Финансовый контроль в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 16:18, курсовая работа

Краткое описание

Финансовый контроль имеет важнейшее значение для управления финансами на любом уровне, обеспечивая надежное функционирование всей финансовой системы, реализацию осуществляемой государством финансовой политики, содействует обеспечению финансовой безопасности.
Выделяют несколько определений финансового контроля:
контроль над ведением финансовой документации, ее соответствием установленным нормам и правилам;
контроль над соблюдением законов и нормативных актов при осуществлении финансовых операций юридическими и физическими лицами, распределением и использованием денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

Файлы: 1 файл

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ.docx

— 69.32 Кб (Скачать)

Введение

     Контроль является одной из важнейших функций процесса управления, осуществляемого на любом уровне, и представляет собой систему наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, а также выявление результатов управленческих воздействий на управляемый объект. Контроль осуществляется в различных сферах деятельности общества. Наиболее значимым в сфере экономики государства является финансовый контроль. Финансовый контроль охватывает своим воздействием общественные отношения, возникающие в сфере бюджетной деятельности государства, т.е. в процессе образования, распределения и использования определенных фондов денежных средств.

      Как форма реализации контрольной функции  финансов, финансовый контроль необходим  в любом обществе, основанном на товарно-денежных отношениях. В странах  с рыночной экономикой роль финансового  контроля особенно велика, так как  важнейшим направлением деятельности субъектов хозяйствования при обязательном соблюдении установленных норм права  становится повышение ее эффективности. Механизм управления государством посредством централизованной аккумуляции финансовых ресурсов и организации процесса их перераспределения требует создания четкой системы финансового контроля, способной обеспечить законность финансовой деятельности государства и оценить ее эффективность и целесообразность.

     Финансовый  контроль имеет важнейшее значение для управления финансами на любом  уровне, обеспечивая надежное функционирование всей финансовой системы, реализацию осуществляемой государством финансовой политики, содействует  обеспечению финансовой безопасности. 

   Выделяют  несколько определений финансового  контроля:

  1. контроль над ведением финансовой документации, ее соответствием установленным нормам и правилам;
  2. контроль над соблюдением законов и нормативных актов при осуществлении финансовых операций юридическими и физическими лицами, распределением и использованием денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

   На  сегодняшний день тема финансового  контроля в системе управления финансами является очень актуальной для Российской Федерации. Проблемы обеспечения единства финансового контроля в современной действительности занимают ключевое место. В нынешних условиях существуют факторы, ограничивающие действенность государственного финансового контроля в Российской Федерации. Среди основных из них можно выделить:

   - отсутствие четкой и полной нормативно-правовой базы и самого определения государственного финансового контроля в бюджетном законодательстве, нет единого федерального закона о системе финансового контроля;

   - недостаточное отражение специфики  государственного устройства Российской Федерации в организационной структуре органов государственного финансового контроля;

   - законодательная неопределенность статуса органов государственного финансового контроля РФ и ее регионов, места и роли каждого субъекта государственного финансового контроля в его целостной системе;

   - отсутствие четкого разграничения сфер деятельности, что вызывает многочисленные коллизии и перекладывание ответственности;

   - слабое взаимодействие органов контроля между собой, присутствие некоторой разобщенности в приоритетах деятельности контрольных органов;

   - отсутствие единой информационной базы, единого методологический подход к процессу осуществления контроля. 
 
 
 
 
 
 

1. Содержание и задачи финансового контроля.

1.1. Задачи финансового контроля.

     Финансовый контроль — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации. Необходимость финансового контроля обусловлена одной из функций финансов – контрольной, предусматривающей осуществление присмотра (контроля) за формированием и рациональным использованием фондов денежных средств в соответствии с их целевым предназначением.

     Специфика любого контроля как элемента управления – его вторичность: контролировать можно только то, что уже имеется  независимо от контроля. Финансовый контроль не является сам по себе инструментом непосредственной организации финансовой деятельности. Цель финансового контроля заключается в своевременном получении полноценной информации о ходе процесса управления финансами на микро- и макроуровне, выявленных нарушениях для принятия адекватных управленческих решений, устранение или предотвращение ошибок в деятельности субъекта.

     Основными задачами финансового контроля являются:

  • обеспечение финансовой безопасности государства и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования;
  • выполнение субъектами хозяйствования своих финансовых обязательств, в том числе перед органами государственной власти и органами местного самоуправления;
  • рост финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, обеспечение их рационального, эффективного и законного использования;
  • соблюдение финансовых интересов всех субъектов хозяйствования, усиление их ответственности за результаты своей деятельности;
  • повышение эффективности финансовой политики государства.

     В качестве объекта финансового контроля выступают: процессы образования, распределения и использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления, характеризующиеся системой различных стоимостных показателей. Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в т.ч. в законодательном порядке.

     Непосредственным  предметом проверок выступают такие  финансовые (стоимостные) показатели как  прибыль, доходы, налог на добавленную  стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные  цели и в фонды. Контроль является элементом государственного принуждения, поскольку законом предусмотрены  различные формы ответственности  за неисполнение бюджетно-налогового законодательства. 

     Сферой  финансового контроля являются практически  все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях  и без них (бартерные сделки и  т.п.).

     Субъектами финансового контроля являются специально уполномоченные органы (государственные контрольные органы; структурные подразделения, созданные в субъектах хозяйствования и органах государственной власти и местного самоуправления; негосударственные специализированные организации), а также квалифицированные специалисты, осуществляющие свою контрольную деятельность в соответствии с нормами права. Субъекты контроля для реализации поставленных задач выполняют конкретные действия или функции, реализация которых осуществляется на основании их полномочий, определяющих компетенцию органа, осуществляющего контроль.

1.2. Процесс финансового контроля: основные этапы.

     Процесс финансового контроля включает следующие основные этапы:

  • планирование, которое предполагает определение объекта, целей, задач и форм контроля и формирование набора количественных и качественных показателей, по которым будет производиться оценка реализации финансовых решений;
  • проведение контроля, целью которого является сбор оперативных данных, характеризующих состояние объекта контроля, и их предварительная оценка;
  • систематизация результатов контроля (обобщение и упорядочение полученной информации по определенным критериям) и составление отчетности;
  • реализация результатов, которая предполагает доведение принятых по результатам контроля решений до всех заинтересованных лиц, выработку и проведение мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков.

     Финансовый  контроль занимает особое место в  системе государственного контроля. Финансовый контроль, с одной стороны, является одной из завершающих стадий управления финансами, а с другой, он выступает необходимым условием эффективности управления ими. Особое место финансового контроля в общей системе контроля как элемента в системе управления определяется его спецификой, выражающейся в контролирующей функции самих финансов. Объективно присущая финансам способность выражать специфическую сторону производственно-хозяйственной деятельности в любой сфере делает финансовый контроль всеохватывающим, всеобъемлющим. Если контрольная функция финансов является свойством самих финансов, то финансовый контроль является деятельностью соответствующих органов, организующих и осуществляющих этот контроль.

    Финансовый  контроль находится в тесной взаимосвязи  с учетом и анализом хозяйственной деятельности. Эта связь проявляется в том, что эти функциональные экономические науки исследуют один и тот же объект, но с различной целевой функцией.

1.3. Принципы финансового контроля.

    Мировое сообщество на основе многолетнего опыта  разработало основные принципы организации  финансового контроля, среди которых  выделяют:

  1. Принцип законности, который выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируются нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.
  2. Принцип гласности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе, с помощью СМИ, содержания проектов различных финансово-плановых актов, принятых отчётов об их выполнении, результатов проверок и ревизии финансовой деятельности и т.д.
  3. Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции РФ и субъектов РФ в области финансов.
  4. Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.
  5. Независимость контроля должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контрольного органа, более длительными по сравнению с парламентскими сроками полномочий руководителей органов контроля и закреплением в конституции их статуса.
  6. Объективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролёрами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролёров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы.

2. Виды и методы финансового контроля.

2.1. Классификация финансового контроля.

     Виды  финансового контроля весьма разнообразны. Их принято классифицировать по следующим критериям:

  1. Регламент осуществления:
    1. обязательный (внешний);
    2. инициативный (внутренний).
  2. Время проведения:
    1. предварительный;
    2. текущий (оперативный);
    3. последующий.
  3. Вид проводимого контроля:
    1. камерный;
    2. выездной.
  4. Сроки выполнения:
    1. оперативный;
    2. плановый;
    3. внезапный.
  5. Полнота охвата проверяемых вопросов:
    1. комплексный;
    2. тематический;
    3. встречный.
  6. Характер источников контроля:
    1. документальный;
    2. фактический.
  7. Субъекты контроля:
    1. президентский;
    2. контроль законодательных органов власти и местного самоуправления;
    3. контроль исполнительных органов власти;
    4. контроль финансово-кредитных органов;
    5. внутрифирменный;
    6. аудиторский (независимый).
  8. Объекты контроля:
    1. бюджетный;
    2. контроль за внебюджетными фондами;
    3. налоговый;
    4. валютный;
    5. кредитный;
    6. страховой;
    7. инвестиционный;
    8. контроль за денежной массой.
  9. Источники финансирования:
    1. за счет проверяемого лица;
    2. за счет контролирующего субъекта;
    3. за счет третьих лиц.
  10. Периодичность проведения:
    1. систематический;
    2. периодический;
    3. единовременный.

Информация о работе Финансовый контроль в РФ