Финансовый контроль в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 16:18, курсовая работа

Краткое описание

Финансовый контроль имеет важнейшее значение для управления финансами на любом уровне, обеспечивая надежное функционирование всей финансовой системы, реализацию осуществляемой государством финансовой политики, содействует обеспечению финансовой безопасности.
Выделяют несколько определений финансового контроля:
контроль над ведением финансовой документации, ее соответствием установленным нормам и правилам;
контроль над соблюдением законов и нормативных актов при осуществлении финансовых операций юридическими и физическими лицами, распределением и использованием денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

Файлы: 1 файл

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ.docx

— 69.32 Кб (Скачать)

2.2. Государственный  финансовый контроль.

     Государственный финансовый контроль — комплексная и целенаправленная система экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующихся на положениях основных законов государства. Определяющую роль в организации финансового контроля играет конституция страны. Правовой регламент контроля зависит от типа государства, его социально-политической ориентации, уровня экономического развития, соотношения форм собственности. От эффективности государственного финансового контроля в значительной степени зависит экономическое и политическое благополучие государства.

     Государственный финансовый контроль призван отслеживать  стоимостные пропорции распределения валового национального продукта. Он распространяется на все каналы движения денежных ресурсов, так или иначе связанные с формированием государственных ресурсов, полнотой и своевременностью их поступления и целевым использованием. Государственные контролеры наделены правом осуществлять ревизии и проверки как в государственном секторе, так и в сфере частного и корпоративного бизнеса, если таковые предопределены общенациональными экономическими интересами. Главная цель государственного контроля — максимизировать поступление ресурсов в казну и минимизировать государственные издержки управления, а также обеспечение законности, целесообразности, эффективности образования, распределения и использования финансовых ресурсов государства.

     Как следует из Указа Президента Российской Федерации от 25.07.1996 № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации», государственный финансовый контроль включает контроль за:

    • исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
    • организацией денежного обращения;
    • использованием кредитных ресурсов;
    • состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов;
    • предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

     Государственный финансовый контроль реализуется через общегосударственный и ведомственный. Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчиненности. Ведомственный финансовый контроль производят контрольно-ревизионные отделы министерств, концернов, управления исполкомов местных органов власти и др. Его объектом являются производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий, учреждений.

     Государственный финансовый контроль охватывает не только государственный сектор экономики, но и распространяется на субъекты хозяйствования всех форм собственности, главным образом путем проверки соблюдения ими налогового законодательства, выполнения государственных и муниципальных  заказов, целевого использования субсидий, дотаций, бюджетных кредитов, а также  эффективности предоставления и  законности использования налоговых  льгот. Следовательно, объектом государственного финансового контроля выступают  все денежные отношения, складывающиеся в процессе деятельности субъектов  хозяйствования, связанные с формированием  и использованием финансовых ресурсов государства.

     Организация государственного финансового контроля в различных странах во многом определяется формой государственного устройства. С учетом определенных признаков классификации внутри государственного финансового контроля можно выделить следующие виды:

    1. По отношению к ветвям государственной власти: контроль, осуществляемый законодательными (представительными) органами государственной власти, как непосредственно (парламентский контроль), так и через специально созданные ими органы независимого контроля; контроль, осуществляемый Президентом; контроль, осуществляемый органами исполнительной власти.
    2. По отношению к уровню государственной власти выделяют: федеральные органы государственного финансового контроля и региональные органы государственного финансового контроля.
    3. По характеру компетенции выделяют: органы общей компетенции — осуществляют контроль в отношении достаточно широкого круга вопросов; органы отраслевой компетенции; органы межотраслевой компетенции.

     Государственный налоговый контроль - это система  мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности  действий по формированию денежных фондов государства на всех уровнях управления и власти в части налоговых  доходов; выявлению резервов увеличения налоговых поступлений в бюджет и улучшению налоговой дисциплины: совокупность приемов и способов, используемых органами власти и управления, которые обеспечивают соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налогов в бюджет.

     Налоговый контроль как элемент управления налогообложением является необходимым условием существования эффективной налоговой системы; обеспечивает обратную связь налогоплательщиков с органами государственного управления, которые наделены особыми правами и полномочиями по всем вопросам налогообложения. Двойственная природа налогового контроля обусловлена тем, что, с одной стороны, он является формой реализации контролирующей роли налогов - возможности количественного отражения налоговых поступлений, их сопоставления с потребностями государства, выявления необходимости изменений налогового законодательства. С другой стороны, налоги - это принудительные денежные отношения, налоговый контроль со стороны государства является объективной необходимостью для существования налогов, т.е. контроль внутренне присущ данной экономической категории, необходим для того, чтобы налоги могли в полной мере выполнять свою фискальную функцию - образование денежных фондов государства.

     В научной литературе государственный  налоговый контроль в широком  смысле слова определяется как специальный  способ обеспечения законности. К  его основным задачам относятся, обеспечение поступлений в бюджеты  разных уровней всех предусмотренных  законодательством налогов и  платежей, воспрепятствование уходу  от налогов (т. е. налоговый контроль трактуется как проверка исполнения законов, исправление ошибок и нарушений). При рассмотрении налогового контроля как элемента системы государственного управления налогообложением становится очевидным, что это лишь одна из форм налогового контроля.

     Согласно I части Налогового кодекса субъектами налогового контроля (органами, осуществляющими  налоговый контроль) являются Министерство РФ по налогам и сборам и его  подразделения, таможенные органы и  органы государственных внебюджетных фондов. В качестве основных форм проведения налогового контроля названы налоговые  проверки, получение объяснений налогоплательщиков и др.

     Объектом  государственного налогового контроля является вся совокупность налоговых  отношений как императивных денежных отношений, в процессе которых образуются денежные фонды государства. Предметом  налогового контроля в каждом конкретном случае могут выступать различные  аспекты и проявления налоговых отношений: законность, достоверность, полнота, своевременность, обоснованность, целесообразность, эффективность, оптимальность и т. д.

2.3. Негосударственный  финансовый контроль.

     К негосударственному финансовому контролю относят: контроль финансово-кредитных  органов; внутрихозяйственный контроль; аудиторский (независимый) финансовый контроль.

     2.3.1. Контроль финансово-кредитных  органов.

     Контроль  финансово-кредитных органов - денежный контроль за финансовой и хозяйственной  деятельностью, осуществляемой банками  в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам. Способы банковского  контроля: предварительный и текущий  контроль в ходе проведения денежных операций через проверку представленных документов, устанавливающий право  на получение ссуды, проведение платежей ссудных счетов. При оформлении документов банк проверяет наличие у предприятия  собственных оборотных средств и знакомится с важнейшими показателями хозяйственной деятельности. Выдавая ссуду, банк проверяет ее обеспечение, т.е. наличие у предприятия товарно-материальных ценностей. Банковский контроль в процессе кредитования сочетается с контролем, осуществляемым при организации расчетов. Принимая поручение хозяйствующего субъекта на перечисление денег другому предприятию, банк проверяет законность этой сделки.

     2.3.2. Внутрихозяйственный  контроль.

          Внутрихозяйственный контроль - проверка  производственной и хозяйственной  деятельности предприятия в целом  и отдельных его структурных  подразделений, осуществляемой бухгалтерией, финансовым отделом и некоторыми  другими экономическими службами  самого хозяйствующего субъекта. Главный бухгалтер является ключевым  звеном в системе хозяйственного  контроля. Полномочия главного бухгалтера состоят в следующем: совместно с руководителем предприятия он подписывает все документы, служащие основанием для приемки и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также расчетные, кредитные, финансовые обязательства и хозяйственные договоры; не принимает к оформлению и исполнению документы по операциям, противоречащим действующему законодательству и нарушающим договорную и финансовую дисциплину; осуществляет предварительный финансовый контроль за правильностью и законностью расходования средств. Функции главбуха: формирование учетной политики; ведение бухгалтерского учета; обеспечение соответствия российскому законодательству всех осуществляемых предприятием, учреждением хозяйственных операций; составление в установленные сроки достоверной бухгалтерской отчетности; контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

     2.3.3. Аудиторский контроль.

     Отдельный вид негосударственного контроля - аудит или аудиторский финансовый контроль. Аудиторская деятельность, аудит представляет собой предпринимательскую  деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций  и индивидуальных предпринимателей. Целью аудита является выражение  мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

     Аудиторский контроль имеет свои особенности:

  1. аудит осуществляется на договорных началах;
  2. субъект хозяйствования имеет определенную самостоятельность в выборе аудиторской организации;
  3. выявленные в ходе аудиторской проверки нарушения действующего законодательства влияют на форму выражения мнения аудиторской организации о достоверности отчетности, но не влечет за собой применения финансовых санкций.

     Виды  аудиторских проверок: 

    • обязательная - проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ, а также по поручению органов дознания, следователя при наличии санкции прокурора, суда, арбитражного суда, при наличии в производстве возбужденного уголовного дела, принятого к производству гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду; 
    • инициативная - проводится по решению хозяйствующего субъекта.

     Общественный  финансовый контроль выполняют группы, отдельные физические лица (специалисты) на основе добровольности и безвозмездности. Объект контроля зависит от конкретной задачи, поставленной перед проверяющими.

     Аудит эффективности представляет собой  тип финансового контроля экономических  и социальных результатов. Результаты определяются путем проведения проверок исполнения бюджета на объектах контрольного мероприятия.

     Согласно  стандартам аудита, принятым International Organization of Supreme Audit Institutions (INTOSAI), аудит эффективности включает в себя:

    • аудит экономичности административной деятельности по обеспечению программы в соответствии с правильными административными принципами и практиками;
    • аудит эффективности использования человеческих, финансовых и иных ресурсов, включая проверку информационных систем, систем показателей измерения деятельности и мониторинга, а также процедур для устранения обнаруженных несоответствий и недостатков;
    • аудит результативности деятельности в части достижения проверяемой программой заданных целей, а также аудит влияния, то есть сравнение фактического влияния той или иной программы или политики с запланированным.

     К достоинствам аудита эффективности  относят:

    1. расширение границ финансового контроля за пределы формальных оценок распределения ресурсов до улучшения экономических объектов их осваивающих;
    2. комплексный анализ причин неэффективного использования бюджетных средств в разрезе их получателей;
    3. создание условий для борьбы с коррупцией в органах власти путем предоставления информации об использовании бюджетных средств;
    4. предоставление законодательным органам власти возможности оценить результативность принятия решений по регулированию бюджетного процесса;
    5. обеспечение органов исполнительной власти информацией и рекомендациями по повышению эффективности использования ресурсов;
    6. воздействие на разработку стратегических решений в области финансовой политики.

Информация о работе Финансовый контроль в РФ