Финансовый контроль в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 16:18, курсовая работа

Краткое описание

Финансовый контроль имеет важнейшее значение для управления финансами на любом уровне, обеспечивая надежное функционирование всей финансовой системы, реализацию осуществляемой государством финансовой политики, содействует обеспечению финансовой безопасности.
Выделяют несколько определений финансового контроля:
контроль над ведением финансовой документации, ее соответствием установленным нормам и правилам;
контроль над соблюдением законов и нормативных актов при осуществлении финансовых операций юридическими и физическими лицами, распределением и использованием денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

Файлы: 1 файл

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ.docx

— 69.32 Кб (Скачать)

     Процесс целенаправленной деятельности субъектов  контроля, или процесс финансового  контроля, осуществляется с использованием определенных методов.

     2.4. Методы финансового  контроля.

     Методы  финансового контроля – это приемы исследования учетной документации и получения фактических данных, применяемые работниками контрольно-ревизионных  органов и служб с целью  выявления доказательной информации. Между различными методами финансового контроля нет чётких границ, многие из них находятся во взаимосвязи и включают элементы других методов. Во многих случаях достоверное установление фактов возможно лишь с использованием комплекса методов. При этом выбор методов контроля, применяемых в том или ином случае, зависит от полномочий контрольно-ревизионного органа или службы (например, аудитор в ходе проверки может применять только документальные методы; в ходе налоговой проверки могут проверяться только те документы, которые касаются начисления и перечисления в бюджет налогов).

     Различают следующие методы проведения контроля:                

      1. обследования;
      2. надзор;
      3. анализ финансового состояния;
      4. наблюдение (мониторинг);
      5. ревизии;
      6. проверки.

  Обследование охватывает широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполнения работ, расхода материалов, топлива, энергии и т.д.

     Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов, нарушение которых влечёт за собой отзыв лицензии.

     Анализ  финансового состояния как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

     Наблюдение (мониторинг) - постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.

     Ревизия представляет собой сплошную документальную и фактическую проверку всех финансовых и хозяйственных операций, совершенных объектом контроля за определенный период времени. Контрольные действия при ревизии заключаются в документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами установлена ответственность за их осуществление.

     Проверка, в свою очередь, являет собой единичное контрольное действие или исследование конкретного вопроса по одному или нескольким участкам деятельности. От ревизии проверка отличается тем, что носит выборочный характер и, следовательно, предполагает возможность пропуска, исключения из поля зрения субъекта контроля каких-либо фактов, способных повлиять как на результаты самой проверки, так и на оценку деятельности объекта контроля.

     По  своему содержанию проверки делятся  на:

    • оперативные (направлены на улучшение финансово-хозяйственной деятельности объекта учета);
    • тематические (направлены на один или несколько конкретных вопросов финансово-хозяйственной деятельности – проверка правильности учета объектов основных средств, начисления заработной платы, уплаты налогов и др.);
    • углубленные (охватывают широкий спектр проверяемых вопросов, определяемых планом проверки);
    • в рамках проведения проверки вышестоящего учреждения (проводятся по отдельным вопросам, а результаты проверки включаются в акт проверки вышестоящего учреждения).

     Организуемые  ревизии и проверки можно классифицировать по некоторым признакам:

    • полноте (широте) охвата – полные (проверяются все направления и стороны деятельности учреждения) и частичные (отдельные направления и стороны деятельности), комплексные и тематические;
    • глубине проведения – сквозные (проводятся одновременно в вышестоящих и нижестоящих учреждениях по одинаковым или взаимосвязанным вопросам) и локальные (проводятся на одном объекте контроля или на нескольких, но по различным вопросам);
    • отношению к плану – плановые и внеплановые (проводятся при выявлении фактов допущенных нарушений или по требованию правоохранительных и других уполномоченных структур);
    • степени охвата – сплошные (проверяются все операции и данные на определенном участке деятельности и за весь ревизуемый период), выборочные (проверяется часть документов согласно произведенной выборке за определенный период времени) и комбинированные (отдельные участки деятельности или стороны деятельности проверяются сплошным методом, другие – выборочным);
    • месту проведения – камеральные (без выезда к месту нахождения объекта контроля) и выездные (проводятся непосредственно в учреждении или органе, являющихся объектами контроля);
    • очередности исследования одних и тех же вопросов – первичные (проводятся по определенным вопросам впервые), дополнительные и повторные (при выявлении факта неполного проведения ревизии или проверки, допущенных при проведении контрольных мероприятий нарушений, по требованию следственных и иных уполномоченных органов);
    • характеру проверяемого материала – документальные (на основе первичных учетных документов, регистров учета и др.) и фактические.

     Предварительный внутренний финансовый контроль осуществляется путем проверок сметно-плановых, расчетных  и других документов в процессе финансового  планирования, финансирования, начисления заработной платы, назначения пенсий, пособий, социальных и компенсационных  выплат, регистрации штатных расписаний до совершения финансово-хозяйственных  операций, проектов договоров на поставку материальных ценностей (выполнение работ, оказание услуг) и др.

     Последующий внутренний финансовый контроль осуществляется путем ревизий и проверок финансово-экономической  и хозяйственной деятельности по учетным и отчетным данным, первичным  учетным и другим документам после  совершения финансово-хозяйственных  операций, проверки фактического наличия  денежных средств, ценностей и бланков  строгой отчетности.

     Срок  проведения контрольных мероприятий  не может превышать нормативного значения, определенного соответствующими нормативными правовыми актами. Как  правило, срок ревизии (проверки) не превышает 45 дней. В каждом конкретном случае срок ревизии (проверки), а также перечень проверяемых вопросов определяются графиком проверки (заданием на проверку), утверждаемым вышестоящим уполномоченным руководителем (начальником).

     Результатом финансового контроля является документ (акт, отчёт, справка, заключение), который отражает:

  1. достоверную информацию о финансово-хозяйственном состоянии объекта контроля;
  2. вскрытые в процессе контроля нарушения норм и правил, отклонения от принятых стандартов;
  3. факты неэффективного или неэкономного хозяйствования.

3. Финансовый контроль в РФ.

3.1. Правовая основа  финансового контроля  в России.

     Деятельность  органов финансового контроля в  РФ осуществляется в соответствии с  установленными нормами права, основными  источниками которого являются: Конституция  РФ, Гражданский кодекс РФ, Бюджетный  кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, федеральные  законы и законы субъектов РФ, законодательные  акты органов местного самоуправления, подзаконные нормативные правовые акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др.). В ст. 265 и 266 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляют: законодательные (представительные) органы и представительные органы местного самоуправления; органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Контроль законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления предусматривает их право на создание собственных контрольных органов для проведения внешнего аудита бюджетов.

     3.2. Финансовый контроль  со стороны законодательной  власти.

     Государственный финансовый контроль в Российской Федерации  осуществляют высшие органы государственной  власти и управления: Федеральное Собрание и его две палаты – Государственная Дума и Совет Федерации. Высшим специальным органом государственного финансового контроля выступает Счетная палата, которая в своей деятельности подотчетна Федеральному Собранию. Счетная палата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля. В своей деятельности Счетная палата РФ руководствуется Конституцией РФ, Федеральным законом от 11.01.1995 № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», другими федеральными законами.

     Счетная палата проводит экспертизу федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов и законодательных актов, контролирует исполнение федерального бюджета. Основной ее задачей является контроль за исполнением федерального бюджета, который включает в себя:

  1. контроль за своевременным исполнением доходов и расходов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, оценку их обоснованности;
  2. оценку эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности и др.

     Счетная палата обязана также контролировать состояние государственного внутреннего  и внешнего долга РФ,  а также  деятельность Центрального банка по обслуживанию государственного долга, эффективность использования иностранных  кредитов и займов, получаемых Правительством РФ, а также предоставление Россией  финансовых и материальных ресурсов в форме займов и на безвозмездной  основе иностранным государствам и  международным организациям.

     Основные  методы контроля, проводимого Счетной  палатой, - тематические проверки и ревизии. Для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности, в том числе к уголовной, должностных лиц, виновных в нарушении законодательства и бесхозяйственности. Счетная палата направляет представление руководителю проверяемого предприятия, учреждения или организации, которое должно быть рассмотрено в указанный в нем срок. При выявлении фактов грубых нарушений законности и финансовой дисциплины, наносящих государству прямой ущерб, или при несоблюдении порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты она имеет право давать предписания, обязательные для исполнения. В случае если предписания не исполняются, Коллегия Счетной палаты по согласованию с Государственной Думой может принять решение о приостановлении финансовых, платежных и расчетных операций по счетам юридического лица. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке.

     Контроль  финансов со стороны Президента РФ осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов; назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, представления Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность председателя Центрального банка. Основные функции обеспечения контрольных полномочий Президента РФ в сфере государственных финансов имеет Контрольное управление Президента РФ. Основными задачами Управления являются контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти всех уровней, а также организациями федеральных законов, в части, касающейся полномочий Президента РФ, указов, распоряжений и иных решений Президента РФ; контроль за реализацией ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию, бюджетных посланий Президента РФ; контроль над деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации; рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц.

     Главное Контрольное управление наделено правом требовать от  руководителей государственных органов, организаций и предприятий (независимо от формы собственности) представления документов, материалов и любой информации, необходимой для проведения проверок; привлекать к проверкам специалистов и представителей правоохранительных органов и вносить на рассмотрение Президента РФ предложения по результатам проверок. Оно вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений, которые должны быть рассмотрены и течение 10 дней. Но оно не имеет права самостоятельно применять какие-либо санкции.

     3.3. Финансовый контроль  со стороны исполнительной  власти.

     Важная  роль в проведении финансового контроля принадлежит Федеральной налоговой службе и ее органам на местах. Инспекции федеральной налоговой службы (ИФНС) уполномочены осуществлять контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет всеми юридическими и физическими лицами, подлежащими налогообложению. Инспекции осуществляют проверку денежных документов, бухгалтерских книг и иных документов, связанных с исчислением и уплатой в бюджет налоговых и других обязательных платежей; могут требовать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках.

Информация о работе Финансовый контроль в РФ