Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 16:18, курсовая работа
Финансовый контроль имеет важнейшее значение для управления финансами на любом уровне, обеспечивая надежное функционирование всей финансовой системы, реализацию осуществляемой государством финансовой политики, содействует обеспечению финансовой безопасности.
Выделяют несколько определений финансового контроля:
контроль над ведением финансовой документации, ее соответствием установленным нормам и правилам;
контроль над соблюдением законов и нормативных актов при осуществлении финансовых операций юридическими и физическими лицами, распределением и использованием денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.
Государственный финансовый контроль — комплексная и целенаправленная система экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующихся на положениях основных законов государства. Определяющую роль в организации финансового контроля играет конституция страны. Правовой регламент контроля зависит от типа государства, его социально-политической ориентации, уровня экономического развития, соотношения форм собственности. От эффективности государственного финансового контроля в значительной степени зависит экономическое и политическое благополучие государства.
Государственный финансовый контроль призван отслеживать стоимостные пропорции распределения валового национального продукта. Он распространяется на все каналы движения денежных ресурсов, так или иначе связанные с формированием государственных ресурсов, полнотой и своевременностью их поступления и целевым использованием. Государственные контролеры наделены правом осуществлять ревизии и проверки как в государственном секторе, так и в сфере частного и корпоративного бизнеса, если таковые предопределены общенациональными экономическими интересами. Главная цель государственного контроля — максимизировать поступление ресурсов в казну и минимизировать государственные издержки управления, а также обеспечение законности, целесообразности, эффективности образования, распределения и использования финансовых ресурсов государства.
Как следует из Указа Президента Российской Федерации от 25.07.1996 № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации», государственный финансовый контроль включает контроль за:
Государственный финансовый контроль реализуется через общегосударственный и ведомственный. Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчиненности. Ведомственный финансовый контроль производят контрольно-ревизионные отделы министерств, концернов, управления исполкомов местных органов власти и др. Его объектом являются производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий, учреждений.
Государственный
финансовый контроль охватывает не только
государственный сектор экономики,
но и распространяется на субъекты
хозяйствования всех форм собственности,
главным образом путем проверки
соблюдения ими налогового законодательства,
выполнения государственных и
Организация государственного финансового контроля в различных странах во многом определяется формой государственного устройства. С учетом определенных признаков классификации внутри государственного финансового контроля можно выделить следующие виды:
Государственный
налоговый контроль - это система
мероприятий по проверке законности,
целесообразности и эффективности
действий по формированию денежных фондов
государства на всех уровнях управления
и власти в части налоговых
доходов; выявлению резервов увеличения
налоговых поступлений в бюджет
и улучшению налоговой
Налоговый контроль как элемент управления налогообложением является необходимым условием существования эффективной налоговой системы; обеспечивает обратную связь налогоплательщиков с органами государственного управления, которые наделены особыми правами и полномочиями по всем вопросам налогообложения. Двойственная природа налогового контроля обусловлена тем, что, с одной стороны, он является формой реализации контролирующей роли налогов - возможности количественного отражения налоговых поступлений, их сопоставления с потребностями государства, выявления необходимости изменений налогового законодательства. С другой стороны, налоги - это принудительные денежные отношения, налоговый контроль со стороны государства является объективной необходимостью для существования налогов, т.е. контроль внутренне присущ данной экономической категории, необходим для того, чтобы налоги могли в полной мере выполнять свою фискальную функцию - образование денежных фондов государства.
В
научной литературе государственный
налоговый контроль в широком
смысле слова определяется как специальный
способ обеспечения законности. К
его основным задачам относятся,
обеспечение поступлений в
Согласно I части Налогового кодекса субъектами налогового контроля (органами, осуществляющими налоговый контроль) являются Министерство РФ по налогам и сборам и его подразделения, таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов. В качестве основных форм проведения налогового контроля названы налоговые проверки, получение объяснений налогоплательщиков и др.
Объектом государственного налогового контроля является вся совокупность налоговых отношений как императивных денежных отношений, в процессе которых образуются денежные фонды государства. Предметом налогового контроля в каждом конкретном случае могут выступать различные аспекты и проявления налоговых отношений: законность, достоверность, полнота, своевременность, обоснованность, целесообразность, эффективность, оптимальность и т. д.
К негосударственному финансовому контролю относят: контроль финансово-кредитных органов; внутрихозяйственный контроль; аудиторский (независимый) финансовый контроль.
2.3.1. Контроль финансово-кредитных органов.
Контроль
финансово-кредитных органов - денежный
контроль за финансовой и хозяйственной
деятельностью, осуществляемой банками
в ходе операций по кредитованию, финансированию
и расчетам. Способы банковского
контроля: предварительный и текущий
контроль в ходе проведения денежных
операций через проверку представленных
документов, устанавливающий право
на получение ссуды, проведение платежей
ссудных счетов. При оформлении документов
банк проверяет наличие у
2.3.2. Внутрихозяйственный контроль.
Внутрихозяйственный контроль - проверка
производственной и
2.3.3. Аудиторский контроль.
Отдельный
вид негосударственного контроля -
аудит или аудиторский
Аудиторский контроль имеет свои особенности:
Виды аудиторских проверок:
Общественный финансовый контроль выполняют группы, отдельные физические лица (специалисты) на основе добровольности и безвозмездности. Объект контроля зависит от конкретной задачи, поставленной перед проверяющими.
Аудит эффективности представляет собой тип финансового контроля экономических и социальных результатов. Результаты определяются путем проведения проверок исполнения бюджета на объектах контрольного мероприятия.
Согласно стандартам аудита, принятым International Organization of Supreme Audit Institutions (INTOSAI), аудит эффективности включает в себя:
К достоинствам аудита эффективности относят: