Финансовый контроль в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 16:18, курсовая работа

Краткое описание

Финансовый контроль имеет важнейшее значение для управления финансами на любом уровне, обеспечивая надежное функционирование всей финансовой системы, реализацию осуществляемой государством финансовой политики, содействует обеспечению финансовой безопасности.
Выделяют несколько определений финансового контроля:
контроль над ведением финансовой документации, ее соответствием установленным нормам и правилам;
контроль над соблюдением законов и нормативных актов при осуществлении финансовых операций юридическими и физическими лицами, распределением и использованием денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

Файлы: 1 файл

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ.docx

— 69.32 Кб (Скачать)

     В целях повышения эффективности  расходования государственных средств  перспективным направлением совершенствования  контроля является переход к аудиту эффективности государственных  расходов, который представляет собой  направление деятельности контрольных  органов, предполагающее анализ результативности и экономности использования  государственных средств, оценку возможных  резервов их роста и обоснованности расходования. В настоящее время  отсутствует единая методика проведения аудита эффективности государственных  расходов, не определены критерии и  показатели эффективности использования  государственных средств. Требует завершения работа по конкретизации и законодательному закреплению критериев неэффективного использования бюджетных средств, распоряжения государственной собственностью, а также ответственность за их неэффективное использование.

     Значительную  долю в общем объеме финансовых нарушений, выявляемых в ходе осуществления  финансового контроля, является нецелевое  использование бюджетных средств. При этом недостаточно четко определены основания, по которым использование  бюджетных средств может трактоваться как нецелевое, а также отсутствуют  правовые механизмы, которые должны быть направлены на усиление мер ответственности  за нецелевое или неэффективное расходование государственных средств.

     Важной  проблемой осуществления контроля является низкий процент возврата бюджетных  средств по результатам проведенных  ревизий и проверок. В связи  с этим необходимо принять комплекс мер: по повышению уровня результативности контрольных мероприятий, направленных на уточнение ответственности государственных  должностных лиц за нарушение  требований закона об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов и о распоряжении государственной собственностью; по повышению ответственности должностных  лиц за неисполнение предписаний  Контрольных органов; по установлению правовых норм, закрепляющих механизм возврата бюджетных средств и ответственности должностных лиц за предоставление необеспеченных бюджетных кредитов и ссуд и т.п.

     Органы  налогового и таможенного контроля должны более тесно взаимодействовать  с контрольными органами исполнительной власти, прежде всего с органами федерального казначейства и Счетной  палатой РФ. Кроме того, повышению эффективности налогового контроля будут способствовать: решение задач, связанных с разработкой форм и методов контрольной работы в отношении налогоплательщиков, представляющих «нулевые балансы» или не представляющих налоговую отчетность; введение системы косвенного контроля, в основу которой положена оценка риска неуплаты налогов и других обязательных платежей; расширение направлений взаимодействия с общественными организациями налогоплательщиков и др.

     Использование информационных технологий в деятельности органов государственного финансового контроля открывает перспективы повышения эффективности использования государственных ресурсов. Станет возможным в полной мере обеспечить открытость бюджетов всех уровней, возможность в реальном масштабе времени контролировать расходы и доходы каждого получателя бюджетных средств. Наличие оперативной информации о финансово-хозяйственной деятельности всех участников бюджетного процесса будет способствовать предупреждению нарушений финансово-хозяйственной деятельности. Для формирования единого информационного пространства необходима информационная совместимость результатов деятельности контрольных органов, автоматизация учета контрольных мероприятий и обеспечение обмена соответствующей информацией между контрольными органами и т.п.

     В целях совершенствования аудиторского контроля особого внимания заслуживает  проблема повышения качества оказываемых  аудиторских услуг. Важное значение в этой связи приобретает разработка дополнительных критериев, характеризующих деятельность аудиторских организаций помимо соблюдения действующих правил (стандартов). Повышению качества оказываемых аудиторских услуг будет способствовать создание методик оценки ущерба от осуществления некачественного аудита. Качество аудиторских услуг тесно связано с уровнем квалификации аудиторов, повышению которого должна способствовать более эффективная система их профессиональной подготовки.

     В современных условиях требуется законодательное обеспечение внутрихозяйственного финансового контроля. Следует законодательно закрепить основы функционирования служб внутреннего контроля и установить основы их взаимодействия с другими органами финансового контроля. Важным направлением также являются разработка и реализация наиболее рациональных форм, методов его осуществления, способствующих снижению злоупотреблений должностных лиц, сохранности и рациональному использованию финансовых ресурсов, снижению трудоемкости контрольной работы.

     Дальнейшему развитию общественного контроля должно способствовать расширение деятельности попечительских советов; законодательное  обеспечение процедур доступа к  государственным информационным ресурсам как важнейшую основу осуществления  общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций. 
 

Заключение.

     Современный этап развития Российской Федерации  характеризуется тенденциями укрепления государственной власти, повышением роли государства в системе управления экономикой, усилением борьбы с коррупцией и правонарушениями в экономической  сфере. В этой связи объективно возрастает значение и роль финансового контроля.

     Значение  финансового контроля выражается в  том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности органами государственной  власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая  обоснованность и эффективность  осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных  образований. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целелесообразности проводимой финансовой деятельности.

     Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных  рычагов. Одним из наиболее важных рычагов  управления финансовой системы является финансовый контроль. На современном  этапе организации финансовый контроль претерпевает серьезные изменения. Это связано с принципиально  новым характером товарно-денежных отношений в современной России, появлением разнообразных форм собственности  и нового для страны финансового  рынка. В настоящее время, когда  Россия переживает период становления  рыночных отношений и связанных  с этим преобразований всех государственных  институтов, происходит процесс разграничения  полномочий между федеральной властью  и субъектами Федерации. Очень остро  стоит вопрос о необходимости  определения задач и функций  различных контрольных органов  исполнительной и представительной власти.

     Контроль  за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Роль финансового контроля при переходе к рынку многократно возрастает.

     Таким образом, финансовый контроль, с одной  стороны, является одной из завершающих  стадий управления финансами, а с  другой, он выступает необходимым  условием эффективности управления ими. Финансовый контроль является как  бы лакмусовой бумагой, на которой реально  проявляется весь процесс движения финансовых ресурсов, начиная от стадии формирования финансовых ресурсов, необходимых  для начала осуществления деятельности в любой сфере, и кончая получением финансовых результатов этой деятельности.

     Финансовый  контроль включает в себя контроль за соблюдением финансового законодательства в процессе формирования и использования фонда денежных средств, оценку экономической эффективности финансовых хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов. Финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов. Финансовые нарушения влекут санкции и штрафы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы.

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 (ред. от 18.06.1999) «Об Утверждении Положения о Министерстве Финансов Российской Федерации».
  3. Указ Президента Российской Федерации от16.03.1996 № 383 (ред. От 27.06.2000) «О Главном Контрольном Управлении Президента Российской Федерации».
  4. Федеральный закон от 11.01.1995 № 4-фз «О счетной палате Российской Федерации.
  5. Федеральный закон от 02.12.1990 (ред. 08.07.1999) «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)».
  6. Бровкина Н.Д. Контроль и ревизия : учеб. пособие — Москва: ИНФРА-М, 2007. — С. 11 - 32. — 346 с.
  7. Бюджетная система России / Г.Б.Поляк — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — С. 663 - 672. — 703 с.
  8. Грязева А.Г. Финансы. – М.: ЮНИТИ, 2009.
  9. Малолетко А.Н. Контроль и ревизия : учеб. пособие — Москва: КНОРУС, 2006. — С. 30 - 75. — 312 с.
  10. Мельник М.В., Пантелеев А.С., Звездин А.Л. Ревизия и контроль: учебник — Москва: КНОРУС, 2006. — С. 11 - 91. — 640 с.
  11. Соколов Б.Н., Рукин В.В. Системы внутреннего контроля (организация, методика, практика) — Москва: Экономика, 2007. — С. 5 - 9. — 442 с.
  12. Финансы: учебник для вузов/ Под. Ред. Проф. Л.А. Дробозиной –М.: ЮНИТИ, 2000.
  13. Финансы. Денежное обращение. Кредит.: учебник для вузов/ Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под. Ред. Проф. Л.А. Дробозиной – М.: ЮНИТИ, 2000.
  14. Финансы: учебник для вузов/ В.М. Родионова, Ю.Я. Вавилов, Л.И. Гончаренко и др.; Под ред. В.М. Родионовой - Финансы и статистика, 1993.
  15. Финансы: Учебник для вузов. Под ред. Проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти.- М.:Перспектива, 2000.

Информация о работе Финансовый контроль в РФ