Государственный бюджет и финансы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 20:01, контрольная работа

Краткое описание

Финансы появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы. С разложением феодализма и развитием в его недрах капиталистического способа производства все большую значимость стали приобретать денежные доходы и расходы государства. С выделением государственной казны и полным отделением ее от собственности монарха возникают понятия государственных финансов, государственного бюджета, государственного кредита.Государственные финансы послужили мощным рычагом первоначального накопления капитала.

Оглавление

1.Финаны 3
1.1 Возникновение финансов. 3
1.2 Понятие и сущность финансов 4
1.3 Функции финансов 6
1.4 Финансовая политика. 7
2.Государственный бюджет. 9
2.1 Понятие государственного бюджета. 9
2.2 Бюджетная система Российской Федерации. 10
2.3 Функции государственного бюджета. 10
Список используемой литературы. 14

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 34.53 Кб (Скачать)

ФГБОУ ВПО «ВятГУ»

ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

По дисциплине: Макроэкономика

Государственный бюджет и  финансы.

 

 

 

 

Выполнила студентка  группы :  11-ЭКНу-176 Широкова Е.А.

                                                Проверила преподаватель :Завойчинская И.Г.

 

Адрес : 613044 Кировская обл. г.Кирово-Чепецк

ул. Школьная дом 6 корпус 1 кв.61

 

 

КИРОВ

2012 год

Оглавление

Тема. Государственный  бюджет и финансы. 3

1.Финаны 3

1.1 Возникновение  финансов. 3

1.2 Понятие  и сущность финансов 4

1.3 Функции  финансов 6

1.4 Финансовая  политика. 7

2.Государственный  бюджет. 9

2.1 Понятие  государственного бюджета. 9

2.2 Бюджетная  система Российской Федерации. 10

2.3 Функции  государственного бюджета. 10

Список используемой литературы. 14

 

 

 

Тема. Государственный бюджет и финансы.

1.Финаны

1.1 Возникновение финансов.

Финансы появились  одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы. С разложением феодализма и развитием в его недрах капиталистического способа производства все большую значимость стали приобретать денежные доходы и расходы государства. С выделением государственной казны и полным отделением ее от собственности монарха возникают понятия государственных финансов, государственного бюджета, государственного кредита.Государственные финансы послужили мощным рычагом первоначального накопления капитала.

Считается, что первые бумажные деньги появились в Китае в VIII веке нашей эры. Наиболее ранний тип  бумажных денег в Китае представлял  собой, так же как и в Европе, расписки, выпускаемые либо под ценности, сдаваемые на хранение в специальные  лавки, либо в качестве свидетельств об уплаченных налогах, хранящихся на счетах в центрах провинций.

Основные этапы истории  развития денег:

Первый этап – появление  денег с выполнением их функций  случайными товарами;

Второй этап – закрепление  за золотом роли всеобщего эквивалента (этот этап был, пожалуй, самым продолжительным);

Третий этап – этап перехода к бумажным или кредитным деньгам;

Четвертый этап – постепенное  вытеснение наличных денег из оборота, вследствие чего появились электронные  виды платежей.

В условиях капитализма, когда товарно-денежные отношения  приобретают всеохватывающий характер, финансы выражают экономические отношения связанные с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.Основные средства капиталистических государств стали концентрироваться в государственном бюджете.К началу XX в. государство стало участвовать в процессе производства, распределения и использования общественного продукта.

1.2 Понятие и сущность  финансов

Финансы (от лат. financia — наличность, доход) — совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных (денежных)фондах государства или хозяйствующих субъектов.

Важный признак  финансов – денежный характер финансовых отношений. Материальной основой существования и функционирования финансов выступают денежные отношения между двумя субъектами. Субъекты этих отношений обладают разными правами (одно из субъектов – государство). В процессе этих отношений происходит формирование общего денежного фонда – бюджета. Регулярное поступление средств в бюджет не может быть обеспечено безприданиям налогам принудительного характера.

Основные сущностные характеристики категории "финансы" рассматриваемые  в современной трактовке. Система  таких сущностных характеристик  состоит в следующем.

1. Категория "финансы"  отражает характер определенных  экономических отношений и соответственно  входит в систему экономических  категорий. В соответствии с  научной классификацией экономическими  признаются отношения по поводу  производства, обмена, распределения  и потребления совокупного общественного  продукта, создаваемого экономической  системой. Обслуживая товарно-денежные отношения между экономическими субъектами, участвующими в формировании совокупного общественного продукта, отражая движение стоимости в процессе его создания, непосредственно влияя на распределение и перераспределение доходов или прибыли участников экономического процесса и обеспечивая необходимое накопление капитала в различных его формах для осуществления воспроизводственных процессов на расширенной основе, финансы полностью отвечают требованиям вышеизложенного критерия.

2. Категория "финансы"  является объективной категорией, функционирующей в различных  общественно-экономических формациях.  Являясь объективной экономической  категорией, финансы выступают носителем  единой абстрактной сущности  системы финансовых отношений  во всех общественно-экономических  формациях, хотя отличительные  функции финансов, их роль в  общественном воспроизводстве могут  определяться особенностями общественно-экономического  строя конкретного государства.  Это связано с тем, что любое  государство независимо от общественно-экономического  строя формирует для реализации  своих властных функций систему  необходимых ему финансовых отношений.

3. Главным содержанием категории финансов выступают распределительные и перераспределительные отношения. Основной концепцией главного экономического содержания категории финансов являются отношения между различными экономическими субъектами в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода. Содержание этой концепции состоит в том, что основным предметом финансовых отношений экономических субъектов являются финансовые ресурсы, которые окончательно формируются лишь на стадии распределения произведенной стоимости (т.е. когда эта стоимость реализуется и перераспределяется).

Главным материальным источником денежных фондов выступает национальный фонд (доход) страны. Это вновь созданная стоимость или стоимость внутреннего валового продукта (ВВП) за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства. Глагол финансировать означает «снабжать денежными средствами».

1.3 Функции финансов

Распределительная — посредством финансов распределяется и перераспределяется внутренний национальный доход, благодаря чему денежные средства поступают в распоряжение государства, муниципалитета;

Перераспределительная – государство использует финансы в качестве орудия распределения национального дохода эффективно воздействует на результаты хозяйствования и в дальнейшем появляется необходимость в перераспределении национального дохода это вызывается: наличием не производственной сферы; необходимость социального развития; создание благоприятных условий для предпринимательства. Подавляющая часть перераспределительных отношений осуществляется через государственный бюджет. В результате перераспределения образуются вторичные, или производственные, доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода. Доходы, создаваемые в ходе перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и прежде всего между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, а также объемом и структурой средств производства и предметов потребления – с другой.

Контрольная — порождена распределительной функцией и проявляется в контроле за распределением национального дохода по денежным фондам и по целевому расходованию. Эта функция проявляется на всех стадиях создания, распределения и использования нац. дохода. Одной из важных задач финансового контроля является проверка соблюдения финансового законодательства, своевременного и полного выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Регулирующая — вмешательство государства в процесс воспроизводства через финансы (налоги, государственные кредиты и т. д.). Государство воздействует на воспроизводительный процесс через финансирование отдельных предприятий, проведение налоговой политики;

Стабилизирующая — обеспечение граждан стабильными экономическими и социальными условиями.

1.4 Финансовая политика.

Главная задача финансовой политики – обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной программы экономического и социального развития. Финансовая политика – это совокупность государственных  мероприятий, направленных на мобилизацию  финансовых ресурсов, их распределение  и использование для выполнения государством его функций.

Финансовая политика –  это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Она включает в себя три  основных элемента:

1) определение и постановку  главных целей и конкретизацию дальнейших и ближайших задач, которые необходимо решить для достижения поставленных целей за определенный период;

2) разработку методов,  средств и форм организации  отношений, при которых данные  цели достигаются в кратчайшие  сроки, а ближайшие и перспективные  задачи решаются оптимальным  образом;

3) подбор и расстановку  кадров, способных решить поставленные  задачи, организовать их выполнение. Финансовая политика оценивается  по тому, насколько она соответствует  интересам общества и насколько  она способствует достижению  поставленных целей и решению  конкретных задач.

Чтобы определить и сформировать финансовую политику, необходима достоверная  информация о финансовом положении  государства, его финансовом потенциале, т. е. объективных возможностях государства.

В период эволюционного развития общественной жизни и стабильного  государственного устройства внутренняя и внешняя финансовая политика государства  решают одну главную задачу – обеспечение  сохранения и упрочения существующей в данном государстве системы  общественных отношений. В период революционных  изменений политические силы проводят политику, направленную на разрушение действующей и формирование новой  системы общественных отношений.

Роль финансовой политики в критические моменты жизни  трудно переоценить, так как в  первую очередь происходит радикальное  перераспределение финансовых ресурсов.

Первоочередные задачи, стоящие  перед современной финансовой политикой  российского государства, – борьба с инфляцией, преодоление спада  производства, повышение социальной защищенности населения.

 

 

 

 

 

2.Государственный бюджет.

2.1 Понятие государственного бюджета.

Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, не могли не затронуть сферу  государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный  бюджет, являясь главным средством  мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную  перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в  большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько  бюджетная политика государства  будет отвечать требованиям времени.

Важнейшим понятием в области финансов является бюджет. Бюджет как экономическая категория представляет собой сложную систему социально-экономических отношений, развивающихся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованных финансовых ресурсов, создаваемых на различных уровнях управления народным хозяйством и предназначенных для обслуживания общественных потребностей. При этом государственный бюджет интегрирует все социально – экономические отношения, складывающиеся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованного денежного  фонда страны.

Бюджет – это специфический  универсальный финансовый план, потому что его показатели охватывают все  сферы экономического и социального  развития страны. Это форма образования  и расходования денежных средств.

2.2 Бюджетная система Российской Федерации.

 

В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих  уровней:

1.Федеральный бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенная для обеспечения задач и функций отнесенных к предметам ведения Российской Федерации. Через Гос.бюджет государство организует перераспределение средств между производственной и не производственной сферами, регионами, отраслями. Выступая как система денежных отношений, государственный бюджет, выражает экономические отношения в обществе между социальными слоями и группами. 

2.Региональные бюджеты(бюджеты субъектов Российской Федерации)

это форма образования  и расходования денежных средств, предназначенная для обеспечения задач и функций отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации.

Информация о работе Государственный бюджет и финансы