Государственные финансы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 12:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ государственных финансов.
Задачи:
1. Провести отбор литературы по данной тематике;
2. Рассмотреть бюджетную систему государства;
3. Проанализировать бюджетно-налоговую политику государства.

Оглавление

Введение. 2
1.История государственных финансов. 3
2. Государственные финансы 5
2.4.Внебюджетные фонды. 7
3.Бюджетная система государства. 9
3.1.Понятие и сущность государственного бюджета. Проблема сбалансированности. 9
3.2.Структура госбюджета. 11
3.3.Расходы госбюджета. 12
3.3.1.Бюджетный кредит, субсидии, субвенции, инвестиции. 13
3.3.2.Резервный фонд. 14
3.3.3.Бюджетное финансирование. 14
3.4.Доходы госбюджета. 15
3.4.1.Доходы федерального бюджета. 16
3.4.2.Доходы бюджетов субъектов РФ. 17
3.4.3.Доходы местных бюджетов. 18
3.5.Бюджетный дефицит и профицит. 18
3.6.Бюджетный федерализм. 19
3.7.Государственный долг как составная часть государственного бюджета. 20
4.Бюджетно-финансовая политика. 22
4.1.Бюджетно-финансовая политика в рыночной экономике. 22
4.2. Инструменты бюджетно-налоговой политики. 23
4.3.Государство и совокупный спрос. 24
4.4. Госбюджет и динамика ВВП. 25
4.5.Налоги и совокупное предложение. 25
Заключение. 27
Список, используемых источников. 28

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по экономике.doc

— 271.50 Кб (Скачать)

Доходы могут формироваться  на налоговой и неналоговой основе и за счет безвозмездных перечислений в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством.

К налоговым доходам  относятся:

  1. предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы;
  2. пени и штрафы.

К неналоговым относятся  доходы:

  1. от использования имущества, находящего в государственной и муниципальной собственности;
  2. от продажи или другого возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  3. от платных услуг, оказываемых органами государственной власти, местного самоуправления, бюджетными учреждениями;
  4. полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности;
  5. в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы;
  6. другие неналоговые доходы.

В доходы бюджетов зачисляются  также безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и  правительств иностранных государств, по взаимным расчетам — операциям  по передаче средств между бюджетами  разных уровней бюджетной системы.

Основной статьей дохода государственного бюджета являются налоговые поступления. Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями - фискальной и экономической. С помощью первой формируется бюджетный фонд; реализуя вторую, государство влияет на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопления капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Конкретными формами проявления категории налога являются виды налоговых платежей, устанавливаемых законодательными органами власти. С организационно-правовой стороны налог - это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах, исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.

Штрафы подлежат зачислению, как правило, в местные бюджеты  по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа. Суммы конфискаций, компенсаций и другие средства, в принудительном порядке изымаемые в доход государства, зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством и решениями судов.

Доходы бюджетов подразделяются на собственные и регулирующие. Собственные доходы бюджетов — доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами действующим законодательством. К собственным доходам бюджетов относятся:

  1. налоговые доходы,  закрепленные за соответствующими бюджетами действующим законодательством;
  2. часть неналоговых доходов;
  3. безвозмездные перечисления.

Регулирующие доходы бюджетов — виды доходов, получаемые бюджетами в форме отчислений от собственных доходов бюджетов других уровней бюджетной системы в соответствии с установленными на определенный срок нормативами отчислений.

3.4.1.Доходы федерального бюджета.

В доходы федерального бюджета  зачисляются:

  1. собственные налоговые доходы федерального бюджета, кроме налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы;
  2. доходы субъектов РФ, централизуемые в федеральном бюджете для целевого финансирования централизованных мероприятий.

К налоговым доходам  федерального бюджета относятся:

  1. федеральные налоги и сборы;
  2. таможенные пошлины, таможенные сборы и другие таможенные платежи;
  3. государственная пошлина в соответствии с действующим законодательством.

Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:

  1. доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходов от платных услуг, оказываемых органами государственной власти РФ и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении этих органов власти;
  2. доходов от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;
  3. части прибыли унитарных предприятий, созданных РФ, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей.

В доходах федерального бюджета также учитываются: прибыль  Банка России, доходы от внешнеэкономической  деятельности и доходы от реализации государственных запасов и резервов.

3.4.2.Доходы бюджетов субъектов РФ.

Доходы бюджетов субъектов РФ формируются  за счет собственных и регулирующих налоговых доходов.  В доходы бюджетов субъектов РФ полностью поступают  доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов  РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти субъектов РФ, бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ.

К налоговым доходам  бюджетов субъектов РФ относятся:

  1. собственные налоговые доходы бюджетов субъектов РФ от региональных налогов и сборов;
  2. регулирующие налоговые доходы бюджетов субъектов РФ;

Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет.

3.4.3.Доходы местных бюджетов.

В местные бюджеты полностью  поступают доходы от использования  имущества, находящегося в муниципальной  собственности, и доходы от платных  услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления. Также полностью поступают в местные бюджеты доходы от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Доходы местных бюджетов формируются  за счет собственных и регулирующих налоговых доходов.

К налоговым доходам местных  бюджетов относятся:

    1. собственные налоговые доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов;
    2. регулирующие налоговые доходы, передаваемые местным бюджетам Российской Федерацией и субъектами РФ;
    3. государственная пошлина, кроме государственной пошлины, зачисляемой в доходы федерального бюджета.

Неналоговые доходы местных  бюджетов формируются за счет части  прибыли муниципальных унитарных  предприятий, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей.

3.5.Бюджетный дефицит и профицит.

В случае если государственные  расходы превышают государственные  доходы, возникает бюджетный дефицит, который может быть покрыт либо за счет резервного фонда, накопленного в  предыдущие периоды, либо за счет денежной эмиссии, либо при помощи государственных займов.

Крайне отрицательные последствия (финансовые, экономические, социальные) огромного бюджетного дефицита настоятельно требуют осуществления системы мер по его преодолению, проведения  активной  финансовой  политики,  использования общепринятых в мировой практике методов борьбы с   дефицитом. Стремление к равновесию бюджетных доходов и расходов путем  сбалансированности  государственного  бюджета  -  это сегодня одна из главных задач. Только решая ее, можно проводить целенаправленную финансовую политику.

Профицит бюджета –  это превышение доходов над расходами. Профицит может использоваться на: сокращение привлечения доходов от продажи государственного или муниципального имущества; направление средств на погашение дополнительных обязательств; увеличение расходов, за счет передачи части доходов бюджетам других уровней; уменьшение налоговых доходов путем внесения изменений в налоговое законодательство.

Различается профицит первичный  — когда текущие доходы бюджета покрывают его текущие расходы, и вторичный — когда доходы бюджета покрывают все расходы, включая выплату внутренних и внешних государственных долгов.

3.6.Бюджетный федерализм.

Понятие бюджетного федерализма (межбюджетных отношений) употребляется  для обозначения тех отношений, которые возникают между бюджетами разных уровней: федеральным, региональным  и местным.

Основа бюджетного федерализма  – автономность всех трех уровней  бюджета. Но она редко достигается  полностью из-за того, что налоговые  поступления обычно не могут обеспечить все расходы региональных и местных бюджетов. В результате бюджеты более высокого уровня обычно субсидируют бюджеты более низкого уровня. И чем больше зависят бюджеты от таких субсидий, тем больше проблем возникает в межбюджетных отношениях. 

Бюджетный федерализм — одно из сложнейших направлений экономических реформ, охватывающих область экономических, финансовых и политических отношений.

Бюджетный федерализм принято разделять  на две сферы: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя сфера выполняет функции централизации, распределения и перераспределения бюджетных средств между уровнями государственной власти. Внешняя сфера отражает конечную предназначенность бюджетных отношений, осуществляя "обслуживание" государством общества, при этом, чем это "обслуживание" дешевле, тем эффективнее система бюджетного федерализма.

В Российской Федерации установлена конституционная модель бюджетного федерализма, так как именно Конституция определяет такие общие принципы бюджетной системы, как разграниченность и самостоятельность бюджетов всех уровней. Особым звеном конституционной модели бюджетного федерализма являются совместные бюджетные и налоговые полномочия Федерации и ее субъектов.

Единство бюджетной системы  является непременным условием осуществления общегосударственной финансовой политики. Реализуется это единство через взаимодействие бюджетов всех уровней посредством использования регулирующих доходных источников, создания целевых бюджетных фондов, их частичного перераспределения.

Закрепление определенного порядка движения финансовых потоков по уровням бюджетной системы государства и организация экономических отношений, возникающих по этому поводу, составляют, по существу, основу механизма бюджетного регулирования.

Главным в понимании проблем бюджетного федерализма является то, что они не ограничиваются сферой межбюджетных отношений, а естественным образом пронизывают всю бюджетную систему страны. По существу, бюджетный федерализм есть не что иное, как форма бюджетного устройства в федеративном государстве.

Проблема бюджетного федерализма  не столько проблема взаимоотношения  бюджетов различных уровней бюджетной  системы, сколько проблема взаимоотношений  государства и его граждан  на основе организации рационального  движения потоков финансовых ресурсов.

Бюджетная система любого государства  существует в условиях несбалансированности бюджетов. Для нормального функционирования бюджетной системы в федеративном государстве необходим "перелив" бюджетных ресурсов, который, однако, не может быть произвольным. Механизм его реализации должен быть четко отработан и отлажен.

3.7.Государственный  долг как составная часть государственного  бюджета.

Государственные займы  накапливаются и превращаются в  государственный долг.

Государственный долг - это общая сумма задолженности государства по непогашенным займам и невыплаченным процентам по ним. Его принято делить на внешний (долг правительством и банкам других стран, а также междугородним организациям) и внутренний (долг перед юридическими лицами и гражданами своей страны).

Также государственный  долг делиться на:

  1. краткосрочный (до 1 года);
  2. среднесрочный (от 1 года до 5 лет);
  3. долгосрочный (свыше 5 лет).

В настоящее время  в большинстве стран растут как  внутренние, так и внешние долги. Такое положение при неэффективном использовании полученных средств на определенном этапе развития может вызвать тяжелые социально-экономические последствия. Современные эксперты признают опасным для стабильности национального хозяйства такое положение, при котором общая сумма государственного долга превышает объем ВВП в 1,5-2 раза. Поэтому правительства всех стран стараются не доводить государственный долг до этой черты. Они стремятся к сокращению расходов по обслуживанию долга путем снижения расходной части бюджета. Например, это может быть уменьшение расходов на военные нужды, конверсия в оборонной промышленности, сворачивание социальных программ, приватизация низкорентабельных предприятий госсектора.

Причинами возникновения государственного долга обычно являются трудные периоды  для экономики: войны, спады и т.д. Например, во время войны надо переориентировать большую часть ресурсов на производство военной продукции, что требует значительных государственных расходов, как требует их и содержание армии. Имеется три варианта финансирования: увеличение налогов, выпуск денег и дефицитное финансирование. Рост налогообложения приводит к подрыву трудовых стимулов, выпуск денег создает инфляционное давление, следовательно, большая часть военных расходов финансируется за счет продажи обязательств населению. Другой источник государственного долга - это спады. В периоды, когда национальный доход сокращается, или не может увеличиваться, налоговые поступления автоматически сокращаются и приводят к бюджетным дефицитам.

Информация о работе Государственные финансы