Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 16:18, курсовая работа
Финансовый контроль имеет важнейшее значение для управления финансами на любом уровне, обеспечивая надежное функционирование всей финансовой системы, реализацию осуществляемой государством финансовой политики, содействует обеспечению финансовой безопасности.
Выделяют несколько определений финансового контроля:
контроль над ведением финансовой документации, ее соответствием установленным нормам и правилам;
контроль над соблюдением законов и нормативных актов при осуществлении финансовых операций юридическими и физическими лицами, распределением и использованием денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.
При
выявлении нарушений
Таможенный
контроль в РФ осуществляется Федерально
Валютный контроль в РФ осуществляется органами валютного контроля, которыми являются Центральный банк РФ и Правительство РФ. Валютный контроль в РФ реализуется по следующим направлениям:
Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ и законом «О Совете Министров Правительстве РФ» наделено широкими полномочиями. Оно контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита. Правительство РФ контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств; направляет деятельность подведомственных ему органов финансового контроля. При Правительстве РФ действует Контрольно-наблюдательный совет, выполняющий ряд контрольных функций в области финансов.
Важнейшее место в системе финансового контроля со стороны Правительства РФ занимает Министерство финансов РФ (Минфин), которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует ее осуществление. Все структурные подразделения Минфина в той или иной форме контролируют финансовые отношения. Минфин осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основе решений правительства РФ.
По
результатам контроля Минфин вправе
требовать устранения выявленных нарушений;
ограничивать и приостанавливать финансирование
из федерального бюджета предприятий
и организаций при наличии
у них фактов незаконного расходования
средств, а также непредставления
ими соответствующей
Большую роль в проведении финансового контроля играет осуществляемое Минфином методическое руководство организацией бухгалтерского учета в стране, а также проведение аттестации по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности (сюда не входит аудит банков).
Следует отметить, что контрольные полномочия Минфина РФ распространяются на финансовые средства только федерального уровня. Бюджетное законодательство РФ предусматривает финансовую самостоятельность субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Они сами несут ответственность за формирование и использование своих бюджетов и внебюджетных фондов.
Оперативный контроль использования государственных средств осуществляет действующий в рамках Минфина Департамент государственного финансового контроля и аудита, а также органы Федерального казначейства.
Департамент государственного финансового контроля и аудита Минфина РФ, созданный Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998г., является преемником Контрольно-ревизионного управления Минфина РФ. Департамент и его территориальные подразделения обязаны проводить комплексные ревизии и тематические проверки с целью контроля поступлений и целевого использования средств федерального бюджета I государственных внебюджетных фондов; документальные проверки финансово-хозяйственной деятельности по заданиям правоохранительных органов, а также органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления.
На Федеральное казначейство возлагаются задачи: организовывать, осуществлять и контролировать исполнение федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов. Казначейство занимается также сбором и анализом информации о состоянии финансов страны, прогнозированием объемов государственных финансовых ресурсов, оперативным управлением ими. Совместно с Центральным Банком органы Казначейства должны осуществлять обслуживание внешнего долга России.
Для контроля над использованием государственных бюджетных и внебюджетных средств органы казначейства наделяются большими правами:
В ходе осуществления контроля Федеральное казначейство взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти и координирует их работу.
Государственный
финансовый контроль осуществляют также
главные распорядители
и распорядители бюджетных
средств. Бюджетным кодексом РФ предусмотрено,
что главные распорядители и распорядители
бюджетных средств осуществляют финансовый
контроль получателей бюджетных средств
за их целевым использованием, своевременным
возвратом, представлением ими отчетности
об использовании бюджетных средств. Главные
распорядители бюджетных средств проводят
проверки подведомственных государственных
и муниципальных унитарных предприятий
и бюджетных учреждений. Непосредственное
проведение контроля за использованием
бюджетных средств унитарными предприятиями
осуществляется по инициативе главного
распорядителя бюджетных средств органами
государственного финансового контроля.
3.4. Аудиторский контроль в РФ.
Аудиторский контроль в РФ осуществляется на основании федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, внутренних правил (стандартов), которые действуют в профессиональных аудиторских объединениях и аудиторских организациях (используются частными аудиторами, осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица). Аудиторская деятельность осуществляется в форме обязательного и инициативного аудита.
Законодательством определены группы субъектов хозяйствования, деятельность которых подлежит обязательной аудиторской проверке исходя из определенных критериев. Обязательной аудиторской проверке подлежат все кредитный организации (включая Банк России); страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счет обязательных отчислений, благотворительные фонды, все предприятия, созданные в форме открытого акционерного общества, независимо от числа акционеров и размера уставного капитала, а также предприятия, имеющие в уставном фонде долю, принадлежащую иностранным инвесторам. Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятия (за исключением государственных и муниципальных), отдельные показатели которых превышают критерии, установленные Правительством РФ. Обязательная аудиторская проверка может быть проведена и по поручению государственных органов — прокуратуры, казначейства, налоговой службы и налоговой полиции.
Если аудиторская проверка производится на основе поручения судебных органов при наличии уголовного дела, принятого к производству, или дела, подведомственного арбитражному суду, то оплата аудиторской услуги производится за счет проверяемой организации по тарифам, утверждаемым Правительством РФ, а в случае финансовой несостоятельности - за счет средств государственного бюджета с последующим возмещением из имущества проверяемой организации, признанной судом банкротом.
3.5. Внутрихозяйственный контроль в РФ.
Внутрихозяйственный контроль в РФ осуществляется по решению участников (собственников) субъекта хозяйствования или исполнительного органа (руководителя), кроме банковской сферы, где организация внутреннего контроля обязательна для коммерческих банков. Внутрихозяйственный контроль в РФ осуществляется: органами управления (например, советом директоров); администрацией предприятия; специализированными службами (внутреннего аудита, внутреннего контроля) или работниками, в чьи должностные обязанности входит осуществление контроля. В отдельных случаях законодательство предусматривает обязательное избрание ревизионной комиссии (ревизора), например для акционерных обществ. Организация может осуществлять внутрихозяйственный контроль как самостоятельно, так и на основании договора с аудиторской организацией.
Кредитная
организация обязана
3.6. Общественный контроль в РФ.
Общественный
контроль в РФ осуществляется в различных
сферах деятельности, например в сфере
образования, сфере социального страхования
и пенсионного обеспечения. Например,
предусмотрено расширение участия общества
в управлении образованием путем создания попечительских
советов, деятельность которых позволит
обеспечить приток в образование дополнительных
финансовых, материальных, кадровых ресурсов,
их эффективное использование и общественный
контроль. В системе обязательного пенсионного
страхования создан Общественный совет
по инвестированию средств пенсионных
накоплений, который осуществляет общественный
контроль деятельности субъектов по формированию
и инвестированию средств пенсионных
накоплений.
4. Пути совершенствования финансового контроля в РФ.
Роль
финансового контроля в создании
адекватной современным экономическим
условиям системы управления финансами
трудно переоценить. В связи с
этим большое значение приобретает
необходимость
Одним из приоритетных направлений усовершенствования финансового контроля в РФ является создание единых методологических основ. Следует также законодательно определить: виды финансового контроля, субъекты и объекты финансового контроля, разделить сферы внешнего и внутреннего финансового контроля. Отсутствие общих подходов к классификации финансового контроля, единой терминологии в части определения таких ключевых понятий, как вид, форма, методы контроля, создает трудности в разработке и применении нормативно-правовых актов, способствует возникновению спорных ситуаций.
Также ключевым направлением является принятие единой концепции государственного финансового контроля в РФ, которая должна установить единые правовые основы осуществления государственного финансового контроля, определить систему органов, осуществляющих контроль, а также механизм их взаимодействия. В рамках этих вопросов необходима разработка научно-методических основ оценки эффективности деятельности органов государственного финансового контроля и их сотрудников. Важным вопросом является также определение органа, обладающего статусом высшего контрольного органа. Кроме того, необходимо четко определить статус органов государственного финансового контроля по отношению к органам аудиторского контроля, законодательно закрепив их приоритет в вопросах методологии финансового контроля.