение доходов и накоплений обеспечивается образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных ресурсов государства в соответствии с его функциями и задачами».
2.2 Западные теории
Западная наука достигла несомненных успехов не только в описании и анализе финансовых явлений и отношений, но и выработке рекомендаций правительствам. Сильной стороной западной финансовой науки является объективность при анализе реальных экономических процессов и отсутствие зависимости от правительственных органов.
Сильной стороной западной
финансовой науки является также
широкое использование
Теоретические корни современной западной науки кроются в научных изысканиях их предшественников, творивших в XVIII–XIX вв. Анализ положений современной западной науки о финансах свидетельствует о том, что они составляют неотъемлемую часть экономической доктрины, обусловленной конкретными историческими условиями.
Классическая теория финансов появилась в во времена Римской империи и закончилась в середине XX века. ЕЕ суть сводилась к доминанте государства в финансах.
Один из ведущих теоретиков финансовой науки XIX века, профессор Гейдельберского университета К. Рау (1792-1870) выделили три периода в ее развитии: ненаучное состояние, переход к научной обработке, научный период.
Период ненаучного состояния был самым продолжительным – со времен Древней Греции и Рима. В те годы господствовал патриархальный взгляд, согласно которому государство рассматривалось как частное лицо. Доходы государства складывались из платы за пользование государственными землями, рудниками, рынками, пристанями. Расходы тоже не отличались многообразием2.
Конец средневековья стал, по мнению многих ученых, началом второго периода развития финансовой науки – перехода к научной обработке. Значительный вклад бал сделан итальянцами Д. Карфа (?-1487), Н. Макиавелли (1480-1540), Дж. Боттеро (1540-1617) и другими.
Это были годы раннего меркантилизма,
открывшие эпоху
Впервые систематизировал финансы ученый Ж.Боден (1530-1596), выделив основные источники государственных доходов: домен, воинская добыча, подарки друзей, дань союзников, торговля, пошлины с ввоза вывоза, налоги с подданных. Т. Гоббс (1588-1679) пропагандировал идею косвенного налогообложения, У Пети (1623-1687) разрабатывал идею стимулирования хозяйства путем разумной налоговой политики. Дж. Локк (1632-1704) предлагал оставить один налог – поземельный.
Во второй половине XVIII века финансовая наука выделилась как самостоятельное направление. Этот век считается началом научного периода. Толчок к нему был дан работами физиократов. Первые представители этого периода были Й Юсти (1720-1771) и Й. Зонненфельс (1732-1817).
Юсти впервые предложил определенные правила для разработки налоговой политики: налоги не должны вредить человеческой свободе и промышленности; налоги должны быть справедливы и равномерны; налоги должны иметь основательные подводы; налоги не должны иметь много касс и много обслуживающих по взиманию налогов.
Юсти предложил правило для расходов: расходы должны быть соизмеримы с доходами и приносить благо государю и его подданным. К концу XIX века классическая теория финансов представляла собой свод административных и хозяйственных правил по ведению финансов государства и публичных союзов.
Л. Косса дол наиболее емкое определение этому направлению: « Финансовая наука – есть теория государственного имущества. Она обучает лучшим правилам, по которым следует составлять его, управлять и пользоваться им».
Неоклассическая теория финансов возникла во второй половине XX веке в период развития рыночных отношений.
Эта теория базируется на следующих тезисах:3
Неоклассическую теорию можно определить как систему знаний об управлении и регулировании тремя составляющими: ресурсы, отношения, рынки.
Обращение внимания на рынки капитала и крупнейшие компании не случайно. Именно акционерные компании играют большую роль в экономике. Хотя их количество не велико, их доля в общем объеме продукции исключительно высока. Фондовые рынки и рынки капитала тоже играют важную роль в экономике.
Первые попытки выстраивания теории поведения на фондовом рынке связаны с именем Ч. Доу (1851-1902), который основал компанию в 1882 г. «Dow, Jones & Co». Доу был сторонником идеи прогнозирования цен на акции и считал, что со временем фондовый рынок станет наиболее спекулятивным.
Два десятилетия спустя фр. ученый Л. Башелье написал докторскую диссертацию «Теория спекуляции», в которой пытался дать объяснение поведению цен на фондовом рынке Франции. Ему принадлежит идея стохастического поведения цен на рынке капитала.
Д. Уильямс предложил в 1937 г. модель оценки финансовых активов как инструмента для работы на рынке ценных бумаг. Г. Марковиц разработал в начале 50-х годов основы теории портфеля.
По сути, он предложил методологию финансирования в финансовые портфели. Дальнейшее развитие этот раздел получил в исследованиях, посвященных ценообразованию ценных бумаг, разработке концепций эффективности рынка капитала, созданию моделей оценки риска и доходности и т.д. Во второй половине 50-х годов проводились так же исследования по теории структуры капитала и стоимости источников финансирования. Ведущую роль в них занимали работы Ф. Модильяни и М. Миллера.
В 60-х годах появилась прикладная дисциплина финансовый менеджмент, посвященная управлению финансами крупной компании.
С середины и почти до конца XIX века финансовая наука находилась под влиянием марксистского учения. Сущность финансов и значение отдельных финансовых категорий разрабатывались К.Марксом и Ф. Энгельсом. Главным трудом Маркса принято считать работу «Капитал».
Исследуя методы первоначального накопления капитала, Маркс правомерно отнес к ним в первую очередь финансовые методы – государственные расходы, государственный кредит и налоговую систему. Именно они обеспечили быстрый рост накопления капитала. Создав материальные предпосылки для бурного развития капиталистического производства. Наибольшее внимание Маркс и Энгельс уделили важнейшим экономическим категориям – налогам. Изучая их сущность, они постоянно подчеркивали, что для всех трудящихся налоги являются орудием дополнительной эксплуатации. При оценке налогообложения Маркс отдавал предпочтение прямому и подоходному налогу, выступая за прогрессивные формы налогообложения. Косвенные налоги как более тяжелые он называл прогрессивными налогами «навыворот».
Анализируя сущность государственного бюджета, Маркс писал, что основным вопросом бюджета является соотношения расходной и доходной частей, т.е. сальдо бюджета (излишек или дефицит). Именно сальдо определяет сокращение или увеличение налогообложения.
В 1870 г. Возникла новая историческая школа, начало которой положили немецкие ученые (Шмоллер, Вебер Вагнер). Исследованиями государственных финансов в наибольшей мере занимался А. Вагнер, предложивший свое решение накопления капитала с помощью государства. Выступая с позиций расширения объема государственной деятельности (административной, социально – культурной и инвестиционной), он разработал девять принципов налогообложения, сгруппировав их в четыре раздела:
По сути они дополняли известные принципы Смита. Вслед за классиками буржуазной политэкономии А. Вагнер считал, что финансы могут быть использованы государством для достижения справедливости распределения доходов и богатства в стране.
Экономическая теория Дж. Кейнса, возникшая как потребность капиталистического производства в государственном регулировании, оказало огромное влияния на формирования финансовой концепции. Кейнсианские рекомендации с различными модификациями использовались на практике многими государствами в течение длительного периода. В основе финансовой концепции Дж. Кейнса лежит идея «эффективного спроса».
Кейнс выступил со своей теорией, когда экономика пережила тяжелейший циклический кризис 1929-1933 гг., изложив ее в работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936). В ней обосновывалась необходимость вмешательства государства в экономику в условиях нестабильного развития. Основными инструментами такого вмешательства должны стать финансовые категории, и в первую очередь государственные расходы. Их формирование, структура и рост является важным фактором достижения «эффективного спроса». Рост государственных расходов за счет налогов и займов смогут оживить предпринимательскую деятельность и обеспечить увеличение национального дохода, а так же ликвидацию безработицы. Для достижения этой цели, как считает автор, государство обязано не только поднять уровень своих расходов, но и воздействовать на личное и инвестиционное потребление.